[НАЗАД]


Политика, экономика

Александр Яворский

ИНДИЙСКИЙ ПАСЬЯНС

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРКА БОЕВОЙ АВИАЦИИ

История Индии в области приобретения вооружений и военной техники неразрывно связана с историей становления этой огромной британской колонии, которой Великобритания вынуждена была в 1946 г. предоставить права доминиона в Содружестве Наций, а затем в 1947 г. признать независимым доминионом. В том же году Великобритания разделила бывшую Британскую Индию на два государства - Индийский Союз и Пакистан. С этого времени Индия буквально не вылезает из войн и незатухающих военных конфликтов (в основном с Пакиcтаном). Первая такая война началась почти сразу же (1947-1949 гг.).

Становятся понятными тесные экономические, политические и военные связи Индии с бывшей метрополией. Стоит ли поэтому удивляться наличию в вооруженных силах Индии бывших английских авианосцев (АВ) “Геркулес” R11 и “Гермес” R12, выведенных из состава ВМС Великобритании и переданных Индии, где они продолжили службу под новыми именами - “Викрант” и “Вираат” соответственно. То же относится и к некоторым другим классам кораблей, а также к самолетам (“Хантер”, “Нэт”, “Канберра”, “Ягуар”, “Харриэр”), ЗРК (“Тайгеркэт”) и морским вертолетам для индийских ВМС (“Си Кинг”).

Однако Индия приобретала и приобретает сейчас не только английскую военную технику. Наглядным свидетельством тому является индийский самолетный парк. В нем сегодня в количественном отношении преобладает советская/российская авиационная техника. За Россией следует английская и англо-французская техника и собственно индийская техника, по большей части основанная на иностранных разработках и выпускаемая по лицензии. В первую пятерку входит и Франция с истребителями “Мираж” 2000 и вертолетами. Германия представлена в самолетном парке транспортными самолетами. Техника американского производства практически отсутствует за исключением нескольких “Боингов” (707-337С и 737-200). Зато еще присутствует и Польша со своими УТС TS-11 “Искра”.

Справедливости ради необходимо отметить, что ВВС Пакистана, извечного военно-политического соперника Индии, также пестрят разношерстностью. Однако здесь по-другому расставлены акценты по странам - поставщикам авиационной техники. Если к моменту начала войны 1971 г. в составе ВВС преобладала американская авиационная техника ( F-104 “Старфайтер”, F-86 “Сэйбр”, В-57) при наличии французских (“Мираж” III) и китайских самолетов (F-6, китайский вариант истребителя МиГ-19) , то к настоящему времени наиболее массовой стала китайская техника (F-6, F-7, FT-7, Q-5). Французская составляющая дополнилась самолетами “Мираж” 5 и большим количеством вертолетов “Пума”, “Лама” и “Алуэтт” III. Американский “взнос” в качественном отношении наиболее весом. Это истребители F-16A/B 15-го блока доработок, правда, с недостаточно широкими боевыми возможностями по сравнению с самолетами F-16, в настоящее время состоящими на вооружении других стран.

Первоначально ВВС Индии, решение о создании которых было принято еще в 1933 г., оснащались традиционно в 40-50-х гг. только английскими и французскими самолетами. С течением времени французкая авиационная техника по мере устаревания совсем исчезла из состава индийских ВВС. В 1955 г. правительство Индии приняло решение о коренном техническом переоснащении военной авиации. Тогда же рассматривалась возможность закупки в Советском Союзе боевых самолетов МиГ-17 и Ил-28. Но шли годы, а решения не принимались. Только в 1964 г. начались первые поставки советских истребителей МиГ-21Ф-13.

Собственная авиационная промышленность - HAL (Hindustan Aeronautics Ltd.) была основана по авиационным меркам совсем недавно - в декабре 1964 г., поэтому страна вынуждена пока приобретать для своих относительно молодых вооруженных сил летательные аппараты из разных источников, исходя из потребностей авиации ВВС и ВМС, финансово-экономических показателей предлагаемых сделок, ситуации на мировой политической арене и успеха во внутренней межпартийной борьбе. В целом Индия пытается таким образом разнообразить перечень стран - поставщиков военной техники и вооружений.

Компания HAL старается также внести собственную лепту в дело развития авиации, которая год от года становится все весомее, хотя у нее пока недостаточно сил и опыта для самостоятельного выполнения полномасштабного процесса создания современной авиационной техники. Но кое-что уже удается для столь молодой авиационной промышленности. Какой-то положительный опыт был извлечен из длительного периода доработок уже существующих на вооружении самолетов, из производства самолетов по лицензиям и, наконец, в ходе собственных и совместных разработок с другими странами.

Английские истребители “Хантер”, бомбардировщики, разведывательные и учебно-тренировочные самолеты “Канберра” более, чем с 35-летним стажем до сих пор состоят на вооружении ВВС Индии, первые их которых поставлялись Индии еще в период 1957-1961 гг. и совсем недавно были переведены в резерв, а вторые - до сих пор состоят на активной службе. Другим английским “подарком” для Индии стал истребитель “Нэт”, спроектированный английским конструктором Петтером фирмы Hawker Siddeley. Этот самолет строился в Индии по лицензии (было построено 213 машин), а компания HAL разработала его усовершенствованный вариант - “Аджит” (“Непобедимый”) с расширенными боевыми возможностями (построено 80 самолетов и 10 машин “Нэт” модифицировано в вариант “Аджит”).

Нашлась работа и для рассеянных по всему миру после окончания второй мировой войны немецких авиаконструкторов. Они работали в США, Советском Союзе, Аргентине, Египте, Индии и других странах. В Индии под руководством немецкого авиаконструктора доктора Курта Танка, разрабатывавшего во время второй мировой войны военные самолеты на фирме Focke-Wulf Flugzeugbau GmbH, был создан первый серийный сверхзвуковой истребитель, спроектированный в Азии, - HF-24 “Марут” (“Дух Ветра”). На самолете использовался двигатель “Орфей” 703 английской фирмы “Роллс-Ройс”, который производился в Индии по лицензии. Три эскадрильи истребителей “Дух ветра” успешно применялись в войне 1971 г. против Пакистана.

Компания HAL самостоятельно разработала дозвуковой учебно-тренировочный самолет HJT-16 “Киран” (“Луч света”). Самолет совершил первый полет в сентябре 1964 г. и строился серийно для ВВС и ВМС Индии до 1989 г.

Большая военно-техническая помощь оказывалась со стороны Советского Союза. В разные годы в категории боевых самолетов Индия приобретала исключительно машины, созданные в ОКБ Микояна (МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-25, МиГ-29). Самолеты МиГ-21 и МиГ-27 строились в стране по лицензии. Исключение составляли только истребители-бомбардировщики Су-7 “ОКБ Сухого”, которые приняли активное участие в индо-пакистанской войне 1971 г., успешно выполняя трудную, но почетную роль “рабочей лошади”. Всего в индийских ВВС было укомплектовано шесть эскадрилий самолетов Су-7.

Эти самолеты “сделали” войну, успешно “работая” не только по земле, но и по воздушным целям. “Семерки” выполняли задачи прерывания коммуникаций противника (мосты, железнодорожные узловые станции, переправы, речной транспорт), непосредственной авиационной поддержки действий сухопутных войск и завоевания превосходства в воздухе путем блокирования аэродромов и уничтожения самолетов противника на земле. В ходе войны за Су-7 закрепилось мнение как о живучей, “добротно скроенной” машине с высокой маневренностью на малых высотах, большой скоростью и высокой точностью стрельбы из бортового оружия.

После безусловной победы Индии в войне 1971 г. в ВВС начался довольно длительный период эйфории по этому поводу, и вопрос о модернизации практически игнорировался до последнего времени. Самолеты “Канберра”, “Нэт”, “Хантер” и МиГ-21 первых серий намного пережили положенный им срок. Еще в конце 60-х гг. в Индии широко обсуждалась необходимость создания авиации дальнего действия, однако только к началу 80-х гг. , т.е. через 10 лет, на вооружение ВВС стали поступать первые самолеты “Ягуар” англо-французской разработки, которые с очень большой натяжкой можно причислить к самолетам дальнего действия.

По заключенному в 1979 г. соглашению, помимо заказанных в Великобритании готовых самолетов (40 машин), в 1981 г. состоялась поставка первых из 45 самолетных комплектов английского производства. Первый собранный компанией HAL из готовых компонентов “Ягуар” поднялся в воздух в марте 1982 г. Компанией было построено по лицензии дополнительно 31 самолет “Ягуар”. Самолеты “Ягуар” стали заменять “Хантеры”, “Маруты” и частично “Канберры”.

В декабре 1980 г. начались поставки в Индию 80 самолетов МиГ-23БН.

С января 1983 г. в Индию начались поставки английских палубных самолетов “Си Харриэр”. Военно-политическое руководство Индии для вооружения своих ВМС выбрало английские самолеты “Си Харриэр” по следующим причинам :

- конструкция и водоизмещение английских авианосцев сходны с находившимися в составе ВМС Индии авианосцами “Викрант” и “Вираат” (оба авианосца английской постройки); на английских авианосцах отработана техника взлета самолетов “Си Харриэр” с рампы и проведены работы по переоборудованию кораблей (сняты катапульты, установлены взлетные рампы);

- ВМС Индии вынуждены пойти на приобретение палубных самолетов с уклоном ведения штурмовых действий (при ограниченных возможностях действий по воздушным целям - только ближний воздушный бой) по аналогии с британской идеологией формирования авиационного соединения авианосцев - самолеты вертикального/короткого взлета и посадки (СВ/КВП) “Си Харриэр” и вертолеты ПЛО (устаревшие палубные самолеты F-4 “Фантом” и “Бакенир” уже были сняты с вооружения английских АВ); командование ВМС Индии предусматривало использование самолетов “Си Харриэр” для поддержки высадки десанта и огневой обработки платцдарма при возможном возникновении военного конфликта с Пакистаном, с другой стороны - самолеты “Си Харриэр” могут вести активные действия с Никобарских и Андамандских островов, контролируя морские пути в районе Малакского пролива;

- на индийское руководство большое впечатление произвело эффективное боевое применение самолетов “Си Харриэр” в англо-аргентинской войне 1981 г.;

- для Индии было неприемлемым приобретение каких-либо палубных самолетов американского производства.

В 1984 г. компания HAL приступила к лицензионной сборке советских самолетов МиГ-27М. Большую помощь в освоении этого производства оказал Иркутский авиационный завод (ныне - ИАПО). С его участем в Индии была налажена собственная сборка и обслуживание этих истребителей. Самолеты МиГ-27 поступали в части для замены последних двух эскадрилий самолетов Су-7, а также “Аджит”, последний из которых формально был выведен из состава в марте 1991 г.

Французская авиационная промышленность давно прилагала большие усилия по проникновению на благодатный индийский рынок, но первоначальные попытки были достаточно скромными, хотя французы и смогли прочно обосноваться на вертолетном рынке. В Индии по французской лицензии для индийских вооруженных сил производятся вертолеты SA316B “Алуэтт” III (HAL “Четак”) и SA315B “Лама” (HAL “Читах”). В 1968 г. французская компания “Аэроспасьяль” приступила к проектированию вертолета “Лама” для индийской армии, а его производство в Индии по лицензии началось в 1972 г. Для индийских авианосцев удалось поставить несколько палубных самолетов ПЛО “Ализе”, хотя на этом рынке у французов практически не было конкурентов, т.к. Индия не приобретала американскую технику.

(Продолжение следует)