КОСМИЧЕСКИЕ
ЗАПУСКИ С КОММЕРЧЕСКИМ ПРИЦЕЛОМ
Тимофей Забалуев
Конкуренция на рынке
коммерческих запусков высокая. Носители
Ariane, «Протон» и «Союз» выводят на орбиту
полезную нагрузку в среднем один раз в два
месяца. «Космос», Atlas, , Delta, Changzheng - раз в 3-4
месяца. Примерно половина из всех активных
программ пусков осуществляется один-два
раза в год. Это «Молния», «Зенит», Pegas
XL и H-2A. Для таких программ, как Athena, Shavit,
пуски производятся еще реже. И если для
израильской ракеты Shavit один пуск в 3-4 года -
предмет национальной гордости, то для Lockheed
Martin старт носителя Athena с такой же
периодичностью - показатель приоритетности
других направлений работы.
Россия
Российская Федерация, располагая
широкими возможностями по запуску
спутников массой от нескольких сотен
килограммов до 20 т, в 1995 г. вышла на рынок
коммерческих запусков космических
аппаратов (КА). В период с 1996 по 2001 г. было
проведено 42 пуска с полезными нагрузками
различных компаний.
С 1992 по 2002 г. в рамках Федеральной
космической программы, международных и
коммерческих проектов были выполнены
работы, которые существенно расширили
область применения РН. Модернизация
базовых ракет-носителей "Союз" и "Протон"
позволила довести массу полезного
груза, запускаемого на низкую околоземную
орбиту РН "Союз-ФГ", с 6,8 до 7,1 т, а РН "Протон-М"
- с 20 до 21,6 т. Коммерциализации космоса
способствует и конверсия. В 1999-2001 гг. были
проведены первые
успешные пуски РН космического назначения
на базе межконтинентальных баллистических
ракет: РС-12М - "Старт-1",
PC-18 - "Рокот" и PC-20 - "Днепр".
Начаты работы по созданию РН семейства "Ангара"
на основе унифицированного ракетного
модуля на нетоксичных компонентах топлива.
Долгосрочная программа развития средств
выведения имеет целью обеспечение
гарантированного и независимого доступа
России в космос для решения задач
национальной космической политики и
дальнейшего укрепления позиции Российской
Федерации на мировом рынке пусковых услуг.
На рынок коммерческих запусков в
настоящее время Украина может выставить
три типа РН производства ПО «Южмашзавод» -
экологичный носитель тяжелого класса
«Зенит 2» стоимостью порядка $45 млн и два
РН легкого класса: «Днепр-1»,
оцениваемый в $10 млн, и «Циклон 3» стоимостью
порядка $20-23 млн. Если все вышеперечисленные
РН разрабатывались под военные программы
Советского Союза, легкая РН нового
поколения «Циклон 4» создается с учетом
перспектив его коммерческого
использования. У новой ракеты будут
улучшенные энергетические характеристики
двигателей, современная система управления
и главный обтекатель с увеличенным объемом
для размещения полезной нагрузки. «Циклон 4»
позволит выводить космические аппараты
массой до 5,5 т
на экваториальную орбиту
высотой 500 км, а массой до 1,8 т на орбиту,
переходную к геостационарной. Действующая
в настоящее время "Общегосударственная (Национальная)
космическая программа Украины на 2003 – 2007
годы" предусматривает удлинение срока
эксплуатации РН
«Циклон» (проект «Циклон-ТЕ»), модернизацию
РН «Зенит» (проект «Зенит-М») и РН «Днепр» (проект
«Днепр-М»).
Европа
Наиболее успешный европейский
проект Ariane 5 испытывает серьезные
финансовые трудности. Компания Arianespace
потеряла в 2001 г. $183 млн, из которых одна
треть пошла на восстановление доверия к Ariane
5 после неудачного пуска в июле 2001 г.
Следующий неудачный старт - в декабре 2002 г.
– еще больше усугубил проблему. Одна только
доработка главного двигателя Vulcan 2
потребовала более $1 млрд финансовых
вливаний. Как было заявлено, с новым
двигателем, обладающим на 20% большей тягой,
Ariane 5 EC-A уже этим летом сможет вывести на
орбиту два больших коммерческих спутника
вместо одного, что должно улучшить
экономическую привлекательность проекта.
Для эффективной работы данного проекта
требуется не менее одного пуска в месяц. В
2002 г. Arianespace получила заказы только на пять
пусков и, хотя в 2003 г. EADS Space Transportation
подписала контракт на 25 коммерческих
пусков модифицированной Ariane 5 EC-A, ситуация
остается неопределенной. По сути, сейчас
Arianespace является «черной дырой» для
европейских государств, финансово
поддерживающих данное предприятие. Однако
стремление вернуть вложенные в него
средства и европейское упорство, по-видимому,
через год или два дадут положительный
результат.
США
Первый успешный старт носителя
Lockheed Martin - Atlas 5 был осуществлен в августе 2003
г. вслед за успешными пусками Atlas 3A и Atlas 3B в
мае 2000 г. и в феврале 2002 г. соответственно.
Разработка Atlas 5 проходила по заранее
намеченному графику и без особых проблем.
Создав хорошо налаженную систему
управления и технической подготовки,
разработчики имели полное представление о
том, какой носитель они хотят получить. Это
особенно важно при перенасыщенности рынка
космических услуг, когда покупателям есть
из чего выбирать. У компаний нет времени для
выяснения причин неудачных пусков и их
устранение, поскольку полезные нагрузки
могут быть легко перенесены на носители
конкурентов, а значит, нет права на ошибку.
Lockheed Martin с Atlas 5 уже сыграла на
опережение в проекте Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV),
когда смогла перетянуть на себя 16 пусков из
29, оставив «излишки» Boeing с проектом Delta 4.
Первоначально бизнес-портфель Atlas 5 -
проекта, в который было вложено порядка $1
млрд, оценивался в 19 пусков в год. Это
казалось нереальным даже в конце 90-х, когда
на рынке коммерческих пусков наблюдался
настоящий бум. По-видимому, Lockheed Martin не учла
наличия серьезных соперников, уже имеющих
заделы или ведущих разработки средних и
тяжелых носителей. В настоящее время рынок
Atlas 5 - это 5-6 пусков в год, половину из
которых составляют заказы правительства
США.
Первый старт носителя
Delta 4 компании Boeing осуществлен в ноябре 2002 г.
На карту было поставлено многое, а главное -
репутация Boeing как провайдера на рынке
космических пусков. Она осталась
незапятнанной, хотя немного потускнела
после одного из трех неудачных пусков
носителей Delta 3 в период между 1998 и 2000 г.
Однако Delta 3 рассматривалась Boeing только как
переходная модель, поэтому неудача одного
из пусков не сильно отразилась на ее
последователе. По существу, Delta 4 -
принципиально новый и более мощный
носитель, более дешевый в производстве и
обслуживании. Представители Boeing заявили,
что свыше 18 компаний
заказали Delta 4 на 2004 г. и около 50 - проявляют
интерес. При такой заявленной активности
жизнеспособность программы оценивается
минимум в 5 лет. Стоит заметить, что из всего
опциона только 6 заказов - коммерческие,
остальные исходят от правительства США, а
именно - от военных структур.
Китай
В последние годы китайцы все
более активно действуют на космическом
рынке. Как и индийцы, они вынашивают
амбициозные планы по окружению Земли
коммуникационными и разведывательными
спутниками, почти все из которых
доставляются на орбиту собственными
носителями. Основные носители – семейство
жидкотопливных ракет Changzheng («Великий поход»)
и твердотопливных Kaitouzhe («Первопроходец»).
На свою космическую программу китайцы
тратят до $2 млрд в год, что позволило им в 2003
г. стать третьей в мире державой,
осуществившей вывод на орбиту собственного
пилотируемого космического корабля.
Индия
Индийская космическая программа
скромнее китайской, но стабильно
прогрессирует с 1995 г. Страна ежегодно
тратит на космические исследования около
$450 млн, более половины из которых
направляется на разработку носителей и
спутников. Местные носители PSLV и GSLV
постепенно будут занимать долю индийского
рынка, которая сейчас принадлежит
европейским и российским РН. Планы Индии
послать зонд к Луне, значительное
расширение программы гражданских и военных
разведывательных спутников говорят о том,
что потребность в собственных носителях
будет только увеличиваться.
Япония
Войдя в ряд стран, способных
осуществлять вывод на орбиту космических
объектов собственным носителем H-2, японцы
первоначально ужаснулись, подсчитав, что
стоимость коммерческого пуска превысила $180
млн. Однако уже следующая модификация H-2A
позволила уменьшить стоимостные
показатели до $70-80 млн, что приблизилось к
затратам на пуск Ariane и Delta.
Заключение
Коммерческие перспективы
ракетоносителей Ariane 5, Atlas 5 и Delta 4 туманны.
Проект Ariane 5 находится под патронажем
правительств европейских государств, и
Arianespace не может пока существовать без
финансовой и политической поддержки ЕЭС.
Естественно, ВВС США в случае затруднений
по коммерческой загрузке носителей Atlas 5 и
Delta 4 не останутся в стороне и помогут Lockheed
Martin и Boeing, т.к. рассматривают оба носителя в
качестве основных для быстрого вывода на
орбиту военных грузов. По сути, все три
проекта страдают из-за своей дороговизны.
Ориентированные на тяжелые полезные
нагрузки (1-4 спутника), они требуют $70-90 млн
за старт, тогда как на рынке присутствует
спрос на выведение сразу 6-9 спутников при
стоимости не более $10-20 млн.
Практика показывает, что это
вполне реальные цифры. Так, компания Eurockot
Launch Services с ракетоносителем «Рокот»
предлагает вывод на низкую геостационарную
орбиту шести и более спутников за $15 млн.
Стоимость контрактов на «Протон» снизилась
в 2,5 раза и дошла практически до
себестоимости ракеты. Затраты на
изготовление «Протон-K» и оплату пусковых
услуг составляют порядка $23 млн. Запуск
космических аппаратов с помощью «Протон–M»
оценивается несколько дороже - $40-50 млн.
Для снижения стоимости пусков
гиганты космической индустрии стремятся к
кооперации и продвижению на рынок наиболее
удачных ракетоносителей. Lockheed Martin создала
совместное предприятие International Launch Service с
ГКНПЦ им. М.В.Хруничева и РКК «Энергия» по
раскрутке ракеты «Протон», Boeing - компанию Sea
Launch с украинским КБ «Южное» и РКК «Энергия»
по продвижению носителя «Зенит-3SL». В 1998 г.
приступило к работе совместное предприятие
RD-AMROSS (НПО "Энергомаш" и компания Pratt
& Whitney).
Проект "РД-180 - Atlas"
предусматривает при проведении
космических пусков оснащение американских
РН Atlas
3 и Atlas
5 российскими двигателями РД-180. Началось
сотрудничество между российскими
ракетостроительными предприятиями и
Евросоюзом по созданию носителей для
запусков с экваториального космодрома Куру.
Безусловно, национальные коммерческие
программы Китая, Индии и Японии со временем
тоже теснее подключатся к интеграционным
процессам.
Лишь международная кооперация -
залог оживления рынка коммерческих
космических перевозок, т.к. позволяет
наиболее рационально распределять усилия
по созданию и продвижению РН с оптимальными
техническими и стоимостными
характеристиками.