Робинзон от фирмы Robinson
Народ, который перестал думать о небе, обречен. Именно с такой фразы мы начинаем первый репортаж о флайт-тесте летательных аппаратов, бороздящих небо России. Начнем с хорошо зарекомендовавшего себя на Западе легкого вертолета Robinson R-44.Летное поле тушинского аэродрома освещает яркое солнце. На вертолетной площадке с посадочной буквой Н нас поджидали две ярко раскрашенные винтокрылые машины с изящными обводами. Что сразу бросилось в глаза - так это высоко посаженные лопасти несущего винта, кабина с тонированными стеклами сферической формы и мощное полозковое шасси. Очевидно, что вертолет с такими конструктивными особенностями, по замыслу его создателей, должен достаточно легко справляться с посадками в труднодоступных местах, а в полете обеспечивать наилучший обзор. Четыре двери, стремительный каплевидный корпус и две мощные фары спереди придают Robinson вид гоночного авто. Видно, разработчики немало постарались, чтобы достичь оптимального сочетания полезной нагрузки, дальности и скорости полета.
Осмотрим кабину. Скромный, но продуманный интерьер. Все говорит о страстном желании производителей R-44 найти компромисс между удобством управления, комфортом для пассажиров и ограниченным внутренним пространством. Место для двоих летчиков выбрано удачно. Отличный обзор. Продублированная ручка управления, небольшая приборная доска, четыре мягких велюровых обогреваемых кресла помещены в салон размером с автомобильный. Ничего лишнего. Вместо привычной ручки управления - скорее велосипедный руль с несимметрично разнесенными рукоятками. Это особенность вертолета Robinson. Крупно выполненные шкалы на панели управления. На приборной доске нет привычного для наших пилотов километрового указателя скорости. Шкала соответствует милевому исчислению. Это не добавляет комфорта отечественному пилоту, однако, в результате несложной доработки, прибор можно адаптировать, поставив привычную шкалу. Над круглыми циферблатами прикреплена серебристая коробка “джи-пи-эса”. “Мозг” геликоптера закован в компактный пластиковый футляр черного цвета. Среди россыпи тумблеров - электронный регулятор оборотов несущего винта, значительно облегчающий работу пилота.
Для невысокого пилота места в кабине достаточно. Но человеку крупной комплекции, конечно, будет тесновато. О том, чтобы вальяжно расположиться как в салоне лимузина, и речи не идет. Однако если на переднем левом кресле убрать дублирующую ручку управления и педали, то там легко поместится и тяжелоатлет. Отмечаем про себя невозможность изменять положение кресла для удобного сидения летчика. Оно фиксированное. Не секрет, что от удобства посадки зависит многое, особенно в процессе обучения. Довольно необычно, что привязной ремень всего один и сделан по образцу автомобильного. Как правило, на наших вертолетах ремень безопасности у пилота поясной, кроме того, есть еще плечевые ремни, которые в случае грубой или аварийной посадки удерживают тело от подачи вперед. Это не бесполезно при фигурном вождении, когда пилот должен сидеть как влитой.
Задние сиденья для двух пассажиров, недостаточно удобны. Однако их можно быстро демонтировать и использовать освободившееся пространство для перевозки дополнительного груза.
Итак, полет. Поворот никелированного ключа зажигания включает мощный стартер, и поршневой шестицилиндровый Lycoming 540 энергично расправляет гибкие лопасти винтокрыла. В оппозитной силовой установке воздушного охлаждения томятся двести пятьдесят лошадиных сил. Этого вполне достаточно, чтобы разогнать одномоторный геликоптер взлетной массой чуть больше тонны, до скорости 220 километров в час. Кстати, несомненным преимуществом заокеанского мотора является то, что он работает и на обыкновенном автомобильном бензине. В том числе, на российском девяносто пятом. Вертолет можно посадить и заправить при помощи шланга на любой бензоколонке. Но, конечно, если есть возможность залить в баки более чистый 91-й авиационный бензин, то лучше воспользоваться им. На час полета затрачивается от 45 до 50 литров топлива – неплохой показатель для геликоптера данного класса. Автономный предпусковой прогрев двигателя обеспечивает запуск даже на тридцатиградусном морозе (что подтверждено полетами R-44 в Сибири, Республике Коми и на Алтае).
Легкое движение ручки газа с предварительным вводом коррекции увеличивает обороты двигателя. Скорость вращения лопастей несущего винта ощутимо возрастает и, повинуясь неведомой силе, стеклянная стрекоза отрывает лапчатые лыжи от круглой асфальтированной площадки. Плавное движение ручки штурвала от себя, и полосатое тело машины бросается вперед. На бреющем полете тонный Robinson в считанные секунды разогнался до двухсот километров в час, затем замедлил движение и совершил ознакомительный круг над зеленым ковром летного поля. На едва заметные движения руки пилота Robinson реагирует четкими перемещениями в стороны, вверх-вниз, а затем разворачивается вокруг оси и летит хвостом вперед. Устремляемся ввысь и направляемся в сторону московской кольцевой.
Городской ландшафт сменяется сельским. Пролетаем над Москвой-рекой. Ярко-желтое пятно поля, похоже, неплохое место для посадки. Даем круг над незнакомой местностью, и, пригибая потоком воздуха полевые цветы, геликоптер мягко приземляется. Пятиминутная разминка. Вновь воспаряем над верхушками деревьев. Теперь опробуем режим авторотации. Сброс оборотов винта. Перегрузка почти нулевая. Вертолет стремительно приближается к земле. Но вот, наконец, рев двигателя наполняет энергией вибрирующий корпус геликоптера, и винтокрыл набирает высоту. Серия умопомрачительных маневров над распростертыми во все стороны лесами и лугами. Пора возвращаться домой. Скоро показывается знакомый белый круг стартовой площадки. После короткого зависания летательный аппарат мягко приземляется. Винт продолжает гулко вращаться, постепенно замедляя движение. Набегающий поток воздуха сквозь жабры кормы охлаждает раскаленный мотор. Щелчок тумблера, и яростный зверь покорно замирает.
Первое впечатление таково: если рассматривать вертолет как удобное, практичное и высокомобильное транспортное средство, а не спецтехнику, то R-44 - правильная машина. Он обладает оптимальными характеристиками для быстрого перемещения четырех пассажиров на расстояние шестьсот километров. Геликоптер легкий и маневренный. Основная его стихия – деловые поездки, спорт, воздушные прогулки, охота и рыбалка. Добавлю, что для заядлых рыбаков и любителей прогулок на яхтах, несомненно, более интересна водоплавающая разновидность “Робинзона” - Clipper. С помощью надувающихся в течение нескольких секунд поплавков вертолет способен совершать посадку на любую водную поверхность.
Стиль эксплуатации R-44 напоминает автомобильный, и не требует сложного обслуживания. Машина неприхотливая, проста и относительно дешева в работе. Впрочем, регламентные работы еще никто не отменял. Так что не забывайте своевременно менять масло и фильтры. Иначе элегантный и внешне хрупкий геликоптер так и не сможет воспарить до вполне доступной для него высоты в четыре с половиной тысячи метров. В целом же, о надежности винтокрыла свидетельствует тот факт, что показатель гарантированного налета до капитального ремонта R-44 составляет 2200 часов.
Некоторую настороженность, правда, вызывает то, что R-44 однодвигательный вертолет. Некоторые полагают, будто с двумя моторами под капотом в воздухе гораздо спокойнее. Тем не менее, статистика летных происшествий неумолимо свидетельствует, что одномоторные вертолеты по безопасности не уступают машинам с двумя силовыми установками. Нет сомнений, что вопрос о двух двигателях во многом надуман страховыми компаниями. Приложили руку к раздуванию шумихи вокруг этого вопроса и производители вертолетной техники, поскольку запуганному покупателю становится гораздо легче всучить двухмоторный, а значит, гораздо более дорогой вертолет. В реальности же две силовые установки целесообразны разве что для боевых винтокрылов. Летать под ураганным огнем противника и на рыбалку – все-таки вещи разные. Однако, как и у машины поля боя, системы управления полетом Robinson продублированы. К числу преимуществ R-44 относится и возможность транспортировки на прицепе легкового автомобиля. Это немаловажно в том случае, если плохие метеоусловия не позволяют продолжить полет.
Вместе с нами в облете Robinson R-44 участвовал главный тренер сборной России по вертолетному спорту, летчик-инструктор 1-го класса Гарри Георков.
“Мне, как профессионалу, было интересно попробовать машину на наиболее сложных режимах полета. R-44 легко и быстро достигает своей скорости. На малой высоте управляется прекрасно. Но от летчика требуются очень точные и своевременные движения в управлении. Неоднократно попробовал я спортивный элемент захода на “крышу”. Энергичное зависание над местностью осуществляется довольно легко. Двигатель как-никак поршневой, и не требует раскрутки турбины, необходимой для вертолетов с газотурбинными силовыми установками. Особых сложностей в управлении я для себя не нашел. Речь, скорее, идет об особенностях, привыкнуть к которым можно достаточно быстро. Управление могу охарактеризовать как кистевое, то есть: правая рука пилота должна лежать на правой ноге, для того чтобы убрать возможные погрешности точности управления поперечным движением. На наших вертолетах управление по ходу ручки гораздо более протяженно. Вообще, при полете на Robinson требуется ювелирное и более точное движение ручки управления и педалей. Эта особенность, в целом, прослеживается и в других импортных машинах, например, “Газель”, “Хьюз”. Есть нюансы по вращению несущего винта. При посадке особенность следующая: если у наших вертолетов касание происходит правым основным шасси, то здесь, наоборот, левой лыжей. И, соответственно, ход коррекции на отечественных машинах изменяется левой рукой влево, а здесь - наоборот. Ощущение довольно необычное. Ручка коррекции постоянно шевелится в полете. Она как бы живая. Никоим образом нельзя резко снижаться или вообще переводить вертолет на отрицательные перегрузки. В принципе, в процессе эксплуатации человек ко всему этому привыкает, и все воспринимается как должное.
Что касается силовой установки, то Lycoming – известный, проверенный временем двигатель. Конечно, летать с двумя двигателями более надежно. Именно поэтому полеты над городом, согласно российским инструкциям, выполняются только на геликоптерах с двумя двигателями. Однако, что касается R-44, могу сказать, что при выполнении испытаний на авторотацию (имитация отказа двигателя) машина прекрасно спланировала, легко управлялась и приземлилась на выбранную площадку. В общем, машина достаточно легкая и мягкая в управлении. Довольно быстро готовится к полету. Для летчика, имеющего опыт эксплуатации различных типов вертолетов, не представляет никаких сложностей переучиться на эту машину. Полагаясь на опыт зарубежных пилотов: любителей или спортсменов, в том числе мирового уровня, - можно сказать, что R-44 машина довольно удачная".
Сергей Путилов