Накануне открытия авиасалона "Фарнборо-96" аналитики американской фирмы "Тill group" опубликовали
новый прогноз динамики развития мирового авиационного рынка. Согласно прогнозу, в ближайшее десятилетие
суммарный объем мирового рынка военных и гражданских самолетов и вертолетов составит 25 830 машин, общей
стоимостью 625 млрд долларов.
По их мнению, США останутся ведущей авиационной державой и обеспечат 60 проц. мирового производства
гражданской и военной авиатехники. Единственное их слабое звено - региональные самолеты.
Успех Европы будет в большой степени зависеть от состояния авиационной промышленности России и других
восточноевропейских стран. "Till group" прогнозирует улучшение ситуации с производством Ил-96, Ту-204, Ил-114, Ан-38
и Су-27. Важным фактором, влияющим на динамику развития рынка, является также способность западноевропейских
стран реализовать программы "Евроистребитель", "Рафаль", создания транспортного вертоле- та NH-90 и
ударного вертолета "Тигр", которые должны быть запущены в производство до 2005 года.
Слияние французских фирм "Aerospatiale" и "Dassoult" может усилить позиции Европы, особенно в области
производства перспективного военно-транспортного самолета FLA. Не исключено, что "Aerospatiale - Dassoult"
потеснит "McDonnel Douglas". В целом доля Европы в мировом авиационном производстве возрастет с 31,7 проц. в 1996
году до 36,2 в 2005 году.
Что касается остальных стран, то американские аналитики предсказывают уменьшение их доли на мировом
рынке с 6,4 проц. в 1996 году до 5,2 в 2005 году.
Относительно российского гражданского авиастроения американские аналитики, по всей видимости, ошиблись.
Участие российской авиапромышленности в авиасалоне "Фарнборо-96" на этот раз со всей наглядностью
подтвердило: федеральная "Программа развития гражданской авиационной техники до 2000 года" полностью
провалена. В отличие от прошлых лет в Фарнборо демонстрировался только один российский гражданский самолет
- первый опытный экземпляр дальнемагистрального Ту-214 производства Казанского авиационно-промышленного
объединения, прилетевший в Англию только к концу второго рабочего дня салона. До окончательной доводки и
сертификации этого самолета, созданного на базе Ту-204, потребуется еще не менее трех лет. Страна, 70 проц.
территории которой (Сибирь, Север, Дальний Восток) практически не имеет наземных и водных транспортных
систем, а 50 проц. пассажирских и грузовых перевозок обеспечиваются авиационным транспортом, близка к потере
национального гражданского авиастроения.
Ожиданиям ввода в эксплуатацию нового поколения российских авиалайнеров в 1996 году исполняется 10 лет.
Производство гражданской авиатехники по сравнению с 1990-м сократилось в 3,5 раза, объем пассажирских
перевозок - в 4 раза. В настоящее время производство широкофюзеляжных дальнемагистральных Ил-96М и Ил-96Т,
семейства среднемагистральных самолетов на базе Ту-204, самолета для местных воздушных линий Ил-114 и многих
других трудно назвать серийным, поскольку суммарный ежегодный темп выпуска этих машин исчисляется
буквально единицами при потребностях страны в сотнях машин этих типов.
Динамика развития мирового авиационного рынка в 1996-2005 гг. |
Количество ЛА стоимость (млрд. долл.) |
Годы |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Всего |
Служебные самолеты |
409 3,58 |
450 4,32 |
473 4,55 |
470 4,31 |
456 4,10 |
422 3,81 |
419 3,77 |
427 3,80 |
412 3,60 |
393 3,46 |
4331 39,30 |
Реактивные пассажирские самолеты |
469 28,13 |
522 33,26 |
511 32,04 |
548 33,13 |
597 34,55 |
616 36,00 |
642 39,34 |
622 39,98 |
565 35,64 |
530 32,6 |
5622 343,66 |
Истребители |
311 9,17 |
335 10 |
372 11,13 |
335 10,56 |
275 9,3 |
261 9,7 |
246 10,41 |
254 12,1 |
266 12,85 |
262 12,85 |
2917 108,07 |
Вертолеты |
819 4,48 |
847 4,01 |
784 3,96 |
776 4,12 |
771 4,25 |
759 4,06 |
750 3,99 |
721 3,91 |
716 4,15 |
704 4,17 |
7647 41,1 |
Военно-транспортные самолеты |
66 2,83 |
70 2,94 |
68 3,01 |
68 3,39 |
57 3,04 |
66 3,76 |
69 4,33 |
66 4,53 |
67 4,32 |
58 3,48 |
655 35,63 |
Региональные самолеты |
293 2,67 |
274 2,5 |
287 2,65 |
298 2,73 |
324 3,03 |
338 3,24 |
305 2,83 |
284 2,64 |
276 2,61 |
260 2,49 |
2939 27,39 |
УТС и легкие ударные самолеты |
142 1,01 |
139 0,95 |
149 1,04 |
160 1,01 |
178 1,15 |
178 1,2 |
166 1,15 |
164 1,07 |
153 0,97 |
160 1,0 |
1589 10,55 |
Другие |
7 2,47 |
11 2,5 |
11 2,07 |
7 1,11 |
12 1,52 |
17 1,87 |
22 2,62 |
20 2,6 |
13 1,78 |
10 1,75 |
130 20,29 |
Всего: |
2516 54,34 |
2648 60,48 |
2655 60,45 |
2662 60,36 |
2670 60,94 |
2657 63,64 |
2619 68,44 |
2558 69,63 |
2468 65,92 |
2377 61,79 |
25830 625,99 |
Николай НОВИЧКОВ ИТАР-ТАСС |