[НАЗАД]

ОЧИСТКА АВИАФИЛЬТРОВ “НА ЛАДОНИ”

Закрытое акционерное общество “НПП “КОР” является научно-производственным предприятием, в котором впервые в России разработано новое поколение оборудования для очистки авиационных фильтров. Вместо рекомендованных в действующей Инструкции №63 (вып. 5, 1992 г.) магнитных ультразвуковых излучателей применены пьезоэлектрические, обладающие целым рядом значительных преимуществ. Приоритет предприятия в данном направлении деятельности закреплен юридически.

За несколько лет сотрудничества со многими эксплуатантами новых пьезоэлектрических установок предприятием накоплен уникальный опыт в области технологии очистки авиационных фильтров, который реализован в последних конструкторских и электронно-схематических разработках, не имеющих аналогов для применения как в гражданской авиации, так и в ВВС. И редакция попросила ответить на ряд вопросов автора изобретения, генерального директора фирмы “КОР”, кандидата физико-математических наук Олега Павленко.

“АП”: В чем состоит суть и преимущества Вашей программы?

О.П.: Отвечу коротко. Во внедрении в авиацию нового класса доступных, экономичных, портативных установок, которые на порядок дешевле применявшихся и потребляют электроэнергии 100-400 Вт против 1,5-15 кВт у последних. Эти установки до нас не были рекомендованы для использования, то есть, по сути, были запрещены. Мы сделали их фактом и практикой в авиации.

Упомяну также, что запитка старых магнитострикционных установок осуществлялась от силовой трехфазной сети 380 В и для многих из них требовалась проточная охлаждающая жидкость. Наши же установки не требуют охлаждающей жидкости, запитываются от бытовой однофазной сети 220 В, а портативные модели – также и от бортовой сети 27 В.

“АП”: Как Вы продвигали свой проект?

О.П.: Идея зародилась в 1993 г. В январе 1994 г. в АТБ Шереметьево уже была продемонстрирована в работе установка для очистки авиафильтров. В том же году мы заключили договор с Шереметьево на поставку вначале двух, а затем еще шести установок.

С марта 1995 г. началась их подконтрольная эксплуатация. В результате к настоящему времени только в аэропорту “Шереметьево” очищено более 150 тыс. фильтров, причем “досрочного съема фильтров с самолетов и двигателей из-за некачественной очистки не было”. АТЦ Шереметьево за прошедшие годы послужил базой для ознакомления и обучения работе на этих установках как многих эксплуатантов, так и разработчиков и производителей подобной техники.

“АП”: Таких установок раньше не было?

О.П. Установки подобного типа, только не адаптированные к авиационной специфике, были. Они выпускались и у нас в стране и за рубежом, причем в больших количествах. Но использовались для других целей. Удивительно, что при наличии десятков авиационно-технологических центров, институтов, вузов, заводов в авиации такого типа установки для очистки авиафильтров не применялись.

“АП”: А почему именно Вы сделали этот шаг?

О.П.: Без ложной скромности скажу, что у нас в стране именно мне и суждено было это сделать. Во-первых, еще 25 лет назад, будучи аспирантом Академии наук, я обнаружил и исправил, доказав экспериментально, ошибку в американской классической теории магнитострикционных преобразователей. После чего перестал относится к ним с “уважением”. Правда, из-за своей прозорливости нажил себе кучу неприятностей. В частности, от меня отказался научный руководитель.

Во-вторых, в 80-х годах я работал ведущим специалистом в цитадели пьезокерамических преобразователей – НПО “Фонон”, где был руководителем ультразвукового направления с правами заместителя главного инженера объединения. Когда же в период перестройки в 1992 г. я пришел работать в авиационно-космический комплекс (в ОАО “АВЭКС”) и там столкнулся с проблемой очистки авиафильтров, то вскрыть избыточное присутствие “официальных” магнитострикционных установок не составило большого труда. Правда, для более быстрого внедрения нового типа установок мне пришлось подписать заявление-декларацию об исключительной ответственности за безопасность их использования.

“АП”: Каковы Ваши дальнейшие планы?

О.П.: Во-первых, мы делаем упор на повышение эффективности, надежности и ремонтопригодности установок за счет применения как усовершенствованных электронно-схемотехнических решений, так и конструкторско-технологических. Например, придаем к установкам подвижные контейнеры для фильтров, которые совершают возвратно-поступательные и вращательные движения, способствующие повышению производительности и качества очистки.

Во-вторых, большое внимание уделяем разработке установок для очистки авиафильтров в экстремальных ситуациях и в полевых условиях. Нами созданы портативные установки – “ультразвуковые аптечки”. Взятые на борт самолета или вертолета, они обеспечат автономность их действий. Используя имеющиеся на борту жидкости (керосин или АМГ) и запитав наши установки от бортовой сети 27 В или от аккумуляторов 24 В, можно срочно промыть фильтры.

Таким образом, что-то уже сделано. Однако сейчас решается задача более “крутая”.На основе вышеназванных наработок организуется серийное производство портативных установок для очистки как авиафильтров, так и других прецизионных авиационных деталей. При цене традиционных магнитострикционных установок 300-500 тыс. руб. предполагаемая стоимость новых – 15 тыс. Формируется портфель заказов!

ЗАО “НПП “КОР”
123100, Москва,
ул. 1905 года, д. 5, офис 6.
Тел./факс: (095) 953-4336.
Тел.: (095) 241-0211.



Hosted by uCoz