[НАЗАД]


Спец. выпуск

 

Александр Яворский

“Сухие” - В ОГНЕ

Имя “конструктора, вышедшего из тени”, как его назвали на Западе, теперь все знают так же, как и самолеты, созданные в его КБ, которое в июле будет отмечать 60 лет. Это - Павел Осипович Сухой.

С начала эры реактивных самолетов до недавнего времени КБ Сухого (теперь АООТ “ОКБ Сухого”) разрабатывало исключительно боевые самолеты, предназначенные для “холодной” и “горячей” войн. Создавались тактические самолеты различных назначений: истребители, истребители-бомбардировщики, тактические разведчики, перехватчики, учебно-боевые самолеты, фронтовые бомбардировщики, палубные истребители, штурмовики и многоцелевые истребители. Разрабатывались и бомбардировщики (Т-4, Т-60), но их судьба не складывалась удачно. По тем или иным причинам (в основном политического или финансового характера) они не строились или, по крайней мере, не производились серийно.

Самолеты всех перечисленных назначений находились в серийном производстве и поступали на вооружение в первую очередь Советского Союза (а потом и России), а также стран-участниц Варшавского Договора и других дружественных государств. Исключение составляли перехватчики (Су-9, Су-11 и Су-15) - они находились на защите воздушных границ только Советского Союза. За прошедшие годы некоторые государства исчезли с карты мира, другие с благоговением вступили в НАТО или еще толпятся в очереди, а третьи из дружественных превратились в лучшем случае в нейтральные. Остались и друзья, которых (как и положено настоящим друзьям) немного.

Но все эти страны будут помнить опыт эксплуатации самолетов с маркой “Су”, некоторые из которых обязаны этим машинам своим существованием и крепкой обороноспособностью. А летчики еще не раз вспомнят надежность этих самолетов, неоднократно спасавших им жизнь. Противникам тоже есть, что вспомнить...

На старых фотографиях мы видим изрешеченный истребитель-бомбардировщик Су-7БМК индийских ВВС почти с полностью разрушенным рулем направления и основательно поврежденными элеронами, закрылками и горизонтальным оперением. На этом самолете летчик смог “дотянуть” до аэродрома и благополучно приземлиться. Хвостовая часть этого самолета выставлена в музее индийских ВВС в г. Паламе. Вскоре после окончания индо-пакистанской войны в адрес КБ Сухого пришло письмо летчика, который благодарил творческий коллектив, создавший такой эффективный и надежный самолет, который спас ему жизнь.

На другой фотографии - иракский летчик, целующий изуродованный штурмовик Су-25, который после поражения ЗРК “Хок” смог донести своего “хозяина” до аэродрома и удачно опустить его на землю.

На третьей - подполковник А.В. Руцкой (будущий генерал, вице-президент РСФСР, губернатор г. Курска и член Совета Федерации) в Афганистане, на берегу реки, в окружении душманов у бронекабины своего “двадцать пятого”, утыканной стержневыми элементами боевой части ракеты “Спэрроу”. За время боев в Афганистане дважды он спасал подбитый горящий штурмовик и дважды машина спасла его от верной гибели - смерть прошла рядом.

За послевоенные годы на пяти авиационных заводах было серийно построено более 14 тыс. боевых самолетов “Су” различного назначения.

После вооружения ВВС Советского Союза в 1964 г. Польская Народная Республика (ПНР) и Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) в ходе переоснащения своих ВВС новой советской техникой, наряду с другими машинами первыми получили истребители-бомбардировщики Су-7БМ (6 и 12 машин соответственно), построенные на авиационном заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре. Позднее их сменили Су-7БКЛ. Всего на заводе (сейчас это Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение - КнААПО) было построено более 5000 самолетов Су-7 и Су-17 разных модификаций. В течение 30 лет в 18 стран мира поставлено 1866 самолетов “Су” (Су-7, Су-20 и Су-22 в 15 модификациях). На этом и других заводах строились фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25, истребители Су-27 и Су-30, которые также поставлялись за рубеж.

Боевые самолеты КБ Сухого, помимо ПНР и ЧССР, поставлялись ВВС Венгерской Народной Республики, Болгарской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Сирийской Арабской Республики, Алжирской Народной Демократической Республики, Китайской Народной Республики (КНР), Корейской Народной Демократической Республики, Демократической Республики Вьетнам, Демократической Республики Афганистан, Народной Демократической Республики Йемен, Арабской Республики Египет, Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, Иракской Республики, Исламской Республики Иран, Народной Республики Ангола, Народной Демократической Республики Эфиопия, Республики Перу, Республики Индия. Так эти страны назывались тогда. Многие из них не только поменяли название, но и ориентацию, и сегодня в угодническом порыве поддерживают агрессию НАТО против почти беззащитной и когда-то дружественной им Югославии, предоставляя атакующим самолетам свое воздушное пространство.

Особой популярностью в мире пользуются самолеты Су-27 и их варианты, эксплуатация которых осваивается в КНР, Индии, Вьетнаме и Эфиопии. Доходит дело и до боевого применения. В КНР готовится производство истребителей Су-27 по лицензии. Странным было бы не желать приобрести эту машину и ее модификации, которая установила 40 мировых рекордов, побив своего конкурента - американского истребителя завоевания превосходства в воздухе F-15 Eagle (“Орел”). И хотя они были установлены на рекордном самолете П-42 - максимально облегченном Су-27, американцы тоже “ободрали” свой F-15 как могли. Если при всем при этом у американцев F-15 - “Орел”, так как же тогда называть Су-27? Нет у нас традиции давать самолетам прозвища, а жаль!

Такие фигуры высшего пилотажа, как “кобра Пугачева”, “хук”, “кульбит”, которые показывают на авиасалонах самолеты, разработанные на основе Су-27, до сих пор недоступны для любых боевых самолетов в мире. И это не просто цирковые номера из области воздушной акробатики, а боевые маневры, которые при их использовании дают явное премущество в бою перед противником, помогая быстро занять выгодное положение для атаки или неожиданно выйти из боя.

(Продолжение следует)