Беспилотные летательные аппараты кардинально изменят облик авиации будущего
Первоначально потребность в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) была обусловлена разрывом между потребностями в информации и возможностями ее получения на тактическом и оперативном уровнях. Считается, что впервые боевой опыт использования БПЛА был получен в вооруженных силах Израиля в 1973 году, когда их применили для ведения разведки, а также в качестве ложных целей для борьбы со средствами ПВО. Анализ опыта строительства армий стран мира и недавних военных кампаний на Балканах, в Афганистане и Ираке заставляет обратить пристальное внимание на роль и место беспилотных летательных аппаратов БПЛА над полем боя. Налицо факт их широкомасштабного применения при подготовке и в ходе военных действий, особенно в вопросах ведения разведки. Более того, в ходе антитеррористической операции в Афганистане в 2002 году американцами впервые были применены БПЛА в качестве ударных средств, когда с беспилотного летательного аппарата RQ-1А Predator в горах была обнаружена группа боевиков, которая затем была уничтожена последующим пуском ПТУР Hellfair с борта этого же БПЛА.
В мире - «беспилотный бум»
Беглый обзор недавних международных авиационных салонов убедительно свидетельствует, что БПЛА с каждым годом занимают все большее место, как в военной, так и в гражданской сфере. Красноречивым примером этого стал состоявшийся 13-19 июня в Ле-Бурже 46-й международный авиакосмический салон Paris Air Show 2005. Особое внимание на салоне было уделено беспилотным летательным аппаратам. Сектору БПЛА были отведены лучшие места, по данной тематике прошел ряд конференций. Наибольший интерес вызвали БПЛА фирм Dassault, Eurohawk концерна EADS и образцы "беспилотников" компаний Sagem и Israel Aircraft Industries.
Не отстают от ведущих авиасалонов и аналогичные мероприятия в других регионах мира. Причем наблюдается тенденция увеличения сегмента беспилотной авиации в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, прежде всего собственной разработки. На сегодня рынок вооружений стран региона Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки оценивается специалистами как один из наиболее перспективных. Страны региона на сегодняшний день вышли на уровень, позволяющий им самим создавать и производить беспилотные летательные аппараты. Понятно, что речь не идет о технологическом уровне, сопоставимом с ведущими западными фирмами, но, тем не менее, они уже позволяют решать основные задачи над полем боя.
Традиционным участником выставок вооружения в регионе за последние два года стала иорданская фирма Jordan Advanced Remote Systems (JARS), создавшая на сегодня семейство БПЛА. Среди последних разработок JARS на выставке IDEX-2005 был представлен электрический БПЛА Silent Eye. Из поршневых моделей иорданской фирмой предлагается система Jordan Arrow, используемая в качестве БПЛА-мишени. Другая модель - Jordan Falcon представляет собой тактический БПЛА для ведения разведки. Он может вести разведку днем и ночью на дальности до 50 км. БПЛА оборудован малошумным двигателем с запасом топлива, позволяющим осуществлять 4-х часовой полет.
Развитие беспилотных летательных аппаратов считается также одним из приоритетов для иранской авиапромышленности, что было продемонстрировано на авиасалоне Iran Airshow 2005 на острове Киш 18-21 января этого года. На нем было показано несколько иранских БПЛА, среди которых AM-79 и Ababil-1 от компании HESA, а также Saeghe-2, Talash-1, Talash-2 и Mohajer-2 компании Qods.
Во время недавней выставки Aero India 2005, проходившей 9-13 февраля, между Израилем и Индией было подписано соглашение о создании трех моделей беспилотных летательных аппаратов, которые поступят на вооружение индийской армии. Разработка будет вестись израильской компанией Israel Aircraft Industries в сотрудничестве с индийскими коллегами из Aeronautical Development Establishment.
Намерение Израиля модернизировать БПЛА, состоящие на вооружении Китайской Народной Республики, вызвало резкую критику со стороны США – в итоге, договор был сорван.
Не случайно китайские специалисты заявляют о готовности разрабатывать высокоскоростные беспилотные летательные аппараты совместно с Россией. Об этом было заявлено на состоявшемся недавно в Пекине российско-китайском семинаре по беспилотным летательным аппаратам. По мнению российских и китайских авиационных специалистов, будущее именно за высокоскоростными БПЛА. «США делают акцент на разработке дозвуковых беспилотных летательных аппаратов. Однако, как показывают локальные конфликты, выживаемость таких БПЛА низкая. Для того чтобы такие аппараты могли преодолевать современную ПВО, необходимо существенно повысить их скорость», — отмечалось на семинаре. Российские и китайские специалисты высказались за объединение усилий по совместной разработке высокоскоростных БПЛА.
По мнению многих экспертов, глядя на обилие демонстрируемых в мире образцов БПЛА, поневоле начинает складываться впечатление, что беспилотная авиация скоро начнет доминировать над пилотируемой, особенно в военной сфере.
Тенденции
Активное развитие «беспилотников» обусловлено рядом их важных достоинств. Прежде всего, это отсутствие экипажа, относительно небольшая стоимость БПЛА, малые затраты на их эксплуатацию, возможность выполнять маневры с перегрузкой, превышающей физические возможности человека, большие продолжительность и дальность полета из-за отсутствия фактора усталости экипажа и другие преимущества по сравнению с пилотируемой авиацией.
По состоянию на начало этого столетия более 50 фирм в различных странах разрабатывали и выпускали БПЛА более 150 типов. Итоги широкомасштабного использования беспилотных летательных аппаратов в военной сфере позволяют в полной мере провести анализ возлагаемых на БПЛА задач, классификации их типов и особенности применения в различных условиях.
Специалисты выделяют основные существующие и
перспективные задачи для БПЛА (классификация по предназначению):
1.Разведывательные задачи:
разведка наземных целей;
разведка воздушных целей и, как разновидность, разведка баллистических
целей (боеголовок баллистических ракет), при применении в составе систем
противоракетной обороны;
разведка морских целей;
разведка местности (как разновидность – разведка мин и минных полей);
радиационная, химическая и биологическая разведка;
разведка погоды (метеоразведка);
радио- и радиотехническая разведка.
2. Огневые (ударные) задачи:
нанесение ударов по наземным целям;
нанесение ударов по морским целям;
поражение элементов систем противовоздушной обороны (в первую очередь
радиолокационных станций);
борьба с воздушными целями;
уничтожение боеголовок баллистических ракет при применении в составе
систем противоракетной обороны.
3.Обеспечивающие задачи:
постановка помех радио- и радиотехническим средствам противника,
выполнение других задач радиоэлектронной борьбы;
управление огнем и целеуказание наземным, воздушным и морским огневым
средствам;
оценка результатов нанесенных по противнику ударов;
ретрансляция сообщений и данных;
транспортные задачи.
Существует также классификация БПЛА по
организационным и техническим признакам:
- по масштабам применения (стратегические, тактические, как
промежуточное звено – оперативные, т.е. решающие задачи в звене армия – фронт,
оперативное командование);
- по принадлежности - применяемые сухопутными войсками, ВВС, ВМС,
другими силовыми структурами (МВД, пограничными войсками, МЧС и т.п.);
- по габаритно-весовым характеристикам - миниатюрные, сверхмалые, малые,
средние, большие;
- по возможности повторного применения - многоразовые и одноразовые;
- по аэродинамической схеме - самолетного и вертолетного типа;
- по способу старта - катапультного типа, как разновидность –
запускаемые с руки, запускаемые с взлетной полосы (площадки);
- по способу посадки - самолетным способом (с пробегом), спускаемые на
парашюте, улавливаемые различными приспособлениями (сетями и т.п.);
- по способу управления - управляемые оператором по линиям (каналам)
управления, управляемые автоматически (по программе), с комбинированной системой
управления;
- по виду применяемой разведывательной аппаратуры - фото- и
видеоразведки в видимой части спектра, радиолокационной разведки, тепловизионной
разведки, радио- и радиотехнической разведки, РХБ разведки, разведки погоды (метеоразведки);
- по времени получения собранной информации - в масштабе реального
времени, периодически в ходе сеансов связи, после посадки;
- по виду базирования пусковой установки - наземные, воздушные, морские;
- по высоте применения - сверхмаловысотные, маловысотные, применяемые на
средних высотах, применяемые на больших высотах;
- по дальности действия - сверхмалой дальности, малой дальности, средней
дальности, большой дальности;
- по продолжительности полета - малой, средней и большой
продолжительности.
Перспективы
Наиболее широко тема «беспилотников» разрабатывается на Западе. Программы по модернизации и разработке новых БПЛА остаются приоритетными, и их финансирование не сокращается, а непрерывно растет. В будущих войнах и конфликтах XXI века, по оценкам подавляющего большинства западных экспертов, США и страны НАТО будут делать ставку на применение сравнительно дешевых БПЛА. Слишком уж большой становится цена возможных потерь пилотируемых самолетов и летного состава. Стоимость современного самолета в настоящее время достигает $50-60 млн, а на подготовку летчика надо потратить еще до $10 млн. В то же время, многие задачи, возлагаемые на пилотируемую авиацию, могут с успехом выполняться боевыми БПЛА. Согласно прогнозам Forecast International, за десятилетний период до 2010-го планируется произвести около 3000 разведывательных ЛА на общую сумму $1,6 млрд. По заявлению председателя сенатского комитета по делам вооруженных сил США, «настал момент, когда Америка должна предпринять активные действия по разработке боевых БПЛА с тем, чтобы в ближайшие 10 лет заменить на беспилотные летательные аппараты не менее 30% боевых самолетов, предназначенных для нанесения ударов в глубоком тылу противника». Еще один известный американский специалист в области авиации Джон Варден, который был, по сути, «архитектором» воздушной войны в военной кампании против Ирака в 1991 году, считает, что к 2025 г. около 90% боевых самолетов будут беспилотными, и лишь 10% - пилотируемыми, находящимися в резерве для выполнения наиболее важных задач в условиях большой неопределенности. Согласно планам другого проекта, в ближайшее время тактический истребитель F-16 сможет нести до 16 одноразовых БПЛА типа LOCAAS (ценой $33 тыс. каждый), а стратегический бомбардировщик В-2 - до 100 штук. Каждый такой БПЛА способен действовать в радиусе до 160 км от места запуска и может вести разведку целей с использованием лазерного радара. После идентификации цели бортовой системой опознавания она может поражаться боевой частью БПЛА весом 8,5 кг. В перечне наиболее перспективных технологий, позволяющих США иметь самые сильные в мире военно-воздушные силы, отмечаются также технологии беспилотной авиации.
Проблемы
В настоящее время существует ряд технических проблем, сдерживающих развитие БПЛА. Наиболее существенной является задача обеспечения передачи информации по каналам связи между «беспилотником» и наземным пунктом управления в необходимом количестве, с заданной скоростью и без искажения. Данная задача решается путем увеличения пропускной способности и помехоустойчивости каналов передачи информации, а также сосредоточения на борту БПЛА максимума устройств, работающих в автономном (программном) режиме без необходимости постоянного обмена информацией с пунктом управления. Для выполнения задачи решается вопрос обеспечения связи с БПЛА через спутниковые каналы как наиболее устойчивые и надежные.
Другая проблема – уязвимость самих каналов передачи данных между БПЛА и пунктом их управления. Эта проблема решается за счет закрытия линий связи, применения автономных БПЛА, использования спутниковых ретрансляторов и т.п.
Еще одна организационная и техническая проблема заключается в необходимости совместного применения группировки БПЛА в единых боевых порядках, а также совместно с пилотируемыми летательными аппаратами. Уже к 2010-2113 гг. в США планируется создать системы, позволяющие реализовать с борта самолета типа F-22 управление группой боевых беспилотных летательных аппаратов. К 2015 г. американские специалисты планируют иметь все технологии, позволяющие реализовать в реальном времени процессы, определяющие функционирование боевой беспилотной авиации.
Требует также своего решения проблема распознавания целей боевыми БПЛА при применении бортовых ударных средств. Удары по своим войскам и по мирным объектам очень болезненно воспринимаются во всем мире. Поэтому пока невозможно полностью исключать участие человека в контуре управления полетом БПЛА. Важнейшая роль должна принадлежать БПЛА на начальном этапе любого военного конфликта. В условиях, когда система противовоздушной обороны противника обладает большим потенциалом и не выведена из строя, БПЛА могут сыграть ведущую роль в выполнении разведывательных, ударных и других задач, что позволит избежать потерь в пилотируемых летательных аппаратах и личном составе.
БПЛА - американский взгляд
Американцы рассматривают БПЛА как важную составную часть перспективных боевых систем для сухопутных войск. Согласно их взглядам, перспективные боевые системы (Future Combat Systems, FCS) - это совместная (охватывающая разные виды вооружений) сетевая (объединенная через системы коммуникаций) система (одна большая система включает в себя 18 подсистем, объединенных в сеть, а также – «солдат», как главная составляющая данной системы). Подсистема БПЛА в данном случае должна включать их несколько типов:
«Class I Unmanned Aerial Vehicle»
Это самый маленький из четырех БПЛА, которые будут обслуживать подразделения американской армии будущего. Его вес, по прогнозам конструкторов, составит не более 7 кг. Разведывательный комплекс, состоящий из двух аппаратов и пульта управления, будет весить 18 кг. Его можно будет упаковать в специальный ранец. Каждый БПЛА будет способен находиться в воздухе до часа. Он будет действовать в автономном режиме, оператор будет лишь уточнять маршрут и назначать объекты для более пристального изучения. БПЛА первого класса будет включен в общую информационную систему. Этот БПЛА будет осуществлять разведку, наблюдение, а также целеуказание. В частности, он сможет уточнять данные, полученные из других источников, а также действовать в интересах небольших подразделений, в составе которых будет его оператор. Аппарат устроен по принципу вертолета, и поэтому он сможет подолгу «зависать» на одном месте, а также действовать в городе, лесу и другой местности, рельеф которой не позволяет роботам-самолетам снижаться до небольшой высоты.
«Class II Unmanned Aerial Vehicle»
Характеристики беспилотного летательного аппарата второго класса будут примерно в два раза превышать соответствующие параметры первого. Он будет вдвое дольше находиться в воздухе, весить примерно в два раза больше. Если БПЛА первого класса будет обслуживать отделения и взводы, то этот БПЛА будет передавать информацию командирам рот. В остальном его применение будет примерно таким же. Class II UAV будет осуществлять разведку, наблюдение и целеуказание, правда, координировать при этом он будет уже огонь более крупных сил - самоходных гаубиц и ракетных установок. БПЛА также сможет летать в городе и джунглях и, также, будет управляться с пультов, установленных в бронетранспортерах. Радиус действия этого аппарата - 16 км.
«Class III Unmanned Aerial Vehicle»
БПЛА третьего класса. У этого аппарата существенно расширяется спектр задач. Он будет выполнять те же миссии, что и БПЛА первого и второго класса (правда, уже на батальонном уровне), но при этом сможет также поддерживать связь между отдельными подразделениями, разыскивать установленные мины, контролировать радиационную обстановку, а также наличие в воздухе химических веществ, следов воздействия биологического оружия. Этот аппарат также можно будет использовать для метеорологической разведки. БПЛА третьего класса сможет взлетать с неподготовленных площадок - не обладая возможностью вертикального взлета, он, тем не менее, будет приспособлен для использования в самых суровых условиях. Радиус действия такого аппарата - 40 км. Он сможет находиться в воздухе около шести часов.
«Class IV Unmanned Aerial Vehicle»
Радиус действия и время, которое этот БПЛА может находиться в полете, значительно превышают показатели остальных моделей. Он может действовать на расстоянии до 75 км и находится в воздухе от 18 часов до суток. Спектр задач, который должен будет выполнять этот БПЛА, впечатляет: действия в составе авиационных групп (состоящих как из беспилотных, так и пилотируемых аппаратов), топографическая съемка, ретрансляция радиосигналов, химическая, бактериологическая, радиационная разведка с возможностью обработки полученных данных. Аппарат будет способен выполнять разведывательно-дозорные функции при помощи множества датчиков. Этот БПЛА будет летать на высоте, которая позволит избежать поражения стрелковым оружием и легкими зенитными комплексами в любую погоду. Как и БПЛА третьего класса, для взлета и посадки ему нужна будет небольшая ВПП.
БПЛА - отечественный взгляд
Если говорить о потребности современной армии в БПЛА, то их типы будут обусловлены изменениями в организационной структуре объединений, соединений и частей, которые сейчас происходят в Вооруженных Силах Российской Федерации. В современных условиях в сухопутных войсках возрастает роль и значение, а также автономность при выполнении возложенных задач подразделений и частей на батальонном, бригадном (полковом) и дивизионном уровнях. Специалисты считают, что в составе сил и средств разведки целесообразно иметь соответственно отделение (расчет), взвод и роту (отряд, эскадрилью) беспилотных летательных аппаратов. Очевидно, что в бригадном (полковом) звене на вооружении должен находится легкий комплекс тактической разведки. В батальонном звене также необходим комплекс БПЛА, скорее всего сверхмалого (переносного) класса, так как, согласно современным взглядам, именно мотострелковый (танковый, парашютно-десантный) батальон должен обладать полной самостоятельностью при решении возложенных на него задач. Создание отечественных миниатюрных БПЛА в перспективе позволит довести их применение до ротного-взводного уровня. Таким образом, по мнению ряда отечественных специалистов, в составе российской армии необходимо иметь БПЛА следующих основных типов:
1.Миниатюрные БПЛА
БПЛА данного класса за счет своей практически полной невидимости в различных спектрах волн и бесшумности найдут применение для ведения разведки в условиях, требующих максимальной скрытности (включая возможность проникновения в помещения, занятые противником). Это очень актуально при ведении боевых действий в городе и в ходе антитеррористических операций. Современный уровень развития технологий, в первую очередь информационных, уже позволяет иметь такие аппараты (Для примера, в ходе исследований и разработок в США были созданы БПЛА размером не более 150 мм).
2.Сверхмалые (переносные) БПЛА.
Их задача – обеспечение разведывательной информацией небольших подразделений – до батальона включительно, групп специального назначения, других подразделений, выполняющих боевые задачи автономно (например, поисковых групп МВД, ФСБ или спасательных формирований МЧС и т.п.). Их принадлежность определяет взлетная масса – 2-10 кг, полезная нагрузка – 0,5-2 кг, продолжительность полета – до 1 часа.
3.Малые БПЛА
Для них присущ более широкий круг возлагаемых задач. Прежде всего, это ведение разведки в интересах звена бригады, наведение (целеуказание) огневых средств, корректирование их огня, патрулирование местности, выполнение ударных задач, борьба с БПЛА противника. БПЛА данного класса имеют массу 10-60 кг, полезная нагрузка 15-30 кг, радиус действия – до 60 км, продолжительность полета 4-5 часов. Характеристики БПЛА этого класса уже позволяют устанавливать на нем РЛС миллиметрового диапазона. Запуск подобных БПЛА требует наличия пусковой установки (как правило, размещенной на транспортной базе – автомобиле повышенной проходимости, бронетранспортере). Весь комплекс БПЛА (включая аппаратуру управления, обслуживания, предстартовой подготовки) должен размещаться на 1-2 легких машинах.
4.Средние БПЛА
Главным требованием к средним БПЛА является их универсальность, т.е. способность применения в интересах сухопутных войск, ВВС, ВМС, других силовых ведомств, способность комплектоваться различным оборудованием и, соответственно, выполнять широкий спектр задач в зависимости от комплектации. Помимо задач, присущих БПЛА более легких классов, средние «беспилотники» должны вести разведку в интересах звена «дивизия» и «корпус» на глубину до 100 км, выполнять задачи радиоэлектронной борьбы, борьбы с ПВО противника, поиска экипажей сбитых летательных аппаратов, ретрансляции связи, доставки грузов, вести борьбу с наземными целями, применяя управляемые ракеты, а также с вертолетами противника. Их масса может достигать 250 кг, полезная нагрузка – до 60 кг, скорость не менее 200 км/ч, продолжительность полета – до 6 часов.
5.Большие БПЛА
БПЛА данного класса необходимы, прежде всего, для ведения стратегической разведки, когда нужны большая дальность и продолжительность полета, а также, в ряде случаев, и высота. Примером могут стать такие американские разработки, как RQ-4А Global Hawk и RQ-1А Predator. Они уже проявили свои достоинства в ходе локальных войн и военных конфликтов современности.
При определении потребностей российских вооруженных сил в беспилотных летательных аппаратах нужно исходить из того, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов часть задач армейской авиации, выполняемых вертолетами, целесообразно возложить на БПЛА, что позволит достичь некоторых результатов боевой деятельности с меньшими затратами. Российские разработчики утверждают, что они имеют единственные в СНГ готовые конструкции, сопоставимые по своим характеристиками с характеристикам американских и израильских БПЛА, которые считаются мировыми лидерами в этой области. При этом наши аппараты имеют меньшую стоимость.
В российской армии в последнее время предпринимаются определенные шаги, направленные на практическое оснащение войск БПЛА. Новые беспилотные летательные аппараты «Пчела-1К», оснащенные телевизионной аппаратурой круглосуточного применения, должны поступить на оснащение российской армии уже в текущем году. В соответствии с гособоронзаказом на 2005 г. предусмотрено изготовление одного комплекса беспилотной разведки «Строй-П», в состав которого входит от шести до десяти БПЛА. Госиспытания БПЛА «Пчела-1К» начались в 2004 году. По их результатам в декабре прошлого года получено предварительное заключение о соответствии БПЛА с телевизионной аппаратурой требованиям заказчика и возможности принятия этого образца на снабжение вооруженных сил. К концу текущего года планируется завершить испытания аппарата «Пчела-1К» с другими вариантами целевой нагрузки.
Вместо выводов
В апреле этого года в штаб-квартире НАТО подписан первый контракт стоимостью €23 млн с международным военным консорциумом, объединяющим ряд крупных военно-промышленных компаний, среди которых американская корпорация Norton Grumman, европейский концерн ЕАDS и другие. Это стало первым шагом на пути реализации проекта создания к 2010 году воздушного комплекса наблюдения за наземными целями “Эй-Джи-Э” НАТО. Комплекс будет представлять собой систему визуального и радарного наблюдения, в состав которой будут интегрированы различные беспилотные и пилотируемые летательные аппараты с установленной на них соответствующей аппаратурой. Общая же стоимость программы, неофициально именуемой «Небесное око», составит €4 млрд.
В свою очередь, в своих практических шагах американцы пошли значительно дальше. DARPA, ведущая структура американского военного ведомства, занимающаяся вопросами создания перспективных вооружений, c октября 2003 года работает над реализацией программы JUCAS (Joint Unmanned Combat Air System), в которой речь идет о БПЛА, решающих не только задачи разведки, но и электронного воздействия, а также нанесения огневых ударов по противнику. Амбициозность планов подкрепляет сумма пятилетнего контракта с Boeing ($767 млн) и Norton Grumman (около $1 млрд) на создание соответствующих БПЛА.
Можно продолжать цитировать выступления руководителей военных ведомств или фрагменты программ развития вооруженных сил различных стран мира, посвященные будущему беспилотных летательных аппаратов. Во всяком случае, в развитых странах мира проекты, связанные с развитием БПЛА, внесены в перечни наиболее перспективных технологий, применение которых в военной сфере позволяет достичь важных преимуществ. Но самым красноречивым доказательством их будущего все же являются те финансовые средства, которые реально выделяются для реализации амбициозных планов, и практические шаги военно-политического руководства к перспективным типам авиационного вооружения, способного превратить вооруженные силы страны в инструмент политики, способные обеспечить военное превосходство над потенциальным или реальным противником.
Сергей ГАЛУШКО