[НАЗАД]

ТАНТК им. Г.М. БЕРИЕВА: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Геннадий Панатов,

генеральный директор, генеральный конструктор ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева"

В течение прошедших после "МАКС-99" двух лет ТАНТК им. Г.М. Бериева традиционно продолжал работы по созданию самолетов-амфибий. 24 сентября 1998 г. в г. Иркутске совершил первый полет многоцелевой самолет-амфибия Бе-200. Он разработан в ТАНТК им. Г.М. Бериева, а серийное производство разворачивается в ИАПО. Основное предназначение самолета - борьба с лесными пожарами, но он может также перевозить пассажиров и грузы. Для продолжения сертификационных испытаний Бе-200 27 апреля 1999 г. перелетел из Иркутска в Таганрог. Там ведутся его летные и мореходные испытания. 10 сентября того же года Бе-200 совершил первый полет с акватории Таганрогского залива.

Бе-200 успешно участвовал в международных выставках "Ле Бурже - 99" (Франция), "МАКС - 99" (Россия, г. Жуковский) и "Гидроавиаса-лон-2000" (Россия, г. Геленджик), где в демонстрационных полетах сбрасывал воду на условные очаги лесного пожара. С МЧС России заключен контракт на поставку семи самолетов-амфибий. На Бе-200 выполнено более 330 полетов. В 2001 г. запланировано получение сертификата типа.

Продолжаются работы по самолету-амфибии А-40. На нем уже установлено 144 мировых рекорда. Ведется строительство и поисково-спасательного самолета Бе-42, разработанного на базе А-40.

Основные летно-технические данные самолета Бе-132МК

Максимальный взлетный вес, кг
Максимальный посадочный вес, кг
Двигатели
Взлетная мощность, л.с.
Диаметр воздушного винта, м
Коммерческая нагрузка, кг
Количество пассажиров, чел.
Дальность полета на высоте 6000 м
с АНЗ на 30 мин на экономичном режиме, км:
- при Gком=2250 кг (26 чел), Gt=1250 кг
- при Gком=1300 кг (14 чел), Ct=2200 кг Крейсерская скорость на высоте 6000 м, км/ч:
- максимальная
- экономичная
Взлетная скорость, км/ч
Длина разбега, м
Посадочная скорость, км/ч
Длина пробега, м

10000
900
2хВК-1500П
1500
2.6
2250
до 26


1320
2630

460
430
210
700
200
450

 В Таганроге 15 июля 1997 г. выполнил первый полет с суши, а 24 апреля 1998 г. первый полет с воды легкий самолет-амфибия Бе-103. Опытные машины выпущены Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением и сейчас там ведется подготовка к его серийному производству. Уже построено пять летных экземпляров Бе-103, а также два планера для наземных статических и ресурсных испытаний в Таганроге. Самолет демонстрировался на выставках "Геленджик - 96", "Геленджик - 98", "АЭРО-99" (г. Фридрихсхафен, Германия), "Гидроавиасалон-2000" и "АЭРО-2001". В рамках сертификационных испытаний на Бе-103 выполнено более 400 полетов. Получение сертификата типа планируется на середину 2001 г.

Продолжают борьбу с лесными пожарами переоборудованные самолеты-амфибии Бе-12П и Бе-12П-200. ТАНТК им. Г.М. Бериева готово оперативно предоставить их для тушения лесных пожаров, как по заявке любого региона России, так и в любую страну мира.

Помимо морской тематики на фирме ведутся работы и по сухопутной. Продолжается модернизация самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (ДРЛО) А-50. Практически готов к серийному производству самолет местных авиалиний Бе-32К. К нему проявляют большой интерес потенциальные покупатели. Программа выпуска Бе-32К включена в "Федеральную программу развития Ростовской области". И здесь хочу сообщить о новом российско-украинском проекте. На салоне "Ле Бурже -2001" в июне с.г. четыре фирмы -ТАНТК им. Г.М. Бериева, ИАПО, ГУП "Завод В.Я. Климова" и "Мотор Сич" - подписали протокол о намерениях совместной разработки и производства самолета Бе-132МК, предназначенного для выполнения перевозок пассажиров на местных и региональных воздушных линиях. В основу его концепции заложены высокая эффективность пассажирских перевозок, эксплуатация на классных аэродромах, широкий диапазон условий эксплуатации (от +45° до -50° С в различных географических зонах, днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях), высокие надежность и ресурс.

Аэродинамическая схема Бе-132МК является развитием схемы Бе-32К - высокоплана классической схемы с механизированным крылом среднего удлинения, двухщелевыми закрылками, трехопорным убирающимся шасси с носовой стойкой и двумя турбовинтовыми двигателями ВК-1500П российско-украинского производства. Отличительная особенность - удлиненный фюзеляж с герметичной кабиной.

Бе-32КОпытная эксплуатация Бе-32К подтвердила его высокие летнотехнические и эксплуатационные характеристики. Он соответствует нормам летной годности транспортных самолетов АП-25 и FAR-25. Реализация данной схемы, преемственность конструкции позволят значительно сократить роки строительства и сертификации самолета Бе-132МК и уменьшить степень технического риска проекта в целом.

Наряду с базовой пассажирской модификацией предусматривается создание других вариантов самолета Бе-132МК:

• для административных перевозок;
• специального медицинского;
• патрульного;
• транспортного;
• транспортно-десантного;
• учебно-штурманской подготовки.

Компоновка Бе-132МК выполнена из условий обеспечения максимального уровня комфорта для пассажиров и экипажа, эксплуатационной технологичности самолета, минимальной массы и технологичности конструкции, максимальной безопасности при эксплуатации. В негерметичной носовой части установлена метеонавигационная антенна. За ней по оси фюзеляжа расположена ниша передней стойки шасси над которой размещены блоки оборудования. Аккумуляторы находятся в передней и задней части фюзеляжа.

В передней части гермокабины расположена кабина экипажа с двумя креслами, приборными досками и пультами. За креслами пилотов по обоим бортам размещены этажерки с блоками, электрооборудованием, а также коммутационной аппаратурой.

В пассажирском салоне установлены 26 пассажирских кресел с шагом 760 мм, по три (1+2) в ряду, с проходом высотой 1800 мм. Кроме того, в нем имеются: по правому борту - аварийный выход II типа; (в передней части), аварийный люк III типа (в середине) и туалет (в конце); по левому борту - аварийный люк III типа (в середине), буфетная стойка, место бортпроводника и входная дверь размерами 1600х700 мм (в конце). За перегородкой в конце герметичной каби ны находится багажный отсек объемом 4,8 куб. м с доступами в него через грузовой люк (1250 х 1250 мм) в правом борту хвостовой части фюзеляжа и через дверь из салона. Посадка и высадка пассажиров осуществляются через бортовую дверь-трап.

В ближайшей перспективе планируется завершить сертификационные испытания Бе-200 и Бе-103 с целью получения сертификата типа. Продолжаются работы по модификации амфибии Бе-200 в пассажирский, грузовой, патрульный и другие варианты. Из долгосрочных перспективных проектов ТАНТК можно отметить создание самолета-амфибии Бе-112, а также сверхтяжелых гидросамолетов и экранолетов взлетной массой от 300 до 2500 т. Эти аппараты позволят связать в единую транспортную систему авиационные и морские перевозки и в будущем могут стать эффективней морского транспорта, вписавшись в существующую структуру морских портов.

 



Hosted by uCoz