[НАЗАД]

“АЭРО ИНДИЯ - 98”

Николай Евсенкин

В период с 8 по 12 декабря прошедшего года в индийском городе Бангалор (столица расположенного на юге страны штата Карнатака) состоялся Международный авиакосмический салон “Аэро Индия-98”. В его работе приняли участие более 170 фирм из 17 стран мира. Россия на этой выставке была представлена ведущими разработчиками и производителями авиатехники, в том числе АООТ “ОКБ Сухого”, АНПК “МиГ”, фирмой Камов, “АК им. С. В. Ильюшина”, серийными заводами, двигателестроительными и приборостроительными фирмами, которые выступали под эгидой основных российских спецэкспортеров - ГК “Росвооружение” и ВАО “Авиаэкспорт”.

Не будет большим преувеличением сказать, что авиасалон в Бангалоре прошел под лозунгом дальнейшего укрепления особых отношений между Москвой и Дели. Российское доминирование ощущалось везде: в ангарах и на взлетном поле, где были выставлены лучшие образцы отечественной авиатехники; в небе над авиабазой Елаханка, где под восторженные крики зрителей демонстрировали свое непревзойденное летное мастерство наши асы, и в том количестве официальных встреч и переговоров, которые провели организаторы выставки с представителями России. Достаточно упомянуть, что министр обороны Индии Джордж Фернандес дважды встречался с главой российской делегации первым заместителем министра обороны РФ Николаем Михайловым и заместителем генерального директора ГК “Росвооружение” Олегом Сидоренко.

В ходе этих встреч велись последние согласования вопросов “оборонной части” состоявшегося спустя две недели визита в индийскую столицу главы российского кабинета. Как известно, именно в ходе пребывания в Индии Евгений Примаков впервые озвучил свою знаменитую концепцию формирования стратегического треугольника Москва-Дели-Пекин, получившую широкий международный резонанс. И если перспективы индийско-китайского сближения выглядят достаточно призрачными, то содержательная часть реального стратегического партнерства Индии и России изложена в подписанном главами правительств двух стран Соглашении о военно-техническом сотрудничестве до 2010 г.

Сумма запланированных контрактов, предусмотренных данным документом, может вдвое превысить нынешнюю в $8 млрд. Заметно весома будет доля авиационной компоненты индийско-российского взаимодействия. Программой ВТС России и Индии до 2010 г. предусматривается подписание целого ряда крупных контрактов, в том числе по лицензионному производству в Индии истребителя Су-30МКИ, модернизации индийского парка МиГ-29 и др.

То, что у наших двух государств имеются хорошие перспективы существенно увеличить объемы двустороннего сотрудничества именно в авиационной сфере, подтвердили ход и результаты “Аэро Индии-98”. В дни работы выставки был окончательно подготовлен к подписанию контракт на поставку в счет кредита десяти истребителей Су-30МК. Его сумма оценивается местными экспертами в $350 млн. Тем самым общее количество экспортируемых в Индию “Сухих” увеличивается до 50 единиц. Интенсивный переговорный процесс велся также и по вопросу окончательной разработки лицензионного контракта. Местные СМИ в своих комментариях на эту тему особо подчеркивали то обстоятельство, что на основе российского технического трансферта Индия сможет развернуть производство 120 машин класса Су-30МКИ.

Настоящим украшением авиасалона стали демонстрационные полеты палубного истребителя Су-33, официально принятого в августе 1998 г. на вооружение авиации ВМФ России. Эта, по сути дела, первая зарубежная “выкатка” самолета. Как отметил корреспондент влиятельной общеиндийской газеты Hindu:”Oот факт, что руководство “ОКБ Сухого” и КНААПО посчитало целесообразным прислать Су-33 на авиашоу, свидетельствует о том, что ОКБ и предприятие могут видеть в Индии рынок для продажи боевого самолета корабельного базирования”. Репортер местной Deccan Herald, отражая эмоции посетителей выставки, восторженно писал: “Су-33, пилотируемый летчиком-испытателем Виктором Пугачевым, приковал к себе внимание публики захватывающим дух демонстрационным полетом, куда входил и маневр “Кобра”.

Блестящим оказался дебют на авиашоу боевого вертолета Ка-50. “Черная акула”, пилотируемая Владимиром Лавровым, продемонстрировала в индийском небе свои уникальные летные характеристики и покорила офицеров ВВС Индии. Свою высочайшую оценку российской боевой машине дал лично глава военного ведомства Индии Джордж Фернандес. Ка-50 заинтересовал командование индийских сухопутных войск, планирующее в ближайшие два-три года приобрести для армейской авиации большую партию боевых многофункциональных вертолетов. Не исключено, что “Черная акула” станет одним из фаворитов будущего индийского вертолетного тендера.

Следует подчеркнуть, что российские производители и экспортеры вооружения действуют на индийском рынке отнюдь не в тепличных условиях. Местный рынок считается одним из перспективнейших в мире, и борьбу за право работы на нем ведут крупнейшие западные конкуренты России. Так, экспозиция Великобритании - старейшего партнера Индии в военно-технической области - была развернута под девизом “40 лет надежного сотрудничества с аэрокосмическим комплексом Индии”. Парк индийских ВВС оснащен несколькими эскадрильями истребителей Jaguar, и теперь англичане рассчитывают на то, что им удастся заполучить контракт на УТС.

Другим весьма заметным участником выставки в Бангалоре была Франция. Характерно, что в последние несколько лет наметилась тенденция повышения значимости военно-технических связей Парижа и Дели в общем спектре двусторонних отношений. При этом активным лоббированием интересов французских авиаконцернов занимаются высшие должностные лица Франции, в том числе ее президент и глава кабинета министров. Не удивительно, что в своем выступлении в день открытия выставки руководитель военного ведомства Индии охарактеризовал Францию как “партнера Индии в военно-технической области номер один”.

Умело используя полную поддержку со стороны государства, авиапроизводители Франции уже рассчитывают и на заключение “тяжеловесных” контрактов. В кулуарах выставки активно обсуждалась тема переданных индийской стороне руководством компании “Дассо” предложений наладить здесь лицензионное производство истребителей “Мираж 2000”. Обращают на себя внимание исключительно льготные для индийцев их условия (в том числе предоставление французским правительством индийцам целевого кредита, право реэкспорта и др.), что достаточно нетипично для традиционно дорогостоящего французского военного экспорта.

Местные эксперты поговаривают о том, что с учетом некоторых очевидных преимуществ (льготные финансовые условия, наличие на вооружении индийских ВВС 45 “Миражей 5”) данный проект способен выступить серьезным конкурентом планам россиян по лицензионному производству в Индии Су-30. Еще одной характерной особенностью деятельности французов на местном рынке является активное и успешное продвижение своей электроники. И в этом направлении Париж достаточно часто выступает партнером и участником российско-индийских контрактов. Корреспондент делийской Economic Times справедливо отмечает: “Тогда как большинство боевых самолетов ВВС Индии - российские, французская промышленность доминирует в области бортового радиоэлектронного оборудования. Эта продукция была предложена и выбрана для установки на легких боевых самолетах, перспективных легких вертолетах, модернизированном МиГ-21бис и на Су-30МКИ. Помимо этого, ею оснащается разрабатываемый индийский учебно-тренировочный самолет HJT-36 и модернизируемые Jaguar и МиГ-27”.

В целом итоги салона “Аэро Индия-98” оказались для российских участников вполне обнадеживающими. Россия в очередной раз подтвердила свое положение крупнейшего зарубежного партнера Индии в военно-технической сфере. Данный, ко многому обязывающий, статус подкрепляется последовательной политической установкой российского правительства на приоритетность особых отношений между Москвой и Дели. Для практической реализации огромного потенциала, который имеется у наших двух стран, требуется лишь более умелая и скоординированная работа всех участников военно-технического сотрудничества, и прежде всего с российской стороны.

Николай ЕВСЕНКИН

главный редактор журнала “Авиапанорама”