[НАЗАД]

НИКТО НЕ ХОТЕЛ УСТУПАТЬ

Бремя лидера мирового авиастроения взвалил на себя Airbus. Впрочем, в вопросе о лидерстве Boeing имеет свою собственную точку зрения.

Boeing 767-400За 2003 г. Airbus поставила заказчикам 305 самолетов, что составляет 52% от общемировых поставок Американцы впервые уступили первенство в этой категории, произведя лишь 281 самолет. Для сравнения: в 2002 г. поставки двух ведущих самолетостроительных компаний составили 381 (Boeing) и 303 (Airbus) самолета.

Если по числу полученных заказов европейцы уже несколько лет кряду опережали Boeing, то по поставкам своей пользующейся все большей популярностью продукции превзошли американцев впервые в своей 34-летней истории.

Конечно, кризис кризисом, но европейцы сумели все же добиться положительных результатов в своей коммерческой деятельности. В 2003 г. поставки самолетов Airbus выросли с 44 до 52%. Среди поставленных лайнеров были первые А318 для Frontier Airlines (США) и Air France, а также первые аэробусы А340-500 для авиакомпаний Qatar, Emirates и Singaore Airlines. Благодаря этим поставкам с учетом небольших поступлений от деятельности подразделения Airbus Military оборот Airbus составил 19,3 млрд евро.

Европейцы получили от 24 компаний в общей сложности 284 твердых заказа на сумму $32,8 млрд (в каталожных ценах) – 54% годовых мировых продаж магистральных самолетов с числом мест более 100. Твердые заказы были размещены на 155 узкофюзеляжных самолетов семейства А320, шесть А300-600, 89 лайнеров семейства А330/А340 и 34 двухпалубных суперлайнеров А380. С учетом уведомлений об отказах от ранее заказанных самолетов число заказов, размещенных в Airbus, составило 254 единицы, на которые приходится 52% рынка продаж.

На основании приведенной статистики можно вполне сделать вывод о постепенном закреплении лидерства европейской компании во всех сегментах рынка магистральных самолетов, отличающегося жесткой конкуренцией. Очевидно, что Airbus предлагает сегодня универсальный модельный ряд вместимостью от 107 до 555 мест, который в настоящее время становится все более востребованным авиатранспортной индустрией. Успех Airbus особенно заметен в классе широкофюзеляжных самолетов. Четыре компании разместили заказы на А380, а на самолеты семейства А330/А340 получено свыше 80% заказов в соответствующем классе.

В 2004 г., однако, спрос остается невысоким – компания рассчитывает поставить около 300 самолетов. Как бы то ни было, но солидный задел подлежащих выполнению заказов (order backlog), составляющий 1454 единицы – год назад он составлял 1505 – при существующих темпах выпуска обеспечивает производственные мощности загрузкой примерно на пять лет.

Некоторые аналитики полагают, что теперь Airbus удастся удерживать обретенное лидерство в течение 6-10 лет, хотя, на наш взгляд, подобное утверждение представляется несколько сомнительным.

Ищите женщину

Региональному президенту Boeing из России/СНГ Сергею Кравченко, конечно, было непросто подводить итоги производственной деятельности корпорации за минувший год. Еще бы! Чего стоили одни только скандалы, приведшие к смене практически полностью всего корпоративного руководства.

Мягко говоря, для Boeing это был не самый удачный год. Вынужден был уйти в отставку председатель совета директоров и главный исполнительный директор компании 62-летний Фил Кондит – седьмой по счету глава компании, занимавший этот пост с 1997 г.

Еще раньше с громким скандалом был уволен финансовый директор Майкл Сирс. И пришлось бывшему вице-председателю 67-летнему Гарри Стоунсайферу, за год до этого ушедшему на пенсию, забросить свой любимый гольф во Флориде и спешно брать бразды правления корпорацией в свои руки.

В июле Пентагон аннулировал контракт с Boeing по запуску космических спутников на общую сумму $1 млрд. Эти санкции были применены после того, как проведенное расследование установило, что для выигрыша в тендере Boeing воспользовался незаконно полученной документацией своего конкурента Lockheed Martin. Правительство, решительно взяв курс на борьбу с корпоративной преступностью, спустить на тормозах факт промышленного шпионажа не пожелало и решило преподать крупному бизнесу наглядный урок. Результаты тендера пересмотрели и контракт передали пострадавшей Lockheed Martin.

Тогда же Boeing объявил об уходе на пять лет с рынка космических запусков из-за падения спроса. Начало нынешнего года также не принесло утешения. Роскошный заказ, оцениваемый в 18 млрд фунтов стерлингов на 20 воздушных танкеров, достался  более удачливым конкурентам. Не помогло даже то, что американцы выступили в тандеме с британским аэрокосмическим холдингом BAE Systems, которому принадлежат 20% акционерного капитала Airbus, тогда как остальными 80% владеет концерн EADS. И понятно, что BAE был крайне заинтересован в победе. Однако консорциум Air Tanker, в состав которого, помимо EADS, входят также английские фирмы Cobham, Rolls-Royce и французская Thales, с блеском выиграл тендер, объявленный минобороны Великобритании по программе FSTA (стратегический самолет-заправщик нового поколения). Программа эта долгосрочная – ее реализация рассчитана на 27 лет, а первые машины будут поставлены в 2008 г.

Соглашение, подписанное между EADS и минобороны Великобритании, предусматривает поставки для Королевских ВВС топливозаправщиков нового поколения, создаваемых на базе аэробусов А330-200, которые заменят устаревшие VCIQ и Tristar. И, как считают наблюдатели, европейский аэрокосмический концерн имеет все шансы поставить в Великобританию еще примерно 105 воздушных топливозаправщиков.

Явно рассчитывая на победу в тендере, группа Boeing – BAE System, к которой присоединились Serco и Spectrum Capital, выкупила у авиакомпании British Airways 19 лайнеров «767-300ER», с тем чтобы трансформировать их в танкеры.

Boeing, надо заметить, фатально не везет с топливозаправщиками. Когда на программу топливозаправщиков «767 Tanker» Пентагон не пожалел $27,6 млрд, намереваясь заменить устаревшие КС-185, в Boeing довольно потирали руки в предвкушении выгодного заказа, который, казалось, у корпорации уже в кармане. И действительно, первоначально все складывалось великолепно – контракт на закупку 80 заправщиков был подписан, а еще 20 планировалось взять в лизинг. Сделка потянула на $18 млрд. А если учесть, что заменить предполагалось не менее 400 танкеров КС-135, то можно было заранее подсчитывать грядущие барыши и не волноваться о судьбе неважно распродающихся авиалайнеров «767» - в 2003 г. поставлено всего 24 машины  - которые умельцы из Boeing в Эверетте трансформируют в воздушные танкеры КС-767. Кстати, кроме ВВС США эти топливозаправщики заказали и зарубежные военные ведомства, в частности ВВС Италии, которым в 2005 г. будут поставлены первые четыре машины.

И тут последовал очередной скандал, да какой! Свару затеяли два сенатора-республиканца – Джон Маккейн и Питер Фицджеральд, которые обратились к руководству Пентагона с требованием пересмотреть сомнительную с их точки зрения сделку с Boeing. И надо признать, что основания для такого демарша против авиастроительной корпорации у сенаторов имелись.

Незадолго до этого крупно погорел Майкл Сирс – исполнительный вице-президент, финансовый директор, член личного офиса председателя. Это был фактически второй человек в боинговской империи, которому Фил Кондит доверял как себе и надеялся, что именно Сирс станет его преемником в 2005 г. Однако его уволили значительно раньше – за нарушение «этического кодекса Boeing». Проще говоря, Сирс вступил в «неформальные отношения» с помощником командующего ВВС США Дарлин Друюн, которая, как установило расследование, поспособствовала Boeing в принятии решения о предоставлении контракта именно этой корпорации. А перейдя затем на работу в Boeing, занялась обеспечением контрактов с тем же Пентагоном. Но в конце ноября тайное стало явным и последовала расправа: Дарлин Друюн тут же уволили без лишних церемоний. Одновременно на дверь указали и злополучному Майклу Сирсу, который уж никак не имел права вступать в приватные отношения с сотрудницей Пентагона, да еще в момент проведения тендера, а тем более соблазнять ее возможностью последующего трудоустройства в Boeing.

Воспользовавшись разразившимся не на шутку скандалом, в конце концов стоившим кресла главе корпорации Филу Кондиту, оба сенатора потребовали аннулировать сделку, откровенно при этом намекая на то, что правительственные круги слишком уж беззастенчиво лоббируют производство самолетов «767», втюхивая их ВВС, которым эти машины не больно-то и нужны…

Так это или нет, но многочисленные документы, представленные командованием ВВС, бюджетным комитетом правительства и другими ведомствами, неоспоримо подтвердили, что Boeing, для того чтобы получить вожделенный контракт, использовал все возможности, не останавливаясь даже перед незаконным получением от Пентагона конфиденциальной информации о намерении Airbus поставить американским ВВС оборудованные под топливозаправщики А330, которые обойдутся несколько дешевле, чем «боинги».

В конце концов, даже у весьма лояльного к Boeing министра обороны Дональда Рамсфелда лопнуло терпение и он распорядился приостановить подписание контракта.

Как подчеркнул Сергей Кравченко, репутация корпорации из-за всех этих катаклизмов, конечно, пострадала, но ни в коем случае нельзя сказать, что она окончательно утрачена. Эти расследования, по его словам, были инициированы самим Boeing в результате проведения внутреннего аудита, и руководство вовсе не собиралось замалчивать противоправные поступки своих даже высокопоставленных сотрудников. А это гарантия того, что корпорация имеет достаточно нравственных ресурсов, чтобы в кратчайший срок преодолеть возникшую кризисную ситуацию.

Что же касается А330-200, то EADS действительно попытался в этот раз выиграть тендер, но безуспешно. Дело в том, что европейская технология заправки самолетов в воздухе несколько отличается от принятой в США. Видимо, этим и объяснялась неудача в первом тендере. Однако теперь концерн адаптировал А330-200 в соответствии с американскими стандартами, и считает, что имеет совсем не плохие шансы на получение от ВВС США заказов на топливозаправщики, даже если скандальная ситуация с ранее заключенной Пентагоном, но затем замороженной сделкой на сотню танкеров у Boeing разрешится с наименьшими потерями с обеих сторон. Ведь в любом случае военному ведомству США придется закупать еще примерно 300 воздушных танкеров, и европейцам, безусловно, будет что предложить – особенно после их успеха на Британских островах.

Контракт с Королевскими ВВС стал еще одним подтверждением тому, что европейцы принялись активно теснить американцев не только в гражданском секторе авиации, но и – что несколько неожиданно – в военном. Так, в минувшем году EADS получил заказы от восьми стран на военно-транспортный самолет А400М, правительство Австрии приняло решение о закупке истребителей Eurofighter Tiphoon, а дочернее предприятие концерна Eurocopter заключило контракт с Грецией о поставке транспортных вертолетов NH90, а также продало Испании боевой вертолет Tiger. К числу успехов следует отнести и договор с британским правительством об использовании системы спутниковой военной связи Skynet 5 и полученный европейской фирмой MBDA (37-процентная доля EADS) заказ на серийное производство системы ПВО Aster для вооруженных сил Великобритании, Франции и Италии.

Остались с прибылью

Не изменяя традиции Boeing принимать во внимание только то, что уже сделано, в частности уже поставленные самолеты, Сергей Кравченко сосредоточил внимание именно на этом показателе. Несмотря на то что американская корпорация и по поставкам на сей раз уступила Airbus.

«Некоторые компании, - снисходительно пояснил он, - борются за долю рынка, мы же этой болезнью уже переболели. Вспомните, в 1998-1999 гг., когда Boeing владел 70 % рынка гражданских самолетов, мы столкнулись с невероятным кризисом: останавливались заводы, захлебывались конвейеры. И все были нами недовольны – и заказчики, которые не получали вовремя самолеты, и инвесторы, так как наши акции падали в цене до $20. А сейчас происходит нечто совсем иное».

И с этим утверждением трудно не согласиться. В 1997 г. Boeing впервые в своей истории понес убытки в размере $178 млн. На первый взгляд, парадоксально, но к кризису привел большой объем полученных заказов, которые компания не успевала выполнять в срок. Помнится, пришлось даже почти на месяц приостановить производство лайнеров «747-400» и «737-700» только для того, чтобы высвободить необходимые мощности для завершения работ по более срочным заказам. Авиакомпании тогда спешили обновить и пополнить свои парки в предвкушении ожидавшегося роста объемов перевозок. Посыпались заказы на новую технику, и понятно, что упустить столь благоприятную возможность попытаться окончательно монополизировать рынок Boeing не мог. Но переоценил при этом свои возможности. Однако поставщики комплектующих также не соизмерили свои производственные ресурсы и поставили сборочные линии в Рентоне и Эверетте в очень тяжелое положение. Пришлось срочно расширять производство с риском потерять примерно пятую часть ожидаемой прибыли, что явилось крайне неприятным сюрпризом для акционеров…

Сегодня же все обстоит совершенно по-другому: поставки самолетов беспрецедентно сократились, зато совокупный доход корпорации составил $50,5 млрд  – больше, чем национальный доход многих государств. А если учесть беспрецедентный упадок на рынке гражданских самолетов, то результат этот следует расценивать как «фантастически хороший». Мало того, по финансовым показателям основных конкурентов Boeing в Европе и Америке, Boeing по-прежнему остается абсолютным лидером в области авиации и космоса по общему объему полученных доходов.

Очевидно, что свое «финансовое здоровье» корпорации удалось поддержать благодаря военным заказам, которые занимают важное место в диверсифицированной деятельности после поглощения McDonnell Douglas, а позднее приобретения компаний Rockwell и Hughes. Так, суммарный доход подразделения Integrated Defense Systems составил $28,1 млрд.

Отделение коммерческих самолетов, возглавляемое Аланом Малалли, даже в условиях небывалого упадка на рынке гражданской авиатехники, когда перевозчики стали закупать в 3-4 раза меньше самолетов, чем прежде, умудрялось вести бизнес вполне успешно. Прибыль Commercial Airplanes составила $24,8 млрд,  и компания получила возможность инвестировать заработанные средства в будущие программы. Прежде всего это «лайнер мечты» Boeing 7Е7, первый полет которого намечен на 2007 г., а начало поставок – годом позже. Судя по восторженным анонсам руководства, этот самолет будет представлять собой нечто фантастическое. Во всяком случае, американцы уж никак не могут позволить себе оплошать с этим проектом и не довести его до логического конца, как это случилось с программами «747Х» и Sonic Cruiser.

По прогнозам рынок для «7Е7», который должен будет заменить А310, А330, «757» и «767», оценивается примерно в $400 млрд.

…В октябре прошлого года американская корпорация объявила о прекращении производства некогда очень популярной модели «757». На вопрос о причине такого решения и о судьбе «767» Сергей Кравченко дал такой ответ.

«Решение о снятии с производства «757» было вызвано тем, что в 2001-2002 гг. не было продано ни одного «757». В минувшем году Boeing поставил 14 машин. Тем не менее, самолет этот по-прежнему популярен и после объявления о прекращении производства остаточная стоимость этого лайнера резко подскочила. И даже некоторые российские авиакомпании проявляют интерес к этим машинам».

Региональный президент Boeing имел в виду появившееся сообщение о сделке между лизинговой компанией «Центр-Капитал» и компанией Thomas Cook AG, принадлежащей концерну Deutsche Lufthansa AG и торговой сети Karstadt Quelle, о продаже 12 лайнеров «757-200», потянувшей, по некоторым оценкам, на $300 млн. Самолеты эти предназначаются для московской авиакомпании «ВИМ-Авиа».

Что касается «767», то эта программа по-прежнему остается достаточно популярной, в частности у «Узбекских авиалиний», которые заказывают новые самолеты. Эти лайнеры летают на Украине, об их приобретении подумывает «Трансаеро». Уже несколько лет «767» эксплуатирует «Аэрофлот», и весьма прибыльно; в скором времени в парке этой компании будет 10 самолетов этой модели.

Использование «767» в качестве танкеров представляется очень перспективным и вообще в Boeing уверены, что эта машина превосходит А330. Так что будущее программы «767» не вызывает никаких опасений.

Европейцы же уверяют, что А330-200 – лучший из существующих на сегодня самолетов-заправщиков. Аэродинамически совершенное крыло этого «эрбаса» вмещает 111 т горючего без установки дополнительных баков, что позволяет дозаправлять большее число самолетов, чем существующими ныне танкерами-конкурентами. В целом по прогнозам аналитиков Boeing, дальнейшего падения в гражданском авиастроении ожидать не приходится. Напротив, отрасль будет постепенно выходить из кризиса. Так или иначе, но Boeing предполагает в этом году произвести не более 280-290 самолетов. Ожидается, что затяжной кризис сменится стремительным подъемом и периодом стабильности.

Игорь Григорьев

 



Hosted by uCoz