ПАРТНЕРСТВО РАДИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
Более десяти лет тесно взаимодействует с отечественной авиацией Международный фонд авиационной безопасности, в последние годы получивший статус Некоммерческое партнерство “Безопасность полетов”. Президент этой авторитетной организации Валерий Шелковников – известный в российской авиации специалист, прошедший путь от рядового диспетчера до начальника Главного управления воздушным движением МГА СССР и руководителя Росаэронавигации в ранге заместителя министра транспорта РФ. Лауреат Государственной премии за работу в области Единой системы управления воздушным движением.
“АП”: Валерий Георгиевич, чем была вызвана необходимость создания фонда, какие его главные задачи?
В.Ш.: В конце 80-х годов назрела необходимость создания независимой организации, действующей в целях повышения авиационной безопасности параллельно с существующими государственными авиационными структурами. И такая организация была создана в 1989 году. Это - Международный фонд авиационной безопасности (МФАБ). В связи с выходом в 1996 году Федерального закона Российской Федерации “О некоммерческих организациях” существенно изменилось понятие и содержание некоммерческой организации, именуемой “Фонд”. Организационное построение, правовой статус, цели и задачи МФАБ полностью соответствуют новой форме некоммерческой организации, именуемой Некоммерческое партнерство с собственным названием “Безопасность полетов”.
Главная задача Некоммерческого партнерства – деятельность в интересах безопасности полетов.
Десятилетний опыт работы позволил сделать следующие выводы:
Во-первых, даже самая развитая государственная авиационная инфраструктура не в состоянии охватить весь спектр имеющихся проблем.
Во-вторых, государственные организации не имеют достаточной гибкости и оперативности.
И, в-третьих, служащие государственных учреждений, будучи зависимыми от разнообразных правительственных органов, не всегда могут проявлять независимый, объективный и беспристрастный подход к решению тех или иных вопросов.
Одним из основных направлений работы нашей организации является восполнение информационного вакуума о функционировании зарубежных государственных и общественных авиационных организаций, научно-исследовательских и конструкторских центров и авиакомпаний, которые ранее были практически недоступны.
За период своей деятельности МФАБ, а теперь Некоммерческим партнерством “Безопасность полетов” (НП “Безопасность полетов”) было направлено его коллективным членам более 260 тысяч экземпляров различных документов. Среди них стандарты и рекомендации международных авиационных организаций, а также руководства по различным направлениям авиационной деятельности, каталоги аудивизуальных средств обучения, информация по безопасности полетов в авиакомпаниях, материалы семинаров, конференций и совещаний по повышению безопасности полетов.
“АП”: С какими организациями Вы взаимодействуете, кто является Вашими партнерами?
В.Ш.: НП “Безопасность полетов” осуществляет свою деятельность во взаимодействии со Всемирным фондом авиационной безопасности (штаб-квартира в г. Вашингтоне, США), который имеет огромный опыт работы и оказал большое содействие в становлении нашей организации, а в настоящее время оказывает действенную помощь во всех областях авиационной безопасности.Своим коллективным членам мы регулярно направляем материалы Федеральной авиационной администрации США, Национального совета по безопасности на транспорте, а также вышеперечисленных иностранных организаций.
НП “Безопасность полетов” и его коллективные члены принимают участие в различных международных совещаниях и семинарах, что помогает установлению многочисленных обоюдно полезных контактов. В первую очередь, это Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), Международный совет ассоциаций владельцев воздушных судов и пилотов (ИАОПА), Международная федерация ассоциаций линейных пилотов (ИФАЛПА) и Международная федерация ассоциаций диспетчеров УВД (ИФАТКА).
В 1994 году было подписано соглашение между учебным центром “Англо-Континентал” (Великобритания), которое дает возможность осуществлять обучение авиационных специалистов английскому языку, что является сегодня важнейшим направлением в повышении безопасности полетов. За это время в учебном центре прошли обучение более 2 000 авиаторов СНГ.
С момента образования коллективными членами НП “Безопасность полетов” стали около 100 организаций. Среди них: авиакомпании и авиапредприятия, учебные и научно-исследовательские центры, конструкторские бюро и изготовители авиационной техники, военные организации, органы управления воздушным движением, страховые компании, средства массовой информации и другие организации. Отмечу лишь некоторых из них: авиакомпании “Аэрофлот-РАЛ”, “Трансаэро”, “Волга-Днепр”, “Атлант-Союз”, “Башкирские авиалинии”, ГТК “Россия”, “Калининградавиа”, “Тюменьавиатрнс”, “Эй Джей Ти Интернейшнл”, “Волга-Авиаэкспресс”, “Атран”, “Аэростан” и другие, а также зарубежные авиакомпании “Узбекистон хаво йуллари”, “Армянские авиалинии”, “Финнэйр” и другие. Коллективными членами Некоммерческого партнерства являются 21 предприятие по использованию воздушного пространства и УВД, предприятия и организации авиапромышленности, в том числе ОКБ Сухого, Авиационный комплекс им. В.Ильюшина, корпорация “Авиаприбор”, ОАО “Пермские моторы”, ЛИИ им. Громова, учебные заведения и страховые компании.
Авторитету и эффективной деятельности НП “Безопасность полетов” во многом способствует активное участие в работе правления – высшего органа нашей организации – руководителей и известных специалистов гражданской авиации и авиационной промышленности. Председателем правления является Иван Машкицкий, общепризнанный авторитет в вопросах безопасности полетов, многие годы возглавлявший Госавианадзор СССР.
“АП”: Валерий Георгиевич, в реализации каких программ Вы принимаете участие, какие задачи предстоит решать в 2001 г.?
В.Ш.: В рамках программы “Содействие в совершенствовании правового режима использования воздушного пространства” НП “Безопасность полетов” принимает участие в разработке проектов законодательных актов. По просьбе Государственной Думы Российской Федерации на базе нашей организации создана группа независимых экспертов по разработке законопроекта “О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации”.
Одним из новых направлений деятельности НП “Безопасность полетов” является проведение аудиторских проверок. Проверки носят строго конфиденциальный характер и имеют своей целью выявление существующего положения дел в авиакомпании и разработку рекомендаций, направленных на повышение безопасности полетов.
Совместно с Институтом авиационной и космической медицины и на его базе был учрежден Центр добровольных сообщений, позволяющий получать важную информацию о факторах, снижающих надежность деятельности авиации всех видов.
Наряду с существующими наградами Всемирного фонда авиационной безопасности Правлением МФАБ в 1989 году был учрежден диплом и премия “За героизм, мужество и находчивость авиаторов”, которыми награждаются авиаторы различных министерств и ведомств, проявившие эти качества при возникновении аварийных ситуаций в полете. За истекшие годы было награждено более 90 авиаторов. Среди награжденных – авиаторы различных специальностей проявившие высокий профессионализм, часто в совершенно уникальных аварийных ситуациях. Так ,например, при перевозке 100 т груза самолет Ан-124-100 при взлете в аэропорту Генуя (Италия) в момент отрыва столкнулся со стаей морских чаек-бакланов (весом до 8 кг) из 48 птиц, при этом самолет и двигатели получили значительные повреждения (отказы двигателя №2 и №3, основной гидросистемы, электроснабжения и др.). Быстрые и профессиональные действия бортинженера-испытателя АНТК им. О.К. Антонова Александра Шулещенко позволили локализовать отказы, в режиме ручного управления он восстановил их работоспособность в объеме, обеспечившим по кратчайшему пути довести самолет до ВПП. Естественно, Александр заслуженно стал лауреатом премии.
НП “Безопасность полетов” тесно сотрудничает с Государственной службой ГА, Межгосударственным авиационным комитетом по организации семинаров на актуальные темы в авиации.
Предстоит решить еще много задач – главная из которых – снижение уровня аварийности и приближение к высоким стандартам безопасности полетов, достигнутым в авиакомпаниях развитых стран.
Мы продолжаем оказывать практическую помощь в развитии авиации общего назначения, в частности, в 2001 году планируем организацию перелета воздушных судов данного класса в Австралию.
НП “Безопасность полетов” готово оказать помощь в решении любых вопросов, связанных с авиационной безопасностью.
“АП”: Спасибо за обстоятельное интервью, редакция журнала желает успехов в Вашей деятельности.
Беседу вел Илья Вайсберг
НП “Безопасность полетов”
125836, Россия, Москва, Ленинградский проспект, д. 37.
Тел.: (095) 155-6535, 155-6537.
Факс:
(095) 212-5303.
E-mail: fsfi@fsfi.civilavia.ru