[НАЗАД]


Политика, экономика

МОЖНО ЛИ ЛЕТЕТЬ В НОВОГОДНЮЮ НОЧЬ ?

Еще не успел избавиться мир от экономического кризиса, как всех нас ждет иная напасть: компьютерная проблема 2000 года. Дело в том, что подавляющее большинство действующих компьютерных программ автоматически воспринимает нумерацию лет, относящуюся к ХХ веку. Соответственно двумя нулями в них обозначается не 2000, а 1900 г. С наступлением нового года это может создать крупные сбои в работе компьютерных сетей. Затронутыми могут оказаться самые разные сферы жизни общества - от банковско-финансовой до энергетической и медицинской. Опасаются специалисты и серьезных нарушений в работе транспорта, в частности, авиационного.

Всемирный банк предупредил страны с развивающейся и переходной экономикой, что компьютерная "проблема 2000 года" может создать для них серьезные трудности. Согласно докладу, который был представлен в штаб-квартире Международного банка реконструкции и развития в Вашингтоне в конце 1998 г., особенно большие неприятности могут грозить многим африканским странам. Под угрозой находятся также компьютерные системы государств других регионов, включая республики бывшего СССР. Специалисты считают, что страны с относительно слабым развитием компьютерных сетей, подвергаются не меньшей, а большей опасности, чем технологические лидеры. Низкий уровень автоматизации и использование устаревшего программного обеспечения обрекают их на крупные сбои.

Как же решается эта проблема в мире, в частности, на авиационном транспорте? По-разному. Иногда доходит до абсурда. Так, в частности, по сообщениям западных информационных агентств китайские власти в качестве лекарства в борьбе с "проблемой 2000 года" обязали руководителей авиакомпаний, занимающихся внутренними авиаперевозками, встречать новогоднюю ночь с 31 декабря 1999 г. на 1 января 2000 г. в воздухе! Если произойдет компьютерный сбой, то он будет стоить им жизни!

Кстати, в Китае эта проблема стоит особенно остро. Причина тому... повсеместное распространение пиратского компьютерного программного обеспечения, не защищенного от ошибки на рубеже тысячелетий. Кроме того, многие китайские компании в свое время не позаботились о защите своих компьютерных систем от этой ошибки, из экономии средств или просто не подумав о будущем.

Ходили слухи, что сотрудники федерального управления гражданской авиации США заявили о намерении подняться в воздух в канун Нового года, чтобы продемонстрировать уверенность в безопасности полетов в стране. Между тем, некоторые международные авиакомпании все таки сообщили об отмене полетов 31 декабря 1999 г. и 1 января 2000 г., не пожелав рисковать жизнью пассажиров.

Как же решается “ проблема 2000 года” в нашей стране? Председатель Госкомитета РФ по связи и информатизации Александр Крупнов недавно заявил, что на изменение режима работы в компьютерных сетях России потребуется от $1,5 млрд до $3 млрд.

Председатель Госкомсвязи сообщил также, что создана правительственная комиссия под председательством вице-премьера Владимира Булгака для предотвращения негативных последствий в работе действующих в стране государственных компьютерных систем с наступлением 2000 г., отметив при этом острую необходимость своевременного решения "проблемы тысячелетия" всеми министерствами и ведомствами России. "Теперь каждая российская госорганизация будет обязана ежеквартально отчитываться перед правительственной комиссией о готовности к 2000 году", - заметил Крупнов, добавив, что Госкомстату отводится роль координатора в этом вопросе.

Заместитель председателя Государственного комитета РФ по связи и информатизации Александр Волокитин предложил, чтобы в этот день руководители всех энергетических предприятий РФ находились у пультов управления, газовики - на диспетчерских постах, а военные - у линий прямой связи. Для оперативного решения вопросов, связанных с "проблемой-2000", Госкомитет по связи и информацизации создает по всей стране "Центры компетенции". Их уже более десятка.

Для некоторых транспортных компаний, в частности, осуществляющих бронирование билетов за 45 суток, "судный день" может начаться еще раньше. В целом же, оценивая возможности решения "проблемы-2000", Александр Волокитин считает, что свет в конце тоннеля есть.

Тем не менее, все полеты более чем 50 самолетов западного производства американского и европейского консорциумов Airbus Industrie и Boeing, эксплуатирующихся в российских авиакомпаниях, таких, как "Аэрофлот" и "Трансаэро", будут безопасными в ночь с 31 декабря 1999 г. на 1 января 2000 г. Так во всяком случае заявили в московских представительствах обоих консорциумов.

Как отметил представитель Airbus Industrie, при наступлении 2000 г. сбои в работе компьютерных систем могут возникнуть только в тех случаях, когда логические блоки считывают лишь две последние цифры каждого года. При этом бортовое оборудование самолетов Airbus Industrie не создает опасности при полете. Для решения этой проблемы, подчеркнул представитель консорциума, в Airbus Industrie была сформирована специальная рабочая группа, которая, проведя соответствующие исследования, пришла к выводу, что серьезных трудностей по этому вопросу не будет, а затраты на перепрограммирование соответствующего бортового радиоэлектронного оборудования окажутся небольшими. В то же время аналогичные работы по перепрограммированию компьютеров в связи с наступлением 2000 г., как сообщил ИТАР-ТАСС, обойдутся предприятиям и компаниям во всем мире в $300 млрд. Выводы рабочей группы подтвердили два испытательных полета на самолетах А-320 и А-330, в которых авиачасы устанавливались таким образом, чтобы отсчитывая время полета, они прошли полночь с 31 декабря 1999 г. на 1 января 2000 г. При этом не было отмечено никаких отказов, сбоев радиоэлектронного оборудования, срабатывания аварийной сигнализации или других проблем.

Аналогичные исследования были проведены и на фирме Boeing, где также провели анализ работы тысяч приборов. Он показал, что смена даты может оказать негативное влияние только на три из них: бортовую навигационную базу данных, а также две инерциальные навигационные системы на некоторых самолетах типа В-737, В-747, В-757, В-767. Однако соответствующие изменения в программном обеспечении этих систем, не требующие особенных материальных затрат, полностью решают эту проблему. Кроме того, отметил представитель Boeing, к 2000 г. была подготовлена специальная навигационная система воздушной навигации будущего-FANS-1 /Future Air Navigation System/, которая учитывает смену дат и которая уже установлена на ряде самолетов американской компании. В тоже время, по утверждению представителя Boeing, ранние модели самолетов типа В-707, В-727 и других имеют аналоговую навигационную аппаратуру, которая вообще не чувствительна к смене даты.

В приспособлении компьютеров к новым календарным реалиям лидируют сейчас США, где 21 % предприятий уже завершили перепрограммирование, и еще 45 % активно работают над этой проблемой. Несколько отстают от США страны Западной Европы, в то время как в Азиатско-Тихоокеанском регионе работы лишь начинаются.