«БАЙКАЛ» СТАРТУЕТ И ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Более 5-ти лет ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и ОАО "НПО "Молния" под общим руководством Центра ведут совместные работы по решению актуальной задачи - создание многоразовых средств выведения.
При этом, наряду с улучшением экономических показателей доставки различных полезных нагрузок в космос, достигается очень важная для России цель - исключение полей падения первых ступеней ракет. Итогом работы, воплотившей многолетний опыт ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и НПО "Молния" по разработке средств выведения различного назначения, стал многоразовый ускоритель первых ступеней "Байкал" для ряда РН нового поколения "Ангара".Основными особенностями проекта "Байкал" является использование освоенных и отработанных в отечественной промышленности изделий, материалов, технологий и технических решений, позволяющих реализовать проект с минимальным техническим риском и в сжатые сроки:
• воздушно-реактивный двигатель (без форсажной камеры), серийно изготавливаемый для эксплуатируемого самолета МиГ-29;
• материалы конструкции (алюминиевый сплав 1201 для баков ракетного модуля, титановые и стальные сплавы), обеспечивающие возможность безтеплозащитной эксплуатации;
• реактивная система управления на базе блоков РСУ РБ "Бриз-М";
• шасси на базе шасси самолета МиГ-23;
• программы математического обеспечения в части автоматического полета и посадки, отработанные для ОК "Буран";
• аэрогазодинамическая компоновка, подтвержденная экспериментальными продувками в трубах ЦАГИ.
Основу ускорителя составляет унифицированный ракетный модуль, который может использоваться не только в составе собственно "Байкала", но и одноразовых первых ступеней ракет-носителей. Модуль проектируется в многоразовом варианте с готовностью к многоразовому применению по мере наземной экспериментальной отработки и набора статистики.
При старте РН с космодрома Плесецк "Байкал" обеспечивает выведение космических объектов на опорные орбиты в широком диапазоне наклонений.После выведения РН в расчетную точку происходит разделение ступеней по "холодной" схеме и начинается автономный полет ускорителя.
На этапе внеатмосферного полета и до начала режима эффективной работы органов аэродинамического управления стабилизация и ориентация ускорителя обеспечивается реактивной системой управления. На этом же этапе происходит перевод крыла в рабочее положение.
После достижения дозвуковой скорости полета выполняются операции по подготовке к запуску и запуск воздушно-реактивного двигателя.
На завершающем этапе полета ускоритель выполняет предпосадочный маневр и осуществляет посадку в автоматическом режиме по самолетному на штатную ВПП аэродрома "Перо" Плесецка.
Управление движением ускорителя на всех этапах полета осуществляется бортовым комплексом управления с использованием информации навигационной системы "Глонасс".
После окончания полета выполняются операции по межполетному обслуживанию ускорителей и их подготовке к последующим пускам в составе РН "Ангара" легкого, среднего и тяжелого классов.
По унифицированному ускорителю "Байкал" разработан эскизный проект, осуществляется выпуск конструкторской документации, построен натурный технологический макет, который был представлен в июне 2001 г. на международном авиационно-космическом салоне в Ле Бурже и получил широкий отклик в мировой прессе. Для изготовления планера ускорителя, наряду с головным РКЗ ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, привлекаются АООТ "Сокол" (г. Нижний Новгород) и АООТ "ВАСО" (г. Воронеж), обладающие всем необходимым оборудованием и опытом работы для быстрого и качественного изготовления и сборки.
Исследуется также вариант запуска РН легкого класса из семейства "Ангара" (в том числе оснащенных многоразовыми ступенями-модулями) с тяжелых дозвуковых самолетов-носителей.
Работы по многоразовому ускорителю "Байкал", оснащенному авиационными средствами возвратного полета и посадки, не имеют аналогов в мировой ракетно-космической технике.