[НАЗАД]

 

ФОРД НАУЧИЛ АМЕРИКУ ЕЗДИТЬ, БОИНГ - ЛЕТАТЬ 
Тимофей Забалуев

 В 1903 г. произошли два замечательных события: братья Райт совершили свой первый полет, а Уильям Боинг (William Boeing) покинул стены Йельского инженерного колледжа. Крупный землевладелец и лесопромышленник, он уже в 1910 г. становится одним из дюжины участников первого слета американских авиаторов, где пытается поднять в воздух самолет. Эта попытка оказывается неудачной, и Боинг возвращается в Сиэтл, где в течение пяти лет в клубных встречах с Георгом Конрадом Вестервельтом (George Conrad Westervelt) - военно-морским инженером, прослушавшим несколько авиационных курсов Масачусетского Технологического института, обсуждает теоретические основы развития авиации. Страсть к авиации приводит к тому, что они вдвоем становятся первыми испытателями биплана фирмы Curtiss. Позднее Вестервельт писал, что он до сих пор не может понять, как они тогда оказались вместе. Итог летной практики – твердая уверенность, что они могут построить самолет лучше.

B&WВ 1915 г. Боинг просит Весттервельта спроектировать гидроплан, строительство которого начинает на корабельной верфи, которую по случаю приобрел еще в 1910 г. Уже в июне 1916 г. он самостоятельно испытывает первый свой летающий корабль из серии B&W (по инициалам компаньонов), получивший название Bluebill, а второй - Mallard - поручает поднять в небо профессионалу Гербу Мантеру (Herb Munter). 125-сильный двигатель Hall-Scott A5 позволял самолету летать с крейсерской скоростью 109 км/ч на дальность до 500 км.Созданный в двух экземплярах, B&W по разным причинам не заинтересовал военно-морское ведомство Североамериканских Соединенных Штатов и уже в 1919 г. оказался в Новой Зеландии, где успешно эксплуатировался на экспресс-доставке почты.
Model CДальнейшие творческие поиски приводят к созданию в 1916 г. первого коммерчески успешного тренировочного гидроплана Model C. Если предыдущая модель B&W несла в себе идеи фирмы Martin, то Model C был полностью собственной разработкой. Хотя первые полеты выявили плохую маневренность, недостатки быстро устранили, увеличив площадь вертикального оперения. Военно-морские силы закупили 53 самолета, сухопутные - 3.В этом же году Вильям Боинг расширяет производственную базу. Он покупает 99% акций компании Pacific Aero Products Company, которую в мае 1917 г. переименовывает в Boeing Airplane Company.
B-1Развитие темы гидроавиации привело к созданию B-1 - первого коммерческого почтового самолета компании. На этот гидроплан ставились 200-сильный Hall-Scott L-6 или 400-сильный Liberty, которые позволяли летающей лодке с грузом, пилотом и двумя пассажирами летать на расстояние до 650 км с крейсерской скоростью 130 км/ч. Однако самолет оказался очень дорог и большого спроса на рынке не получил.  

Model 40AВ 1927 г. на заводе Боинга строится Model 40A. На самолет ставили 420-сильный двигатель Pratt & Whitney воздушного охлаждения, который был почти на 100 кг легче двигателей с водяным охлаждением, применяемых конкурентами. Самолет летал с крейсерской скоростью 170 км/ч на расстояние до 1050 км. По сути, это был первый американский самолет, в котором оборудовали пассажирский салон. Помимо двух пассажиров и пилота самолет перевозил 500 кг груза. Появление этого летательного аппарата позволило Боингу расширить бизнес, создав Boeing Air Transport (BAT), предшественницу United Airlines.

Model 80Идея перевозки пассажиров в комфортабельной закрытой кабине нашла достойное воплощение в следующих разработках. В 1928-м начинаются регулярные полеты трехмоторного биплана Model 80, рассчитанного на 12 пассажиров, а год спустя - Model 80A, способного перевозить 18 человек. Особенностью этих самолетов было то, что крылья были быстросъемными, что позволяло убирать самолет в ангар во время длительных перелетов. Размеры фюзеляжа позволили оборудовать в нем салон и закрытую пилотскую кабину, что, однако вызвало жалобы пилотов, привыкших непосредственно ощущать набегающий поток воздуха. Пассажиры, напротив, были довольны: кожаная обивка кресел, персональные лампы освещения, принудительная вентиляция, горячая и холодная вода помогали скрасить полетный досуг. Двигатели P&W Hornet разгоняли самолет до 220 км/ч, однако небольшой запас топлива не позволял улететь далее 750 км от аэродрома.
Model 200 MonomailВ 1930 г. выходит в свет принципиально новый самолет Model 200 Monomail - цельнометаллический моноплан с гладкой работающей обшивкой, низкорасположенным свободнонесущим крылом и убираемым шасси. Передовая для своего времени аэродинамика обеспечила самолету высокие летные характеристики, однако из-за отсутствия винта изменяемого шага и более мощного двигателя достоинства конструкции все же не раскрылись в полной мере.

B-9 и P-26В 1931 г. начинается производство первого в истории  Boeing бомбардировщика B-9. Основанный на концепциях, заложенных в Monomail, В-9 имел невиданную по тем временам скорость 300 км/ч и мог даже с пятью членами экипажа в открытых кабинах уходить от истребителей. Высокая скорость, 1800-километровый дальность полета, бомбовая нагрузка в 1000 кг и оборонительное вооружение из двух пулеметов делали B-9 одним из лучших бомбардировщиков своего времени.

 Рост скоростей бомбардировщиков-монопланов заставил отказаться от бипланной схемы при разработке истребителей и привел к созданию в 1932 г. самого скоростного на тот момент истребителя P-26 Peashooter. Цельнометаллический моноплан с двигателем воздушного охлаждения, P-26 имел расчалочное крыло, которое, в отличие от более распространенного в то время подкосного, позволило облегчить конструкцию и уменьшить лобовое сопротивление. Превосходство в скорости над бипланами более чем на 40 км/ч обеспечило Боингу победу в тендере и правительственный заказ на 136 машин.

 Boeing 2471933-й год ознаменовался появлением Boeing 247 – первого комфортабельного лайнера, способного перевозить 10 пассажиров со скоростью 260 км/ч. На нем был применен автопилот, пневматическая противообледенительная система, винт изменяемого шага, убираемое шасси. За 20 часов с 7 промежуточными посадками он долетал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Самолет оказался долгожителем: многие из 76 построенных Boeing 247 летали на пассажирских трассах до 1960 г.
B-17В 1934 г. правительство США заказало тяжелый бомбардировщик, получивший в 1935 г. известное имя B-17 Flying Fortress («Летающая крепость»). На самолете впервые была достигнута дальность полета 3400 км с крейсеркой скоростью 370 км/ч. B-17 стал первым серийным бомбардировщиком Boeing с закрытой пилотской кабиной и пятью пулеметами калибра 12,7 мм, установленными на экранированных турелях и шкворнях.
Салон Boeing 314Не оставалась в забвении и гидроавиация. В 1936 г. компания подписала контракт с Pan American Airways на постройку шести Boeing 314 Clipper, первый из которых совершил пробный полет в мае 1938-го. Это был крупнейшая перед второй мировой войной летающая лодка, способная пересечь океан, и обеспечивающая 40 пассажирам комфортные условия в виде спальных мест, отдельных туалетных комнат для мужчин и женщин, салона для отдыха, ресторана и других радостей жизни. Четыре 1500-сильных двигателя Wright позволяли Boeing 314совершить полет на 8400 км при крейсерской скорости 300 км/ч.
Boeing 307Стремление строить комфортабельные лайнеры, привело к появлению в 1940 г. Boeing 307 Stratoliner, при разработке которого был использован опыт создания B-17. Stratoliner стал первым в мире высотным пассажирским самолетом, способным, благодаря герметичному салону, на высоте около 7000 м обходить атмосферные фронты. Широкий фюзеляж обеспечивал все удобства для пяти членов экипажа и 33 пассажиров. Столь удачная конструкция привлекла внимание миллиардера Говарда Хьюза (Howard Hughes), который купил одну из 10 построенных машин и переоборудовал ее в «летающий пентхауз», оснастив спальней, двумя ванными комнатами, гостиной, баром и большой жилой комнатой. Впоследствии он удачно пристроил самолет техасскому нефтяному магнату, который до конца жизни использовал его как загородную резиденцию.
B-29В 1942 г. совершил первый полет B-29 Superfortress («Суперкрепость») – высотный дальний бомбардировщик с герметичными кабинами экипажа. Большая бомбовая нагрузка, огромная дальность позволили самолету стать главной ударной силой дальней авиации США вплоть до 1960 г. В B-29 появилось много новшеств, включая автоматический бомбовый прицел с электронным вычислителем и дистанционное управление стрелковым оружием. Переднюю и заднюю кабины экипажа соединял герметичный туннель, проложенный над бомбовым отсеком. Хвостовой стрелок также размещался в отдельной гермокабине, но мог добраться до остальных членов команды только через негерметичный отсек фюзеляжа. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик высоконагруженное крыло оснастили закрылками Фаулера. За все время было изготовлено 3970 самолетов, их производство было прекращено в 1946 г. С одного из B-29, носившего собственное имя Enolla Gay, была сброшена первая атомная бомба на Хиросиму, с другого - Bockscar – на Нагасаки. Экипаж «Суперкрепости» составлял 10 человек, вооружение – двенадцать 12,7-мм пулеметов, одна 20-мм пушка и 9000 кг бомб. Четыре 2200-сильных двигателя фирмы Wright переносили смертоносную нагрузку за 9300 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. В СССР копия самолета выпускалась под обозначением Ту-4.
Boeing 377Окончание Второй мировой войны дало новый импульс развитию гражданской авиации. Уже в ноябре 1945 г. компания Pan American заказывает фирме 20 новых самолетов. Boeing 377 Stratocruiser, созданные с использованием агрегатов бомбардировщика B-50, начали летать с июля 1947-го. В этой модели воплотились все новые послевоенные представления о комфорте: со вкусом отделанный широкий салон, инкруСалон Boeing 377стированные золотом туалетные комнаты, винтовые лестницы для доступа на нижнюю палубу с рестораном, где от 50 до 100 пассажиров обедали в обстановке ужасающей роскоши. В начале 60-х годов интересы космической промышленности США потребовали увеличения диаметра фюзеляжа для перевозки ракетных секций. Девять самолетов были переделаны. Первый из них получил прозвище «Беременная Гуппи», пять следующих, с еще более широким корпусом «Супер Гуппи», а три поменьше «Мини Гуппи». Так один из элегантнейших лайнеров превратился в «гадкого утенка». Четыре 3500 сильных P&W R-4360 Wasp Major стали последними поршневыми двигателями, установленными на самолет компании Boeing. Их максимальная тяга разгоняла летательный аппарат до 600 км/ч и ограничивала летную дальность 7400 км.
B-52Дальнейшее развитие тяжелой бомбардировочной авиации пошло по пути применения турбореактивных двигателей. В первоначальном виде модель Х-52 - прототип самого мощного и тяжелого в мире бомбардировщика B-52 Stratofortress, имела прямое крыло и шесть поршневых двигателей. Однако в 1948 г. компоновка самолета претерпела радикальные изменения. Крылу придали стреловидность, число силовых установок увеличили до восьми, но это уже были турбореактивные двигатели. Они разгоняли 220-тонную махину до 1050 км/ч и превращали самолет в стратегический, т.к. дальность полета без дозаправки достигла 16000 км. B-52 использовался и как оперативно-тактический бомбардировщик, что позволяло брать на борт максимальную бомбовую нагрузку, и как стратегический, с максимальным запасом топлива. Самой современной версией бомбардировщика является B-52H с экипажем из пяти человек и вооружением, включающим  бомбовое вооружение, , 20 крылатых ракет SRAM или ALCM и размещенную в хвостовой части 20-мм пушку с радиолокационным наведением.

Model 367-80В 1954 г. совершил первый полет Model 367-80, прототип пассажирского Boeing-707 и летающего танкера KС-135, родоначальника семейства гражданских и военных самолетов «700-го» семейства. Вложив в эту разработку почти 2/3 прибыли компании за все послевоенные годы, Boeing пошла на огромный риск, поскольку к моменту завершения работ над этим самолетом не было размещено ни одного заказа на него ни от военного ведомства, ни от авиакомпаний. Первоначально проектировавшийся как военный топливозаправщик, «367-80» не имел сидений, в фюзеляже было несколько иллюминаторов и два больших грузовых люка. Однако премьера прошла успешно, и уже спустя неделю военные разместили заказ на 29 военных топливозаправщиков KC-135. Всего было изготовлено 820 воздушных танкеров, из которых 732 использовались по прямому назначению, а 88 были переоборудованы под требования военного ведомства и применялись в качестве транспортных машин, самолетов ДРЛО, воздушных командных пунктов и спецсамолетов для перевозки важных государственных персон. Последняя модификация KC-135R, летающая до сих пор, оснащается более мощными и экономичными двигателями P&W J57, а в конструкции крыла применены более прочные алюминиевые сплавы.

Boeing 707В 1957 г. вышел на регулярные пассажирские линии гражданский вариант  - Boeing-707, внешне отличающийся от «прародителя» «367-80» и «старшего брата» KC-135 выступающей антенной на законцовке вертикального оперения. По просьбе авиакомпаний диаметр фюзеляжа увеличили на 100 мм, и самолет вступил в конкурентную борьбу со своим главным соперником DC-8. Хотя внешне они были похожи, большая стреловидность крыла «707-го» позволяла летать на 30 км/ч быстрее. Кроме того, Boeing шел навстречу авиакомпаниям, и по требованию заказчиков дорабатывал свой среднемагистральный вариант до дальнемагистральной версии или устанавливал более мощные двигатели для полетов в высокогорных условиях. Несмотря на более высокую стоимость самолета, гибкая политика компании привела к тому, что Boeing-707 постепенно отвоевала часть рынка у DC-8, а общее число проданных самолетов достигло 1580.

Boeing 727 В декабре 1963 г. поступает в коммерческую эксплуатацию новый Boeing-727 - трехвигательный турбореактивный самолет для региональных линий с небольшими аэродромами и короткими ВПП. Это был первый самолет, который прошел полный цикл статических испытаний, на нем впервые были применены трехщелевые закрылки и ВСУ, позволяющая запускать двигатели без громоздких наземных пусковых агрегатов, отсутствующих на провинциальных аэродромах. Вначале рынок воспринял появление «727-го» скептически: модель «727-100», рассчитанная на 131 пассажира, продавалась вяло. Однако появление новой модификации «727-200» на 189 человек уже было встречено «на ура» и общее число продаж достигло 1832.
Boeing 737В 1967 Boeing выпустил на рынок 737-ю модель, которая сразу вступила в конкурентную борьбу с американским DC-9 и английским BAC-111. Для сокращения производственного цикла и ускоренной сертификации за основу была взята верхняя часть фюзеляжа B-707, использованы загрузочные багажные тележки B-727. Шесть кресел в ряду позволили выиграть в пассажировместимости у DC-9, имевшего в ряду пять кресел, а размещение двигателей под крылом снизило уровни шума и вибраций в салоне, а также облегчило доступ к силовым установкам при сервисном обслуживании на небольших аэродромах. Благодаря автоматизации управления полетом из состава экипажа была исключена должность бортинженера, и с тех пор два пилота стали стандартом, на который ориентируются другие авиапроизводители. Ни один из ранее производившихся в мире самолетов не имел такого количества модификаций: B-737-100, -200, -300, -400, -500, -600, -700, -800, -900, не считая созданных совместно с General Electric бизнес-версий BBJ на базе B-737-700, и BBJ-2 на базе B-737-800.
Boeing 747 В феврале 1969 г. на рулежных дорожках аэропортов появился Boeing-747, самый длинный гражданский самолет в мире. Необычно было то, что данный проект был воплощен в жизнь всего лишь за 16 месяцев. B-747 был разработан в трех вариантах – пассажирском, грузовом и смешанном. Причем в грузовой и смешанной модификациях погрузка контейнеров осуществлялась через откидывающуюся носовую часть фюзеляжа. В самолете поражали размеры: длина - 69 м, высота до верхней точки вертикального оперения - с шестиэтажный дом. В грузовой модификации 3400 единиц багажа выгружались за 7 минут. Самолет выпускался в четырех модификациях B-747-100, -200, -300 и -400, число пассажиров в которых варьировалось от 374 до 490 чел. Последняя модификация Boeing-747ER (Extended Range), запущенная в производство в 2000 г., выпускается как в пассажирском, так и в грузовом варианте. Самолет обладает дальностью 14200 км, имеет усиленные крыло, фюзеляж и шасси, оснащается съемными дополнительными топливными баками в переднем грузовом отсеке.
Boeing 757В 1978 г. начинается освоение производства двух новых моделей: Boeing-757 с одним проходом между креслами и Boeing-767 с двумя проходами. Применение широкофюзеляжной двухдвигательной компоновки было продиктовано стремлением сделать самолеты более экономичными, а снижение производственных затрат нашло отражение в унификации их отдельных элементов. Boeing 767Так оборудование пилотских кабин было почти одинаковым, а пилот, получавший сертификат на управление одним типом, мог управлять и другим. Если первоначально самолеты позиционировались как среднемагистральные с дальностью полета до 5200 км у B-757 и до 6200 км у B-767, то со временем 767-й перешел в нишу дальнемагистральных и в версии B-767-400ER мог перевозить 304 пассажира на расстояние 12500 км, потеснив на некоторых трансконтинентальных маршрутах более дорогой в эксплуатации Boeing-747.
Boeing 777В 1995 г. после почти десятилетнего перерыва происходит очередное обновление линейки лайнеров - появляется Boeing-777. Этот самолет - первый летательный аппарат гражданской авиации, полностью спроектированный при помощи трехмерной компьютерной графики. На компьютере прошла и первая его сборка, значительно сократившая затраты на постройку прототипа. B-777 - самый широкий в самолет своем классе. Передовые инженерные решения нашли применение в конструкции крыла, дизайне кабины экипажа, средствах комфорта для пассажиров и вариантах трансформации салона. Это позволило увеличить загрузку самолета и дальность полета. В настоящее время самолет выпускается в пяти модификациях: Boeing-777-200, -200ER (Extended Range), -200LR (Longer Range), -300 и -300ER. Boeing-777-200 может перевозить 305 пассажиров на 8400 км; B-777-300 - 368 пассажиров на 9600 км, а запущенные в производство в феврале 2000 г. Boeing-777-200LR и -300ER летают соответственно на 14200 и 11500 км.
Boeing 717В августе 1997 г. Boeing присоединяет извечного конкурента McDonnell Douglas Corp. и, получив права на все его разработки, в 1998-м меняет название опытной машины теперь уже своего отделения с MD-95 на Boeing 717-200. Это двухдвигательный 100-местный самолет для коротких (до 2600 км) рейсов на линиях с высокой интенсивностью эксплуатации. Он обладает низкими эксплуатационными затратами, пониженным уровнем шума и эмиссии при сохранении уровня комфорта, соответствующего большим трансконтинентальным лайнерам. Boeing 717 - первый самолет, одновременно получивший американский сертификат летной годности FAA и европейский JAA. На ближайшие 20 лет рынок 717-х оценивается в 3000 машин.


Hosted by uCoz