[НАЗАД]

ГЛАВНОЕ – НАЙТИ И СПАСТИ
Поисково-спасательное обеспечение полетов авиации и космических объектов в России


Зарождение авиации и ее бурное развитие в прошлом столетии породило совершенно новое направление человеческой деятельности – авиационный поиск. Его история в России официально началась с обеспечения полетов в Арктике. Так, в 1914 г. в соответствии с постановлением правительства поручик по Адмиралтейству Я.И.Нагурский вылетел с Новой Земли на поиск экспедиции Г.Я.Седова. Позднее полярный летчик Б.Г.Чухновский в 1928 г. успешно осуществил авиационный поиск оставшихся в живых семерых участников экспедиции У.Нобиле. В 1934 г. за мужество и героизм, проявленные при поиске и эвакуации пассажиров и команды парохода «Челюскин», первыми в стране звание Героя Советского Союза удостоены летчики М.В.Водопьянов, И.В.Доронин, Н.П.Каманин, С.А.Леваневский, А.В.Ляпидевский, В.С.Молоков, М.Т.Слепнев.
В период Великой Отечественной войны различными нештатными поисково-спасательными группами было спасено более 16 тысяч человек летного состава, многие из которых возвратились в боевой строй.
С расширением круга поисковых задач, выдвигались все новые требования к обеспечению деятельности авиации в целом. Совершенно новые задачи возникли с началом освоения космоса, например, поиск и эвакуация космонавтов и научно-исследовательских материалов, доставляемых с орбиты. В 1966 г. в соответствии с постановлением Совета Министров создается поисково-спасательная служба ВВС, на которую возлагается координация действий авиационных частей и подразделений военной и гражданской авиации, привлекаемых к выполнению аварийно-спасательных и авиационных поисковых работ. Кроме того, ей предписывается полное осуществление поисково-эвакуационных мероприятий по обеспечению космической деятельности.
На цветной плашке, относительно мелким шрифтом
За 1966-2004 гг. выполнено около 4000 поисково-спасательных работ по воздушным судам, потерпевшим бедствие, спасено около 10 000 человек, в том числе более 5570 авиаторов.  Условный экономический эффект от экономии на подготовку возвращенного в строй после авиационных происшествий летного состава составил не менее $4 млрд. При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях с помощью авиасредств эвакуировано более 290 тыс. человек, перевезено более 300 тыс. тонн грузов.       В целях поисково-спасательного обеспечения космических полетов специалисты службы провели 1350 поисково-эвакуационных работ, в том числе более 96 – по пилотируемым космическим аппаратам. Выполнено 220 эвакуаций космонавтов с места приземления, в том числе 38 иностранцев.

В 1972 г. формируется поисково-спасательный комплекс (ПСК) ВВС, в состав которого входят четыре передовых поисковых командных пункта, а также несколько специальных отдельных авиационных поисково-спасательных частей и подразделений. Время и наработанный практический опыт выдвинули новые требования по увеличению надежности и оперативности поиска, обнаружения и эвакуации потерпевших бедствие воздушных судов и космических объектов и в 1976 г. постановлением Совета Министров создается Единая государственная авиационная поисково-спасательная служба (ЕГ АПСС). В 1977 г. при Министерстве обороны формируется Управление ЕГ АПСС СССР. Служба становится государственной.
В 1992 г. на волне преобразований Указом Президента России создается Российская федеральная авиационно-космическая служба поиска и спасания, которая в 1994 г. преобразуется в Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания (ФПСУ), действующее как государственное учреждение при Министерстве обороны Российской Федерации.
Поисково-спасательное обеспечение (ПСО) полетов авиации и космических объектов представляет собой комплекс мероприятий по подготовке летного состава к действиям в нештатных и аварийных ситуациях, специальному оснащению воздушных судов (ВС) и наземных команд в аварийно-спасательном отношении, обеспечению экипажей средствами аварийной связи, спасения и жизнеобеспечения, осуществлению приема сигналов бедствия и доведению их до пунктов управления полетами авиации, координационных центров поиска и спасания, по организации и проведению непосредственно спасания, оказания своевременной помощи потерпевшим бедствие пассажирам и экипажам.
Проведение поисково-эвакуационных мероприятий по пилотируемым и автоматическим космическим объектам дополнительно предусматривает их своевременное обнаружение на этапе снижения и после приземления, техническое обслуживание, эвакуацию и дальнейшую транспортировку, доставку информации по назначению в установленные сроки.
Авиационный поиск и спасание являются важной составляющей организации и обеспечения безопасности полетов. Воздушные маршруты, как правило, проходят над малонаселенными и труднодоступными районами страны. Любой полет считается обеспеченным в поисково-спасательном отношении, если воздушное судно оснащено аварийным радиомаяком, специальным снаряжением и аварийно-спасательным имуществом, его экипаж обучен правилам их использования, а маршрут находится в зоне досягаемости поисково-спасательных дежурных или специально выделенных для этой цели средств.
К дежурству в системе авиационного поиска и спасания привлекаются летчики, штурманы, бортовые специалисты, прошедшие специальную подготовку к проведению поисково-спасательных работ. Экипажи вертолетов подготовлены к выполнению посадок на незнакомые, необозначенные (необорудованные) площадки, к десантированию авиационных спасателей, аварийно-спасательного имущества и снаряжения, а также к эвакуации пострадавших с режима висения.
Вместе с дежурными экипажами воздушных судов занимают готовность и авиационные спасатели в составе спасательных парашютно-десантных групп (СПДГ), которые формируются из личного состава, подготовленного к парашютным прыжкам в различных условиях днем и ночью. В период дежурства СПДГ подчиняется командиру экипажа дежурного поисково-спасательного воздушного судна, а после десантирования – руководителю поисково-спасательной работы. Кроме того, для проведения наземного поиска и спасания на всех действующих аэродромах и в аэропортах формируются штатные и нештатные наземные поисково-спасательные команды (НПСК). В состав этих команд входят, как правило, 8–10 человек, в том числе обязательно медицинский работник и радист. Для передвижения НПСК выделяется автомобильный транспорт повышенной проходимости или специальная поисковая техника.
Летный состав и авиационные спасатели в результате обучения действиям в аварийных ситуациях и по выживанию должны не только знать, как действовать и вести себя в сложившихся условиях, но и уметь бороться за сохранение жизни потерпевших бедствие, а также верить в свои силы, надежность и эффективность аварийного имущества и снаряжения. Поэтому определенная роль отводится психофизиологическим аспектам подготовки летного состава.
В соответствии с полученными заявками на обеспечение полетов и перелетов воздушных судов в зонах и районах авиационного поиска и спасания составляются планы дежурства поисково-спасательных сил и средств на предстоящие сутки, а данные о дежурных силах и средствах доводятся до заинтересованных потребителей данной информации установленным порядком. Контроль дежурных сил и средств осуществляется пунктами управления полетами, координационными центрами зон авиационного поиска и спасания и Главным координационным центром поиска и спасания (ГКЦПС) Федерального управления.
Авиационный поиск и спасание терпящего или потерпевшего бедствие воздушного судна Российской Федерации на территории иностранного государства осуществляется в порядке, установленном в данном государстве, в соответствии с международными договорами, общепринятыми принципами и нормами международного права. Воздушным судам иностранных государств система, терпящим или потерпевшим бедствие, ПСО России оказывает немедленную помощь на тех же условиях, что и российским воздушным судам.
В гражданской авиации поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов осуществляется специальной службой (ПАСОП ГА) и аварийно-спасательными формированиями аэропортов. Для этого в гражданской авиации на сегодня привлекаются более 25 региональных поисково-спасательных баз (РПСБ), где несут круглосуточное или по регламенту дежурство штатные парашютисты-спасатели, расчеты аварийно-спасательных и пожарных команд. Основы сил и средств ПАСОП ГА составляют подразделения, которые входят в состав авиапредприятий ГА, осуществляя дежурство в 92 российских аэропортах. Например, в 2003 г. службой ПАСОП была выполнена 61 аварийно-спасательная и противопожарная работа, при этом спасено более 630 пассажиров и 85 членов экипажей.
Общий порядок организации взаимодействия и координация работ, связанных с поиском потерпевших бедствие воздушных судов, в России возложены на ГКЦПС ФПСУ. Их эффективность зависит от качества взаимодействия участвующих в работах подразделений, организаций и пунктов управления. Создается и совершенствуется структура координационных центров и пунктов управления в зонах и районах ответственности. Дежурные расчеты ГКЦПС осуществляют координацию действий всех сил и средств, организуют их эффективную и всестороннюю работу, а также обеспечивают безопасность полетов в районах проведения поисковых мероприятий. При необходимости ставится задача на участие в поисково-спасательных работах (ПСР) дополнительных сил и средств других министерств и ведомств.
Большое внимание уделяется организации взаимодействия с органами контроля за использованием воздушного пространства, а также с центрами приема аварийных сигналов международной спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ. Дежурной сменой ГКЦПС тщательно анализируется каждый сигнал, наносятся на карту координаты и в авиационные зоны поиска и спасания передается информация для уточнения обстоятельств и принятия дальнейшего решения по реализации той или иной обстановки на местах. Часто мы получаем тревожные сигналы от органов исполнительной власти из регионов, когда по каким-то причинам пропадает связь с их воздушным судном или оно не прибывает на аэродром назначения в расчетное время. Иногда приходят сообщения от сторонних организаций и частных лиц о том, что в каком-то районе наблюдалось падение воздушного судна. В любом случае оперативные расчеты дежурных смен поисково-спасательного обеспечения полетов обрабатывают информацию, передают сигнал тревоги и осуществляют работу по определенному алгоритму действий, в котором главное – найти и спасти. В аварийной ситуации, при покидании борта ВС в воздухе или при вынужденной посадке, оставаясь один на один со стихией, человек должен быть уверен, что авиационные поисковики-спасатели не оставят его в беде, обязательно придут на помощь, чего бы это им не стоило.
К сожалению, нередко исход оказывается под угрозой из-за нерешенности тех или иных организационных вопросов, касающихся, в частности, совершенствования системы ПСО полетов. Наше государство в силу понятных причин просто обязано располагать достаточно надежной авиационно-космической поисково-спасательной системой, которая в состоянии реально поддерживать безопасность воздушного транспорта на должном международном уровне, а также обеспечивать боевую составляющую авиационного компонента при возможном ведении боевых действий.
По рекомендации Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Правительство России поручило Министерству обороны разработать совместно с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти проект постановления «О единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации».
В 2004 г. проект такого документа был отработан с привлечением ФПСУ, но представление его на утверждение приостановлено Министерством обороны в силу ряда субъективных причин. При этом необходимость выхода и вступления такого документа в силу никто не отрицает. Постановление призвано привести национальную систему авиационно-космического поиска и спасания в соответствие с современными реалиями, определив вопросы:
- единой нормативной и правовой базы при ее повседневном функционировании;
- общей технической политики и технологической работы внутри системы;
- тесного взаимодействия – как по вертикали, так и по горизонтальным связям между всеми структурными органами управления и ведомственными организациями, работающими по единому замыслу и плану во благо обеспечения безопасности полетов во всем государстве;
- единого управления поисково-спасательными силами и средствами при проведении ПСР или возникновении других чрезвычайных ситуаций, при активном участии всех заинтересованных сторон, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Кроме того, мы предлагаем организовать через специально уполномоченный орган государственный контроль за парашютной деятельностью. Сегодня, при коммерческом подходе к столь опасному делу, остро стоит проблема людских потерь и большого травматизма при проведении прыжков с парашютом. Помимо РОСТО, организацией этой деятельности занимаются частные клубы, Федерация парашютного спорта, ФЛА и отдельные организации, которые практически никому не подотчетны. Во многом нарушаются самые элементарные правила безопасности, наработанные предыдущими поколениями парашютистов, написанные, без преувеличения, их кровью. С 1990 г. в России погибло 135 парашютистов. Например, в 2003 г. было зафиксировано 17 парашютных происшествий, в которых погибло 13 человек. В 2004 г. погибло 12 парашютистов. Поэтому, как минимум, должна неукоснительно применяться единая методика подготовки и проведения любых прыжков с парашютом.
Повышение эффективности и качества работ поисково-спасательного обеспечения полетов авиации и космических объектов просто не может, в конечном итоге, не сказаться на безопасности функционировании нашего государства. Поэтому к вопросам безопасности полетов, авиационному поиску и спасанию в настоящее время особенно требуется объективный, государственный подход. В этом твердо уверены все специалисты Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания.
 

Владимир ПОПОВ,
начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания РФ, генерал-майор
 



Hosted by uCoz