НАУКА, РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
STEALTH STORY
(Краткая история американской авиационной малозаметности)
Александр Яворский
(Продолжение, начало в № 5-6, 1998 г.)
Первый полет самолета-демонстратора ХSТ НВ1001 (Наvе Вluе) фирмы Lockheed состоялся 1 декабря 1977 г., за которым последовал второй и третий (июль 1978 г.). Обе машины за время летных испытаний до июля 1979 г. выполнили 88 полетов. Общие затраты по программе составили 43 млн долл., из которых 32,6 млн долл. выделили совместно ВВС США и DARPA, а 10,4 млн долл. фирма Локхид.
Несмотря на то что в ходе испытаний обе машины были потеряны, фирма полностью подтвердила свой теоретический подход и выбор настоящей концепции для максимального уменьшения заметности, тем более что самолеты действовали на различных полигонах в окружении секретного ЛИЦ Грум-Лейк, оборудованными реальными и имитируемыми РЛС советского производства. Проводились также полеты против различных типов американских ЗРК.
В июне 1977 г. было запрещено серийное производство бомбардировщика В-1А в связи с тем, что он был признан малоэффективной системой оружия и легкоуязвимым со стороны наземных и воздушных средств ПВО предполагаемого противника. В исследовании потенциальных угроз, выполненных фирмой Hughes, предсказывалось полное выживание крылатых ракет при атаке объектов противника с сильной ПВО и только 40-процентное выживание бомбардировщиков В-1А.
Весной 1977 г. У. Перри, ознакомившись с достижениями в области технологии "стелс", приказал генералу Элтону Слею, руководителю Командования по разработке систем для ВВС США, начать предварительные работы по внедрению этой технологии в истребители, а также проработать вопросы, связанные с возможностями постройки малозаметного бомбардировщика. В 1978 г. фирма Northrop получила контракт на разработку и летные испытания пилотируемого самолета-демонстратора в рамках секретной программы "Тэсит Блю" (Tacit Blue). Данный проект самолета был связан с РЛС с малой вероятностью перехвата, а также с программами "Эссолт Брейкер" (Assault Braker) и "Пэйв" Мувер" (Pave Moover), по которой фирма Northrop разрабатывала самолет Е-8 JSTARS. Самолет создавался в соответствии с идеей, выдвинутой DARPA еще в 1976 г. по разработке пилотируемого экспериментального ЛА для наблюдения за полем боя - BSAX.
В этой аэродинамической компоновке для уменьшения радиолокационной заметности, наряду с использованием ориентированных под определенными углами плоских поверхностей, были реализованы криволинейные "гауссовые" поверхности.
Проскользнуло также сообщение о получении в том же 1978 г. фирмой Northrop контракта от ВВС США якобы на постройку экспериментального самолета ТНАР, который (опять же якобы) совершил первый полет в 1981 г. и в дальнейшем стал прототипом малозаметного тактического разведывательного самолета ТR- 3А.
В середине 1978 г. на фирму Lockheed были направлены два полковника из Стратегического авиационного командования (САК) ВВС США для совместной разработки требований к малозаметному бомбардировщику.
Предварительные исследования истребителей нового поколения начались в США еще в начале 70-х гг., а проектные исследования с участием самолетостроительных фирм - в 1976 г. Работы по новому истребителю велись при низком уровне финансирования в рамках программы "Технология боевого самолета", ориентированной на решение боевой задачи "непосредственная авиационная поддержка и изоляция района боевых действий". В 1980 финансовом году (начался с 1 октября 1979 г.) изменилось название - "Перспективный тактический истребитель" (АТF), а задача была названа "Завоевание превосходства в воздухе".
Что же послужило причиной переориентации перспективного истребителя с роли ударного самолета на истребитель завоевания превосходства в воздухе? К концу 1979 г. уже были как минимум определены основные направления создания новых военных самолетов и их последующего взаимодействия. Эта определенность в значительной степени основывалась на достижениях в области малой заметности, полученных в ходе предварительных НИР и ОКР. Поэтому и стало возможным планирование создания целого семейства малозаметных летательных аппаратов, в том числе малозаметного тактического самолета для скрытного проникновения через систему ПВО противника и уничтожения высокоприоритетных целей (истребитель F-117А), малозаметного бомбардировщика перспективной технологии АТВ (бомбардировщик В-2А), малозаметного тактического разведывательного самолета (предположительно ТR-ЗА). Помимо этого разрабатывались также малозаметные крылатые ракеты и БЛА.
К тому же стало очевидным, что в Советском Союзе разрабатываются несколько типов истребителей воздушного боя, которые могут быть сравнимы или превосходить по своим летно-тактическим характеристикам истребитель F-15. Все это повлияло на окончательный выбор основного назначения самолета АТF, который в настоящее время имеет обозначение F-22. Общая направленность в разработке новой авиационной техники на снижение заметности и достигнутые результаты наложили на истребитель АТF специфическое требование - быть в достаточной степени малозаметным при заданных высоких летно-тактических характеристиках.
В 1978 г. ВВС США приняли решение о разработке на основе самолета-демонстратора XST полномасштабного варианта - будущего самолета F-117A - в рамках секретной программы “Сеньор Тренд” (Senior Trend), которая началась в октябре того же года. Новый самолет должен был оптимизироваться для скрытного проникновения через оборону противника и уничтожения высокоприоритетных целей с помощью оружия с точным наведением. Необходимо было сделать самолет полностью автономным, абсолютно пассивным с точки зрения излучений; самолет не должен был зависеть от какой-либо внешней связи при выполнении боевой задачи.
Требовалось обеспечить почти не принимаемую в расчет ЭПР, значительное уменьшение ИК-излучения, уменьшение аккустической сигнатуры, уменьшение наблюдаемости за счет геометрических размеров и окраски, а также снижение заметности силовой установки в части специфического выхлопа и образования инверсионного следа.
Самолету F-117A отводилась роль ”серебрянной пули”, и его планировалось использовать против “высокоценного имущества”. Таким термином специалисты МО США окрестили структуру высшего руководства, основные транспортные узлы, центры связи и управления противника. Недаром впоследствии его планировали использовать для физического устранения политических лидеров разных стран, например, Муамера Каддафи в Ливии (1986г.), сандинистских лидеров в Никарагуа (1987г.), Мануэля Норьеги в Панаме (1989г.), Саддама Хусейна (1991г.).
В том же 1978г. фирма Northrop также приступила к разработке малозаметного бомбардировщика в рамка проекта “Сеньор Айс” (Senior Ice), а в составе ВВС США была образована 4450-я тактическая авиагруппа (“Подразделение А”) для подготовки летного и наземного состава, а также доводки самолетов F-117A. В этом же году ВВС США подписали с фирмой Lockheed контракт на первые 20 самолетов F-117A, включая 5 машин опытной и доводочной партии.
В 1980 г. ВВС США, рассмотрев поданные предложения по новому бомбардировщику АТВ, предложили промышленным фирмам, объединившись в группы, представить свои окончательные предложения к декабрю того же года. На раннем этапе разработки под предварительно сформулированные технические требования фирма Lockheed предлагала вариант бомбардировщика, разработанного на основе аэродинамической схемы самолета F-117A. Однако, изменение требований к самолету в части увеличения дальности полета до 11000 км заставило фирму выбрать иную аэродинамическую схему - “летающее крыло” (как и у соперничающей группы во главе с фирмой Northrop).
Согласно окончательным и пересмотренным предложениям группы, возглавляемые фирмами Lockheed и Northrop, представили в мае 1981 г. ВВС США свои модели самолетов в масштабе 1/4 для проведения испытаний на радиолокационную заметность. Значения ЭПР модели фирмы Lockheed были лучше, чем у модели фирмы Northrop, во всем диапазоне рассматриваемых частот. Однако аэродинамические характеристики самолета фирмы Northrop были лучше на 10%, чем у Lockheed`a. Правда, при этом стоимость самолета по проекту Northrop была значительно выше. Фирма Northrop, наоборот, считает, что проект ее самолета превосходил проект Локхида по всем показателям.
(Продолжение следует)