[НАЗАД]

КнААПО - “ЗВЕЗДА” САМОЛЕТОСТРОЕНИЯ

В этом году будет праздновать свой юбилей старейшее на российском Дальнем Востоке авиастроительное предприятие – Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО). На сегодняшний день оно является одним из крупнейших авиапроизводителей не только в России, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Днем рождения КнААПО считается 18 июля 1934 г., когда был заложен первый корпус тогда еще только номерного оборонного завода, на котором через два года, 1 мая 1936 г., собрали первый самолет. Это был разведчик-бомбардировщик Р-6 (АНТ-7) конструкции А.Н. Туполева, уже в то время одного из ведущих авиаконструкторов страны. В истории отечественной авиации Р-6 оставил заметный след. Он долгое время находился на вооружении Военно-воздушных сил, широко использовался в качестве пассажирского самолета в Аэрофлоте и многоцелевого - в Главсевморпути. В 1937 г. летчик П. Головин на Р-6 осуществил первый полет над Северным полюсом.

Следующим этапом для завода явилось освоение качественно нового самолета ДБ-3 конструкции С.В. Ильюшина. С 1938 г. он стал серийно выпускаться на предприятии под обозначением ДБ-3Б. Это был дальний бомбардировщик, достаточно современный и хорошо оснащенный. На нем совершен ряд рекордных полетов, подтвердивших высокие технические характеристики самолета. Одним из таких рекордов стал перелет В. Коккинаки и М. Гордиенко в 1939 г. из Москвы в США через Атлантический океан. Завод также выпускал дальнейшие модификации: ДБ-3Ф (Ил-4), ДБ-3Т (торпедоносец) и ДБ-3ПТ (амфибийный вариант торпедоносца).

Во время Великой Отечественной войны в труднейших условиях удалось обеспечить бесперебойную поставку армии ильюшинских машин, являвшихся основой не только дальней бомбардировочной авиации, но и авиации флота. После окончания войны завод перешел на выпуск транспортно-пассажирского самолета Ли-2 - лицензионную версию североамериканского DC-3. Среди летчиков Ли-2 носил прозвище “воздушный извозчик”. Машина была уникальна по надежности и неприхотливости и эксплуатировалась в суровых климатических районах страны на протяжении многих лет.

Но основным делом заводчан оставалась военная авиация. Настоящим технологическим прорывом, во многом определившим судьбу предприятия, стало освоение производства в 1949 г. истребителя МиГ-15 конструкции А.И. Микояна и М.И. Гуревича. Внедрение в серию этого реактивного самолета, а также его дальнейших модификаций - МиГ-17 и МиГ-17Ф позволило накопить необходимый опыт для производства высокотехнологичных комплексов в будущем. Всего на заводе в 1950-1958 гг. было построено 3013 самолетов марки “МиГ”.

Именно с ними предприятие вышло на мировой авиационный рынок, когда в 50-х гг. в Египет и Алжир поставлялись истребители МиГ-17Ф. Тогда же была передана Китайской Народной Республике лицензия на выпуск этой машины. На авиационный завод в Шеньяне были направлены не только техническая документация, оснастка и инструменты, но и бригады специалистов предприятия для помощи коллегам в освоении нового производства. Это стало своеобразной школой для китайских авиационных специалистов, получивших теоретическую и практическую подготовку, что позволило им в дальнейшем заложить фундамент национальной авиационной промышленности.

Накопленный опыт позволил предприятию перейти в 1957 г. к выпуску нового боевого самолета Су-7 конструкции П.О. Сухого. Самолет оказался настолько удачным по конструкции и своим техническим характеристикам, что послужил основой для многочисленных модификаций. На протяжении 20 с лишним лет завод выпускал целый ряд вариантов этой машины: Су-7БКЛ, Су-7У, Су-7МК, Су-7УМК, Су-17, Су-17М3, Су-20, Су-22, Су-22М, Су-22У, Су-22М3, Су-22М3К, Су-22М4. От модели к модели улучшались технические характеристики и боевые возможности самолета, что повышало в свою очередь экспортный потенциал “сухих”.

С 1964 г. дальневосточные авиастроители начали экспортные поставки “Су” за рубеж: 24 истребителя-бомбардировщика Су-7БМ были отправлены в Чехословакию и Польшу. В общей сложности около 2000 самолетов Су-7 и Су-17 различных модификаций поставлены в 18 стран мира. Они стали основой ударной авиации ВВС Болгарии, Египта, Сирии, Ирака, Ливии, Индии, Алжира, Перу, Анголы, Афганистана, Вьетнама, Кореи, Венгрии, Йемена и ГДР. Самолеты неизменно получили самую высокую оценку у зарубежных военных специалистов за надежность и боевую эффективность.

Освоение и серийный выпуск сложных и высокотехнологичных машин АООТ “ОКБ Сухого” послужили базой для производства истребителя четвертого поколения Су-27. “Даже сегодня самолет Су-27 является загадкой. Ослепительные авиашоу и завоевание мировых рекордов, вырванных у его конкурента F-15, говорят о его исключительном уровне характеристик и маневренности, тогда как огромное количество топлива… обеспечивает этому самолету громадный радиус действия. Этот тип самолета, заслоняя всех конкурентов, выбран в качестве многоцелевого станового хребта российских ВВС в следующем столетии”, – так охарактеризовал самолет солидный западный журнал “World Air Power”.

Су-27 - истребитель для завоевания господства в воздухе и решения целого ряда задач по обеспечению безопасности воздушного пространства. Благодаря совершенной аэродинамике и высокой тяговооруженности, самолет способен выполнять уникальные боевые фигуры высшего пилотажа - “Кобра Пугачева” и “Хук” -, недоступные зарубежным аналогам. Обладая современным бортовым комплексом вооружения, истребитель способен успешно бороться с любым воздушным противником.

К освоению новой машины завод приступил в 1976 г.. В ходе работ была выявлена необходимость улучшения характеристик самолета, что привело к значительному изменению конструкции. В 1980 г. самолет был почти полностью перепроектирован, и потребовалось его новое освоение в производстве. Но, несмотря на это, уже через 4 года первые серийные истребители поступили в эксплуатацию. Затем началось изготовление двухместного учебно-боевого варианта - Су-27УБ. Вскоре серийное производство этой машины передали на Иркутский авиазавод.

КнААПО в тесном взаимодействии с АООТ “ОКБ Сухого” составило основную базу для освоения производства новейших вариантов Су-27. Одной из таких машин стал истребитель палубного базирования Су-33. Выполненный по схеме “продольный интегральный триплан”, что значительно расширило его маневренные характеристики, самолет обладает мощной механизацией крыла, значительно снижающей посадочную скорость. Для посадки на палубу Су-33 снабжен выпускающимся крюком. Складывающиеся консоли крыла и горизонтального оперения обеспечивают компактное размещение самолета в корабельном ангаре. Истребитель предназначен для противовоздушной обороны корабельных соединений в море. Поход авианесущего крейсера “Адмирал Кузнецов” из Северного в Средиземное море в 1996 г., в ходе которого Су-33 совершил большое количество полетов, еще раз подтвердил надежность и высокие технические характеристики истребителя. Указом Президента РФ в 1998 г. он был принят на вооружение авиации ВМФ.

Следующий этап - производство вариантов глубокой модификации базового Су-27 - многофункциональных истребителей Су-35 и Су-37 (имеет двигатели с управляемым вектором тяги), в последние годы ставших сенсацией в авиационном мире. Эти машины, обладая современным комплексом вооружения, способны успешно поражать не только воздушного противника, но и наносить удары по наземным целям, используя управляемое оружие повышенной точности.

Наряду с самолетами, завод изготавливал и отдельные агрегаты к ним. В середине 80-х гг. на предприятии выпускались крылья, хвостовые части фюзеляжа и двигательные отсеки для фронтовых бомбардировщиков Су-24.

(Окончание следует)