[НАЗАД]

“ГИДРОАВИАСАЛОН-2000”: НА ЗЕМЛЕ, НА ВОДЕ И В НЕБЕ

В г. Геленджике (Краснодарский край) с 6 по 10 сентября прошла 3-я Международная выставка и научная конференция "Гидроавиасалон-2000". На ней были представлены 150 российских и 30 зарубежных организаций и предприятий, в полетах участвовали 24 летательных аппарата, а стенды посетило свыше 65 тыс. гостей. Публика увидела ряд образцов техники, которые ранее не выставлялись.

"Звездой" гражданской части экспозиции стал самолет-амфибия Бе-200. Он разработан в ТАНТК имени Г.М. Бериева, строится в Иркутском АПО, а продвигается на рынок предприятием "БЕТА-ИР". В Геленджике самолет был впервые публично показан на воде, весьма эффектно летал и установил 24 мировых рекорда в своем классе машин.

Хорошей новостью "Гидроавиасалона-2000" стало сообщение о том, что к Бе-200 впервые проявили серьезный интерес представители Запада. В Геленджике, куда приехал директор авиационного департамента МВД Франции Фредерик Дохет, было объявлено о создании постоянной группы для сопровождения проекта на всех этапах жизненного цикла. В мировой практике такой шаг, как правило, предвещает закупку авиатехники. МВД Франции намеревается приобрести несколько Бе-200 для своих пожарных подразделений. Сейчас они оснащены канадскими амфибиями CL-415, однако, производительность этих популярных во всем мире гидросамолетов, по оценке французов, явно недостаточна.

Среди других потенциальных покупателей Бе-200 – Индия, Южная Корея, Израиль, Греция, ряд стран АСЕАН. На авиасалоне впервые прошли переговоры с Ираком о возможной закупке Бе-200. Потребность рынка, по оценкам экспертов, составляет 450 машин (100 – для России и 350 – на экспорт). Цена Бе-200 колеблется от $18 млн для отечественного заказчика до $25 млн для зарубежья. Объем выпуска Бе-200 в ИАПО может составить до 22 машин в год. На стенде санкт-петербургского НИИ системотехники под названием "Морской змей" был представлен проект превращения Бе-200 в патрульный самолет, обладающий высокими возможностями по поиску подводных лодок.

На салоне участвовали и уже известные самолеты-амфибии ТАНТК – А-40 и Бе-12П-200. Первый установил четыре мировых рекорда в классе гидросамолетов и самолетов-амфибий, а второй отличился буквально накануне выставки, потушив лесные пожары в районе Джанхота и Дивноморска. Вниманием пользовался и еще один самолет-амфибия ТАНТК – Бе-103, к серийному производству которого готовится Комсомольское-на-Амуре АПО. Федеральной пограничной службе России этот самолет крайне необходим для решения задач патрулирования в 200-мильной зоне, борьбы с браконьерством и проведения спасательных операций. Однако пока средств на закупку Бе-103 у пограничников нет.

"Звездой" военного раздела "Гидроавиасалона-2000" стал построенный ИАПО многофункциональный истребитель Су-30КН, ранее известный как Су-30 "борт 302". В Геленджик истребитель перелетел из Ахтубинска, где недавно завершился первый этап его испытаний, включавший пуски ракет РВВ-АЕ класса "воздух-воздух" и применение широкого спектра высокоточного оружия класса "воздух-земля". Су-30КН, по словам разработчиков, представляет собой шаг вперед по усилению вооружения истребителей семейства Су-27 и увеличению эффективности их действий по надводным целям. Предполагается интегрировать в авиационный комплекс сверхзвуковую противокорабельную ракету "Яхонт", созданную в НПО Машиностроения. Такое сочетание позволит создать боевой авиационный комплекс принципиально нового класса, который не будет иметь равных в мире по дальности, мощности и неуязвимости.

Корпорация "Фазотрон-НИИР" сообщила о том, что проходит испытания экспериментальный образец нового варианта многофункциональной РЛС "Жук-М", предназначенной для истребителя Су-33. Локатор способен одновременно сопровождать до 20 воздушных целей на расстоянии до 180 км и наводить на четыре из них управляемые ракеты. В режиме "воздух-поверхность" РЛС имеет дальность обнаружения целей до 300 км.

О намерении форсировать интеграционные процессы объявили в Геленджике разработчики и производители вертолетов марки "Ми". Милевская кооперация, долгое время находившаяся в кризисе, сейчас изыскивает пути восстановления связей и положения на рынке. О проведении единой политики в области маркетинга, модернизации существующих вертолетов и создания новых заявили МВЗ имени М.Л. Миля, Улан-Удэнский и Ростовский заводы.

На салоне было представлено несколько новых разработок двигателистов. Доминировали в Геленджике санкт-петербургский "Завод им. В.Я. Климова" и гости из Запорожья – КБ "Прогресс" и завод "Мотор Сич". Эти предприятия работают в тесном альянсе и часть своей продукции выставили под маркой ЗАО "Двигатели "Владимир Климов-Мотор Сич" (ВКМС). В частности, они показали новый двигатель для вертолетов ВК-2500 (ТВ3-117ВМА-СБ3). Он продолжает известную во всем мире линию семейства ТВ3-117, различные модификации которого установлены на вертолетах Ми-24, Ми-28, Ми-8 (Ми-17), Ка-50, Ка-32. От ТВ3-117ВМА отличается увеличенной мощностью как взлетного (2400 л.с. против 2200), так и чрезвычайного режима (2700 л.с. против 2400). Для вертолетов эта прибавка трансформируется в увеличение грузоподъемности на 1-2 т и потолка на 1000 м. ВК-2500 может эксплуатироваться при температуре до 40° С, что особенно важно для многих покупателей, а также армейской авиации, выполняющей задачи в Средней Азии и на Кавказе.

С двигателями связаны и самые большие контракты, подписанные на выставке. Так, "БЕТА-ИР" подписало соглашение с "Мотор Сич" о поставке до 2003 г. 16 двигателей Д-436ТП для Бе-200. Другой контракт, заключенный "Заводом им. В.Я. Климова", ТАНТК и "Мотор Сич", предусматривает покупку двух ВК-1500 для региональных самолетов Бе-32. КБ "Прогресс" представило на салоне и программу адаптации винтовентиляторных Д-27 для противолодочного самолета-амфибии А-40М. По оценке специалистов ЦИАМ, на базе Д-27 можно создать двухконтурный турбореактивный двигатель в классе тяги до 12 т для 100-местного пассажирского самолета, который остро необходим российской гражданской авиации.

Нынешний уровень состояния гидроавиации в мире явно не соответствует потребностям активно развивающихся прибрежных и островных государств. В области создания тяжелых самолетов-амфибий наша страна сохраняет монопольное положение. Но для завоевания рынка необходимо искать новые формы маркетинга. Отечественным предприятиям трудно соревноваться на равных с зарубежными корпорациями на крупных авиасалонах – Ле Бурже, Фарнборо и др. В таких условиях компактные тематические выставки, такие как "Гидроавиасалон", являются оптимальной формой продвижения на рынки продукции российских предприятий.

Сергей Сокут,

обозреватель “Независимого военного обозрения”



Hosted by uCoz