[НАЗАД]

"ЭРШОУ ЧАЙНА-2000" – БЕНЕФИС РОССИЙСКОГО АВИАПРОМА

Главной особенностью 3-го Международного авиасалона "Эршоу Чайна-2000", который прошел с 6 по 12 ноября в южнокитайском городе Чжухае, стало необычайно широкое присутствие российских фирм. Из 350 предприятий-участников 72 представляли нашу страну. Среди 28 государств, приславших свои делегации в Китай, Россия выделялась и тем, что выставила современные боевые самолеты. Причем боевые и спортивные машины с маркой "Су", а также предприятия суховской кооперации явно доминировали в Чжухае. Широчайшее российское представительство легко объяснимо: на долю КНР пришлась половина из $3,4 млрд., полученных нашей страной от военного экспорта в 1999 г.

По общему признанию экспертов, звездой салона стал истребитель Су-30МК, ранее на выставках не демонстрировавшийся. Это первый российский самолет поколения "4+", который начали выпускать большой серией. В КНР прилетел самолет с бортовым номером 502, произведенный Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО) летом 1999 г. Особый интерес к нему связан и с тем, что он построен по заказу КНР и уже в конце 2000 г. должен поступить в эту страну.

Разработчики называют Су-30МК двухместным многоцелевым истребителем, способным работать по земле. По сравнению с Су-27, наибольшим изменениям подверглось его бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). Это позволило существенно расширить арсенал истребителя. Он включает все современные ракеты класса "воздух-воздух" (РВВ-АЕ, Р-27 различных модификаций и Р-73). Новое вооружение как минимум уравнивает на средних дальностях шансы китайских и американских истребителей. В ближнем же бою российские машины и раньше имели преимущество благодаря комбинации нашлемного прицела и ракет Р-73. В арсенал Су-30МК также введены управляемые авиационные средства поражения класса "воздух-поверхность".

Попытку через сорок лет возвратиться на китайский рынок сделала микояновская фирма. РСК "МиГ" предлагает Пекину новые боевые самолеты МиГ-29СМТ и МиГ-31Э, а также готова участвовать в модернизации F-7 – основного истребителя ВВС НОАК, созданного на базе МиГ-21.

Один из наиболее интересных разделов российской экспозиции представлял отечественные достижения в области БРЭО боевых самолетов и вертолетов. Впервые вывезла свою продукцию за рубеж корпорация “Аэрокосмическое оборудование”. Ее глава Сергей Бодрунов заявил, что примерно 25% их продукции поставляется в Китай. В частности, в БРЭО Су-27 и Су-30 изделия и разработки корпорации составляют от 12 до 21%. В Чжухае руководители “Аэрокосмического оборудования” объявили о масштабной программе модернизации производства и опытно-конструкторских работ в области БРЭО, нацеленной на создание и внедрение нового поколения локаторов и авионики, обеспечивающих решение задач “воздух–поверхность”. Судя по всему, это планируется сделать с помощью новых РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР), которые разработаны в НИИ приборостроения им. Тихомирова (НИИП). В Чжухае выставлялся один такой локатор – “Оса”. Он предлагается для замены устаревшей РЛС, установленной на основном китайском истребителе F-7. По мнению директора НИИП Юрия Белого, локаторы с ФАР в перспективе могут быть установлены и на Су-30.

Эксперты ВВС и конкуренты НИИП из корпорации “Фазотрон-НИИР” считают, что время массового внедрения локаторов с ФАР еще не пришло. “Фазотрон”, имеющий очень сильные позиции в КНР, также активно борется за рынок модернизации F-7 и предлагает установить на них РЛС “Копье”. Корпорация выставляла в Китае и другую разработку – новый локатор “Жук-М” со щелевой антенной. Первые варианты такой РЛС уже испытаны в Китае на многоцелевом истребителе F-8IIM. Глава “Фазотрона” Анатолий Канащенков надеется, что со временем, когда придет пора модернизировать Су-27 ВВС НОАК, заказчик выберет именно “Жук-М-С”. Для этого есть предпосылки, ибо лицензия на производство локаторов КНР не передавалась.

На салоне выставлялись ведущие вертолетостроительные фирмы России, причем почти все они приехали в Южный Китай впервые. Наиболее сильны на китайском рынке позиции Улан-Удэнского авиазавода (У-УАЗ). Он поставил в КНР свыше 70 вертолетов Ми-8 и Ми-171 различных модификаций. Основную часть машин приобрело военное ведомство (выполнено два контракта). Рассматривается возможность поставки еще одной партии. На авиасалоне У-УАЗ совместно с санкт-петербургским “Заводом им. В.Я. Климова” представлял ВК-2500 – новую модификацию известнейшего вертолетного двигателя ТВ3-117. Отметим, что ВК-2500 приспособлен к работе в условиях высоких температур и высокогорья. У-УАЗ рассчитывает на продвижение в Юго-Восточную Азию и штурмовиков Су-25. По словам представителей завода, интерес к этой явно недооцененной на внешнем рынке машине проснулся после ее успешного использования в Чечне.

Не скрывают намерений прорваться в Китай представители “Роствертола”. В первую очередь, они рассчитывают на свой Ми-26 – самый большой вертолет в мире. Ростовчане считают, что без таких машин армии Китая не обойтись. Однако действующий пятилетний план не предусматривает закупки Ми-26. Поэтому “Роствертол” делает ставку на гражданский рынок. Ожидается, что уже в 2001 г. Ми-26 будет арендован для строительства газопроводов и линий электропередач. По оценкам экспертов, первые Ми-26 могут быть куплены Китаем в 2003 г. Заинтересован “Роствертол” и в продвижении на региональный рынок другой своей продукции – боевого Ми-35 (экспортный вариант Ми-24) и нового Ми-28. На стенде завода рекламировалась новая модификация – Ми-35М2 (круглосуточный вертолет, способный применять ПТУР “Атака” и “Атака-М” а также ракеты класса “воздух–воздух”).

У НОАК нет современного боевого вертолета. Именно это привлекает в Китай фирму “Камов”. Она уже поставляет Пекину Ка-27ПС и Ка-28 и хотела бы продвинуть Ка-50. “Черная акула” была главным экспонатом вертолетного раздела салона. По некоторым данным, командование НОАК заинтересовалось “Черной акулой” и рассматривает возможность закупки партии этих вертолетов.

Выставка "Эршоу Чайна-2000" наглядно продемонстрировала, что КНР – крупная авиационная держава, которая инвестирует огромные средства в развитие высокотехнологичной промышленности, причем делает это по хорошо проработанной долгосрочной программе. По сравнению с салоном 1998 г., китайский авиапром сократил число выставлявшихся новинок. Вопреки ожиданиям, не были показаны публике новые легкие истребители J-10 и FC-1. Не демонстрировался и новейший вариант многоцелевого истребителя F-8IIM, в работе над которым участвует насколько российских предприятий. Зато были представлены результаты масштабной реструктуризации китайской оборонной промышленности, проведенной в 1999 г. Ранее вся продукция КНР выставлялась под эгидой основанной в 1979 г. “Китайской национальной экспортно-импортной авиационно-технологической корпорации” (CATIC). На этот раз экспозиция КНР оказалась разделенной между четырьмя фирмами.

В Первую китайскую авиастроительную корпорацию (AVIC I) вошли 53 больших и средних предприятия (236 тыс. работников) и 31 НИИ (45 тыс. служащих). Это ведущие разработчики боевых и гражданских самолетов, авионики, систем вооружений. Корпорация, в частности, представила главную китайскую новинку салона – региональный пассажирский самолет МА-60, созданный на базе Ан-24. Вторая китайская авиастроительная корпорация (AVIC II) объединила 54 завода и три института. Она разрабатывает и производит транспортные и пассажирские самолеты, вертолеты, ракеты, беспилотные летательные аппараты и другую продукцию. Впечатляла и экспозиция “Китайской аэрокосмической научно-технологической корпорации”, которая представила семейство ракет-носителей “Лонг Марч”, пилотируемый космический корабль, несколько образцов спутников, а также зенитные ракетные комплексы (ЗРК). Широкий спектр ЗРК и ракет различного назначения продемонстрировала “Китайская корпорация по машиностроению и электронике” (КАМЕК).

Особо следует отметить, что китайский авиапром плодотворно сотрудничает с гигантами мирового авиастроения – “Боингом”, “Эрбас”, MTU и др. Похоже, что Пекин постепенно переходит от закупок авиалайнеров, двигателей и оборудования к совместным разработкам в области гражданского самолетостроения. Здесь следует с сожалением отметить, что Россия постепенно теряет китайский рынок гражданской авиации. И хотя шансы у некоторых отечественных самолетов (Ил-96-300, Ту-214, Ту-334, Ил-114) сохраняются, авиакомпании КНР ориентируются прежде всего на западную технику.

Однако Россия сохраняет хорошие позиции по транспортной авиации. Одной из главных новостей авиасалона стало сообщение о возможной закупке Пекином 35 Ил-76. По мнению экспертов, КНР также может запросить у России некоторое количество “летающих танкеров” Ил-78. Прорыв на китайский рынок пытаются осуществить АНТК им. О.К. Антонова и российско-украинский консорциум “Средний транспортный самолет”. Сенсацией прозвучало объявление о том, что Пекину предложено участвовать в программе Ан-70. Причем если раньше планировалось продавать Китаю эти машины, то теперь его приглашают к участию в производстве.

Следует отметить, что некоторые российские фирмы научились использовать военную авиацию в качестве моста для продвижения в Китай высокотехнологичной продукции. По заявлению руководителя ОАО "А. Люлька-Сатурн" Виктора Чепкина, фирма близка к тому, чтобы выиграть тендер на поставки перекачивающих агрегатов АЛ-31СТ для будущего китайского газопровода протяженностью 4000 км. Наше преимущество перед ведущими компаниями мира определяется тем, что россияне уже создали в Китае мощную ремонтную базу для военных двигателей АЛ-31Ф, которые имеют с АЛ-31СТ 70% общих деталей.

Главный же итог "Эршоу Чайна-2000" – это подтверждение, что в области военной авиации Китай ориентирован на сотрудничество с Россией, крайне выгодное для нашей оборонки.

Сергей Сокут



Hosted by uCoz