[НАЗАД]


В следующее столетие с новым двигателем

Альберт Иванов, главный конструктор, руководитель КБ ОАО “А. Люлька-Сатурн”

Во всем мире и в России все большую актуальность приобретает идея создания суперистребителя - сверхманевренного самолета, способного создавать большую угловую скорость разворота, тормозиться и тут же разгоняться. Такой истребитель, обладающий совершенной аэродинамикой, имеющий мощный двигатель, оснащенный реактивным соплом с управляемым вектором тяги, современное вооружение и бортовое оборудование, позволяет обеспечить превосходство в воздушном бою над потенциальным противником, при этом сам остается неуязвимым.

Сверхманевренность глубоко проникла в сознание авиационных специалистов мира в области самолетостроения, а также военных заказчиков. Без нее немыслимы боевые тактические самолеты будущего.

Тенденция к достижению самолетами сверхманевренности в настоящее время является устоявшейся и слишком очевидной. Ее проявление хорошо прослеживается в разработке американского перспективного истребителя F-22, западно-европейского многоцелевого истребителя EF-2000 (“Тайфун”), а также боевого самолета JSF для трех родов войск США.

Боевые самолеты нового класса появились и в небе России: многоцелевые истребители Су-37 и Су-30МКИ продемонстрировали всему миру свои возможности, и оба они вообще не имеют конкурентов в режиме сверхманевренности с управлением вектором тяги. Одним из важных компонентов сверхманевренности этих самолетов является двигатель АЛ-31ФП, разработанный в конструкторском бюро АО “А.Люлька - Сатурн”.

Конечно, создание сверхманевренного самолета и двигателя для него требуют больших затрат: физических, интеллектуальных и финансовых, а обучение летного состава на таких истребителях будет, несомненно, очень дорогое. Возникает парадокс - создаются новейшие перспективные боевые самолеты, которые после 2000г. начнут поступать на вооружение, а система подготовки летного состава для них практически отсутствует.

Более того, существующий парк учебно-тренировочных самолетов (УТС) состоит из морально устаревших машин, никак не рассчитанных даже на приближение к режимам сверхманевренности. Все эти самолеты дозвуковые, а многие из них оснащены оборудованием, не отвечащим современным требованиям.

Отечественные разработки УТС - МиГ-АТ и Як-130 - по ряду своих показателей далеки от потребностей ВВС РФ по подготовке летчиков для строя, не говоря уже о самолетах, обладающих сверхманевренностью.

Отсюда возникает идея создания легкого дешевого учебного самолета, обладающего свойствами сверхманевренности, что позволит летному составу быстро овладеть навыками управления суперистребителем. И эта идея уже овладевает авиационными конструкторами.

Конечно, для такого учебного самолета должен быть свой мощный двигатель с управляемым вектором тяги. В КБ АО “А.Люлька - Сатурн” в настоящее время завершаются проектные работы по такому двигателю, которому присвоено обозначение АЛ-55.

Базовый АЛ-55 - это малоразмерный двухконтурный бесфорсажный двигатель с тягой 2000 кгс, оборудованный реактивным соплом с управляемым вектором тяги.

Двигатель АЛ-55 впитал в себя весь опыт КБ по созданию авиационных двигателей 4-го и 5-го поколений. Двигатель обладает высокими удельными параметрами, большим ресурсом (до 2000 ч.), малой массой, его стоимость в серийном производстве оценивается в $500-600 тыс. Приведенные данные и высотно-скоростные характеристики двигателя АЛ-55 в сравнении с аналогичными отечественными и зарубежными двигателями показывают явное премущество АЛ-55.

В настоящее время в КБ практически завершены необходимые тепловые, газодинамические, прочностные расчеты, утверждены генеральным конструктором академиком В.М. Чепкиным базовые компоновки всех основных узлов двигателя, начат выпуск рабочей документации, который будет завершен уже в третьем квартале 1999 г. Работы по этому двигателю ведутся по договору с ММПП “Салют”.

Двигатель АЛ--55 будет оборудован всеракурсным поворотным соплом, что позволит использовать его и на одномоторных самолетах. Разработан вариант двигателя АЛ-55Ф с форсажной камерой сгорания, имеющий тягу 3000 кгс.

Семейство двгателей АЛ-55 найдет широкое применение на учебных и учебно-боевых самолетах. Предварительные проработки показывают, что такие самолеты будут иметь высокий экспортный потенциал.

Отдельно следует отметить, что создание легкого самолета, оснащеного реактивным двигателем с управляемым вектором, открывает новую страницу в спортивной авиации. Организация соревнований реактивных сверхманевренных самолетов является новым перспективным направлением, которое принесет большие прибыли в XXI веке. У России сейчас есть все возможности стать родоначальницей этого направления.