[НАЗАД]


Спец. выпуск

Анатолий Канащенков,
генеральный директор, генеральный конструктор ОАО “Фазотрон-НИИР”

Юрий Гуськов,
заместитель генерального директора, первый заместитель генерального конструктора ОАО “Фазотрон-НИИР”

ФАЗОТРОНОВСКОЕ “КОПЬЕ” ПРОБИВАЕТ ДОРОГУ В XXI ВЕК

(О ходе разработки и испытаний самолета МиГ-21 с БРЛС “Копье”)

ОАО “Фазотрон-НИИР” в 1991 г., используя только собственные финансовые ресурсы, в инициативном порядке разработал технические предложения по созданию современной многофункциональной когерентной бортовой радиолокационной станции (БРЛС) малого веса и габаритов. БРЛС, получившая название “Копье”, превосходит все известные зарубежные аналоги такого класса. “Копье”, разработанное по ТЗ “Фазотрона”, способно стать не только важнейшим элементом новых самолетов, но и основой модернизации, позволяющей превратить истребители второго и третьего поколения в современные истребители – бомбардировщики, обладающие основными характеристиками самолетов четвертого поколения.

Первым самолетом, основой модернизации которого послужила БРЛС “Копье”, стал самый массовый в истории авиации истребитель МиГ-21. В настоящее время около 2000 таких самолетов находятся на вооружении в нескольких десятках стран мира. Целью модернизации являлось достижение максимальной боевой эффективности при минимальной стоимости переоснащения. На основе БРЛС “Копье” и сопряженного с ней современного российского вооружения “Фазотрон” разработал технические предложения по модернизации самолетов МиГ-21, передал в “Росвооружение” и в большинство стран мира. В 1991 г. впервые эти технические предложения демонстрировались на Авиакосмическом салоне Ле Бурже.

Разрядка мировой напряженности, ликвидация угрозы термоядерной войны привели к значительным ограничениям в ассигнованиях многих стран на оборону, в результате чего все больше стран стало проявлять интерес к модернизации имеющихся на вооружении самолетов, в том числе МиГ-21. Модернизация стала устойчивым направлением повышения боевой эффективности авиации во всех странах мира.

К 1993 г. “Фазотрон” уже разработал документацию, изготовил первые опытные образцы БРЛС “Копье” и предложил участвовать в разработке ее программного обеспечения ГосНИИАС – самому высококвалифицированному и компетентному создателю авиационных систем.

АНПК “МиГ” совместно с Нижегородским авиационным заводом (НАЗ) “Сокол” и ОАО “Фазотрон-НИИР” создали проект модернизации самолета МиГ-21 бис, получившего название “МиГ-23-93”, и начали его постройку на свои средства и средства “Росвооружения”, поддержавшего этот проект. Построенный самолет МиГ-21-93 с БРЛС “Копье” демонстрировался на авиационных выставках в Париже, Лондоне, Бангалоре.

Первые полеты МиГ-21-93 с БРЛС “Копье” подтвердили ее функционирование на борту самолета и сопряжение с бортовыми системами и набором современного оружия. Стало очевидным, что использование БРЛС “Копье” в качестве основы модернизации МиГ-21 превращает этот самолет в современный многоцелевой многофункциональный истребитель-бомбардировщик четвертого поколения. Он может обнаруживать, захватывать и автосопровождать цели на фоне земли в сложных условиях на встречных и попутных курсах, работать по многим целям (воздушным, наземным, надводным). С 1996 г. самолет МиГ-21-93 проходит летные испытания, отрабатывая режимы работы БРЛС “Копье” в зависимости от условий полета и различных боевых задач. Проведенные летные испытания БРЛС “Копье” в составе самолета МиГ-21-93 подтвердили ее основные заявленные характеристики:

В РЕЖИМЕ “ВОЗДУХ - ВОЗДУХ”

Дальность обнаружения (Dобн.) в свободном пространстве / на фоне земли (s =3м2), км :

- на встречных курсах >50/50,

- на попутных курсах >30/25.

Дальность захвата и автосопровождения 0,75 Dобн.

Функционирование режима “СНП” (сопровождение цели на проходе) с одновременной атакой 2-х целей

Выдача целеуказания от БРЛС ракетам “В-В” и формирование зон пуска

Обеспечение ближнего боя в режимах:

В РЕЖИМАХ “ВОЗДУХ - ПОВЕРХНОСТЬ”

Указанные возможности по решению возникающих задач превосходят возможности самолета МиГ-29.

Известно, что российские предприятия имеют контракты по модернизации самолетов МиГ-21бис индийских ВВС. Изготовленные два модернизированных самолета успешно проходят летные испытания. Однако нельзя не отметить, что российская модернизация самолетов МиГ-21бис с высокой боевой эффективностью породила жестокую конкуренцию в мире, временами переходящую из сферы военно-технической в экономическую.

Так, вначале израильская фирма “ELBIT”, сумевшая предоставить кредит, организовала проведение модернизации в Румынии 85 самолетов МиГ-21МФ в варианте истребителя-бомбардировщика и 25 самолетов МиГ-21МФ в варианте истребителя-перехватчика. Затем израильская корпорация IAI создала самолет-демонстратор МиГ-2000. Обе эти модернизации увеличивают боевую эффективность МиГ-21 всего лишь на 30% (БРЛС “Копье” – в 6 раз!), а по стоимости окажутся дороже российского проекта. Однако предоставление долгосрочного льготного кредита склоняет чашу весов в сторону израильского варианта модернизации. К сожалению, российские фирмы имеют меньше возможностей вести модернизацию на кредитной основе.

Проведенный сравнительный анализ показал, что БРЛС EL/М-2001 не обеспечивает работу истребителя по воздушной цели в дальнем бою и не имеет режима “картографирование”. БРЛС EL/М-2032 хотя и имеет лучшие характеристики, но не позволяет проведения дальнего боя с использованием известных нам ракет “В-В” с РЛ ГСН из-за отсутствия передатчика подсвета. Это не позволяет модернизированному по израильскому варианту МиГ-21 сравняться с современными самолетами МиГ-29, Су-27, F-16, F-15, F-18, “Мираж-2000”.

Мы уже не говорим о таком серьезном недостатке зарубежных модернизаций, как изменение центровки и аэродинамики самолета при установке иностранного оборудования и подвеске ракет и бомб.

Чрезвычайно важным элементом является также продление срока службы и ресурса самолета. В АНПК “МиГ” и НАЗ “Сокол” разработана целостная система мероприятий, реализация которых дает возможность продлить срок службы МиГ-21 до 40 лет, а его ресурс до 4000 часов. Совершенно очевидно, что наиболее профессионально и ответственно решат эти вопросы АНПК “МиГ” и серийный завод, производящий самолеты и имеющий огромную статистику по результатам многолетней эксплуатации и ничем не заменимый опыт по продлению их технического ресурса – Нижегородский авиационный завод “Сокол”.

Пренебрежение этими вопросами может привести к катастрофам в процессе эксплуатации модернизированного самолета.

Мы уверены, что только с их помощью, а также с помощью БРЛС “Копье”, запущенного усилиями “Фазотрона”, самолет МиГ-21 продолжит свой полет в новом тысячелетии!

ОАО “Фазотрон-НИИР”
123557, Москва,
Электрический пер., д. 1.
Тел.: (095) 253-5613, факс: (095) 253-0495.
Телекс: 412159 PHAZA RU
E-mail: phaza@aha.ru