Предыдущая статья Содержание Следующая статья
Рост боевой эффективности модернизируемым "МиГам" обеспечен

   
Предпосылки модернизации

1_b.jpg (9684 bytes)АНПК "МиГ" имеет достаточно большой опыт глубокой модернизации самолетов. Так, после перелета в 1976 г. в Японию новейшего для того времени перехватчика МиГ-25П, было принято решение о разработке МиГ-25ПД, а на его базе - модернизации всего ранее выпущенного парка. По заказу ВВС модифицировали практически все МиГ-25. Ныне завершается работа по модернизации МиГ-21бис в МиГ-21-93, обеспечивающая существенный рост боевых возможностей при относительно небольших затратах.

Работа по модернизации прежде всего массовых боевых самолетов, состоящих на вооружении многих стран, вызвана следующими основными обстоятельствами:

  • по большинству летных характеристик эти машины не уступают истребителям 4-го поколения;
  • сроки службы могут быть продлены, как минимум, до 2010-2015 гг.;
  • самолеты освоены летным и техническим составом;
  • полностью имеются необходимые системы логистики (системы наземной поддержки);
  • по боевой эффективности модернизированные самолеты уже сравнимы с самолетами 4-го поколения;
  • возможно обеспечение многофункционального применения самолетов.

Особенности подхода к модернизации МиГ-21 и МиГ-23

Выбор рационального варианта модернизации достаточно сложен по причине того, что МиГ-21 и МиГ-23 выпускались в течение длительного времени в качестве истребителей, перехватчиков, учебно-боевых, а МиГ-23 - еще и ударных самолетов. В каждом семействе несколько раз менялись тип двигателя, радиолокатора (конструкция планера), объем внутреннего топлива, и в результате это не 2, а, скорее, все 22 типа самолетов. При этом практически все страны хотели бы предварительно ознакомиться с демонстратором, на котором можно было бы убедиться в соответствии характеристик заявленным и определить уровень технического и финансового риска.

АНПК "МиГ" сформировал новую комплексную стратегию модернизации, опирающуюся на следующие принципы:

  1. Пакетный метод модернизации, предполагающий:
    • изменение архитектуры бортового комплекса и информационно-управляющего поля, новых или модернизированных РЛС, оптико-электронных систем и вооружения;
    • доработки по самолету и самолетным системам;
    • установку новых систем бортовой авионики;
    • установку систем логистики;
    • установку национальной или западной авионики и вооружения.

Между пакетами и внутри пакетов имеются связи, которые могут быть отражены в виде соответствующих матриц.

  1. Выбор базовых вариантов модернизации. Для истребителей предлагается по два варианта - с максимальной боевой эффективностью и с минимальной стоимостью при обеспечении применения новых типов ракет "воздух - воздух". Для МиГ-23Б - вариант "растянутой модернизации", т.е. обеспечение окончательного состава оборудования и вооружения на последующих этапах.
  2. Одновременное предложение покупателю как комплекса работ по модернизации АТ, так и мероприятий по профилактике и ремонту самолетов, продлению срока службы и ресурса, а также создание совместных предприятий по обеспечению эксплуатации, производству и поставок запасных частей и расходных материалов.
  3. Программа финансового обеспечения офсетных программ и встречной торговли.

Базовые варианты модернизации самолетов МиГ-21:

МиГ-21-93. Этот вариант предусматривает установку на МиГ-21бис новой системы управления вооружением (СУВ) на базе многофункциональной РЛС "Копье". Самолет вооружается ракетами "воздух - воздух" средней дальности семейства Р-27, РВВ-АЕ и ближней дальности Р-73Е. Для действий по наземным и надводным целям - ракетами Х-25М, корректируемыми бомбами КАБ-500КР. Устанавливаются: индикация на лобовом стекле, нашлемная система целеуказания (НСЦ), многофункциональные дисплеи (МФД), инерциальная навигационная система (ИНС/КНС), цифровая система воздушных сигналов (СВС), средства РЭП, системы энергоснабжения, регистрации, западная авионика и оружие (по желанию заказчика) и т.д. Возможен переход на связи по стандарту MIL-1553B.

МиГ-21-98-1. В этом варианте на МиГ-21М улучшен обзор летчика и устанавливаются бортовая автоматизированная система управления и диалога с экипажем верхнего уровня (БАСУ) и малогабаритная РЛС "Москит", потребляемая мощность которой ниже, чем у "Копья". Состав вооружения и остального оборудования близок к МиГ-21-93. Доработка коробки приводов и установка новых генераторов не требуются.

МиГ-21-98-2. Этот вариант обеспечивает применение ракет Р-73Е на всех МиГ-21.

МиГ-21УМ-97. Вариант модернизации самолетов МиГ-21УМ, обеспечивающий подготовку и тренировку летчиков самолетов МиГ-21-93 и МиГ-21-98-1.

По всем МиГ-21 предлагаются работы по снижению заметности в радиолокационном диапазоне, установке новых средств связи, навигации, контейнеров с аппаратурой и т.д.

Базовые варианты модернизации самолетов МиГ-23:

МиГ-23-98-1. Вариант модернизации всех типов истребителей МиГ-23, предполагающей установку БАСУ, многофункциональной РЛС с дальностью обнаружения цели типа "истребитель" 90...100 км, ИНС, СВС, новых средств радионавигации и средств РЭП. Вооружен ракетами "воздух - воздух" семейства Р-27, РВВ-АЕ, Р-73Е (при сохранении ракет с ИК-головками самонаведения Р-24Т, Р-23Т, Р-60); управляемым оружием по наземным целям, кораблям и работающим РЛС: КАБ-500КР, Х-31А/П, Х-29Т/ТД, а также ракетами семейства Х-25М.

МиГ-23-98-2. Модернизация РЛС "Сапфир-23" на МиГ-23, которая обеспечивает применение ракет РВВ-АЕ и Р-73Е и одновременно резкое повышение точности навигации.

МиГ-23Б-98. Установка на МиГ-23БН приемника космической навигационной системы, БАСУ и новых средств РЭП. Обеспечение применения ракет Р-73Е, Х-29Т/ТД, корректируемых бомб КАБ-500КР. Проект во многом, особенно по интерьеру кабины, унифицирован с проектом модернизации самолета МиГ-27М, действующий макет кабины которого демонстрировался на нескольких международных выставках.

АНПК работает также над двумя вариантами модернизации учебно-боевого самолета МиГ-23УБ.

По всем самолетам МиГ-23 предлагается комплекс мероприятий, включающий снижение заметности, установку системы дозаправки в воздухе, новой авионики, большого набора аппаратурных контейнеров, обеспечивающих расширение номенклатуры оружия. Так, на МиГ-23Б-98 и МиГ-27М станет возможной установка контейнера с многофункциональной РЛС, многократно увеличивающая (при соответствующем оружии) эффективность действий как по наземным, так и по воздушным целям.

Пакетный метод модернизации самолетов "МиГ":

I пакет:

  • Изменение архитектуры бортового комплекса: установка БАСУ, МФД, цифровых вычислителей, мультиплексных каналов информационного обмена.
  • Обеспечение применения управляемого оружия: Р-27Р1/ЭР1, Р-27Т1/ЭТ1, РВВ-АЕ, Р-73Е, Х-31А, Х-31П, Х-25МП, Х-29Т, Х-25МТ, КАБ-500КР, КАБ-500Л, Х-29Л, Х-25МЛ.
  • Установка:
  • - новых и модернизация старых РЛС;
    - датчиков ИНС/КНС, СВС-Ц;
    - оптико-электронных прицелов;
    - авиационных подвесных контейнеров с аппаратурой;
    - новых АПУ, АКУ, адаптеров.

  • Доработка планера, систем управления оружием.

II пакет:

  • Продление срока службы и ресурса.
  • Установка систем дозаправки в воздухе и обеспечения встречи.
  • Обеспечение снижения заметности в РЛ-диапазоне.
  • Увеличение боевой живучести.
  • Доработка систем энергоснабжения, охлаждения и т.д.

III пакет:

  • Установка:
  • - средств РЭП (станций предупреждения об облучении, станций активных помех, систем выброса помех, дополнительных сенсоров);
    - новых средств радионавигации, госопознавания и ответчиков УВД, аварийных самописца и радиомаяка.

  • Доработка планера.

IV пакет:

  • Создание:
  • - центров планирования, анализа, РЭП, разведки;
    - совместных предприятий по обеспечению эксплуатации.

  • Поставка технической позиции по подготовке оружия.
  • Изготовление дополнительного оборудования.

Рост боевой эффективности

Результативность модернизации характеризуется ростом интегрального показателя - коэффициента боевого потенциала при действиях по воздушным целям, наземным целям и суммарно для истребителей.

table.gif (5187 bytes)

Особо важен рост за счет дальнего ракетного боя, обеспечиваемый РЛС и ракетами РВВ-АЕ. При этом по своим возможностям модернизированные "МиГи", особенно МиГ-23-98-1, превосходят F-16C и "Мираж" 2000-5. Использование НСЦ, РЛС в режимах "вертикаль", ракет Р-73Е и средств РЭП значительно повышают возможности истребителя в ближнем маневренном бою.

Новые прицельные системы и управляемое оружие, более эффективное неуправляемое оружие (С-8, РБК с самонаводящимися боевыми элементами), повышение точности навигации и прицеливания приводят к заметному увеличению боевого потенциала при действиях по наземным целям.

АНПК "МиГ" готов к совместной работе по формированию облика модернизируемых самолетов и подчеркивает, что выполнить полный объем работ с конкретным заказчиком с сохранением ответственности за безопасность модернизированных самолетов (летные ограничения, календарные сроки эксплуатации, ресурс) может только разработчик с участием производителя самолетов. Без этого невозможны и качественная эксплуатация, ремонтные, профилактические и восстановительные работы, поставка сертифицированных запасных частей и расходных материалов.

Юрий Полушкин,
начальник отделения АНПК "МиГ",
кандидат технических наук


Предыдущая статья Содержание Следующая статья
 



Hosted by uCoz