Выдающиеся летные
характеристики и огромный потенциал развития самолета Су-27 дали жизнь последующему семейству: Су-27УБ, Су-30,
Су-33, Су-34, Су-35, Су-37. Это семейство обязано своим существованием трем источникам: замыслу Павла Осиповича
Сухого по интегральной, статически неустойчивой компоновке; огромной творческой воле, интуиции и
предвидению Михаила Петровича Симонова; уникальному по охвату экспериментальному материалу СибНИА. Первое
время проекту самолета Су-27 не везло. Испытания полной модели начались в 1975 г. и выявили целый ряд
недостатков предварительной компоновки. Критике было подвергнуто все: сама форма крыла в плане, форма и
компоновка горизонтального и вертикального оперения. Было испытано беспрецедентное количество вариантов
наплывов крыла и других элементов компоновки. Огромный объем экспериментальных данных, полученных в СибНИА,
свидетельствовал о необходимости изменения почти всех элементов первоначальной аэродинамической
компоновки самолета. Михаил Петрович Симонов уже в 1976 г. сформировал компоновку с совершенно новым
аэродинамическим обликом. При этом ввел исключительно важный элемент - адаптивное отклонение механизации
передней и задней кромок. Большое внимание СибНИА было уделено аэродинамике при неустановившихся
движениях. Были проведены обширные опыты по исследованию характеристик аэродинамического демпфирования и
выявлены области кинематических параметров, в которых возникает "антидемпфирование"; проведены
испытания по тем временам совершенно "экзотических" вариантов компоновки самолета Су-27, в том числе с
передним горизонтальным оперением. Была изучена возможность защиты входов в двигатели при движении
самолета по ВПП. С учетом других изменений в конструкции, силовой установке и бортовом комплексе получился
совершенно новый, радикально улучшенный самолет. |