[НАЗАД]

ГРЕЦИЯ ПРИМЕРИВАЕТСЯ К РОССИЙСКОМУ ОРУЖИЮ

В последние годы военно-техническое сотрудничество (ВТС) между Россией и Грецией развивается по нарастающей. Очередным подтверждением стали итоги выставки обычных вооружений “Дефендори-2000”, которая проходила с 3 по 8 октября 2000 г. в греческом порту Пирей в 14 км от Афин. В работе выставки приняли участие 785 фирм из 43 стран. Россия была представлена четырьмя спецэкспортерами – ГК "Росвооружение", концерном "Антей", Тульским КБ приборостроения и Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) "МиГ", под эгидой которых выставлялись более 50 оборонных предприятий.

Греция стала первой страной НАТО, осуществившей крупные закупки российских вооружений через "Росвооружение" и "Антей". С 1998 г. по линии "Росвооружения" туда отправлен 21 зенитный ракетный комплекс (ЗРК) "Оса-АКМ", два дивизиона ЗРК С-300ПМУ-1 и сейчас успешно выполняется контракт на поставку двух десантных кораблей на воздушной подушке "Зубр". Компания "Росвооружение” участвовала в "Дефендори" в пятый раз и привезла рекордное число участников - 24 предприятия и КБ.

Под эгидой концерна “Антей” объединились 12 предприятий, участвующих в выпуске ЗРК “Антей-2500”, “Тор-М1”, “Оса-АКМ”, радиолокационных средств охраны границ и объектов. “Антей” во второй раз участвовал в “Дефендори”. Однако впервые он самостоятельно развернул свою экспозицию, на которой представил широкую гамму средств ПВО и радиолокационных систем. "Антей" заключил в 1999 г. крупнейший контракт на поставку Греции 50 ЗРК "Тор-М1" на сумму более $1,2 млрд. Поставка 21 комплекса была оформлена твердым контрактом на $560 млн, а 29 - опционом на $700 млн. Заключение контракта вывело "Антей" на второе место среди российских поставщиков вооружений после компании "Росвооружения" и позволило ему по итогам прошлого года войти в число 100 крупнейших мировых экспортеров оружия. Поскольку греческая сторона удовлетворена ходом сотрудничества с "Антеем" и выполнения контракта на поставку 21 комплекса "Тор-М1", ею было принято решение о переводе части опциона в твердый контракт и дополнительной поставке еще 10 ЗРК. Одним из главных событий на "Дефендори-2000" стало подписание концерном "Антей" контракта с министерством обороны Греции на выполнение ряда оффсетных программ. Суммарная стоимость оффсета, рассчитанного на четыре года и предусматривающего выполнение шести программ, составляет около $820 млн. В ходе выставки “Антей” предложил министерству обороны Греции провести интеграцию имеющихся на вооружении этой страны разнородных ЗРК и систем в единую эшелонированную систему ПВО.

В связи с выдачей заказов на новые самолеты греческие ВВС изучают предложения по усовершенствованию системы подготовки своих боевых летчиков. Западноевропейский консорциум "Еврофайтер интернэшнл" планирует уже к концу года завершить переговоры о продаже Греции 60 многоцелевых истребителей "Тайфун" и получении опциона еще на 30 самолетов. Наряду с заказами на новые и модернизированные истребители "Мираж-2000-5", выданными Грецией французской компании "Дассо авиасьон", приобретение "Тайфунов" предъявит повышенные требования к подготовке греческих летчиков. В частности, при их обучении придется учесть различия в типах ударных самолетов. Новая программа, которая будет вводиться с будущего года, предусматривает закупку примерно 40 учебно-тренировочных самолетов (УТС) на общую сумму более $1 млрд. Начало поставок планируется с 2002 г.

По мнению специалистов, конкурентная борьба за получение греческого заказа будет связана с заключением целого пакета соглашений, включая предложения по обучению летного состава, поставке УТС и сотрудничеству с ВВС страны-поставщика. В число претендентов входят РСК "МиГ" с российско-французским УТС МиГ-АТ, чешская фирма "Аэро водоходы" с УБС L-159, британская "Бритиш аэроспейс системз" с “Хоук” и европейское объединение EADS с разрабатываемым УБС “Мако”.

С учетом конъюнктуры греческого рынка РСК "МиГ" представила на выставке макет кабины УТС МиГ-АТ. По оценкам экспертов, МиГ-АТ, созданный на основе широкой международной кооперации, имеет хорошие перспективы на мировом авиационном рынке. Он предназначен для обучения пилотированию на всех этапах летной подготовки и является одним из самых современных в своем классе. Уникальная система управления самолета позволяет имитировать пилотирование практически любых современных истребителей, в том числе F-16, "Мираж" и МиГ-29. На стендах корпорации "МиГ" были также представлены модернизированный истребитель МиГ-29СМТ, легкий многоцелевой Ил-103 и региональный турбовинтовой самолет МиГ-110.

Как сообщил руководитель делегации РСК “МиГ” Игорь Амосов, действующий макет кабины МиГ-АТ с французской авионикой вызвал большой интерес греческих военных. При посещении стенда министр обороны Греции Акис Цохадзопулос подчеркнул, что для его страны особенно важен факт оснащения российского самолета французскими двигателями и авионикой. В настоящее время Греция имеет полностью укомплектованную инфраструктуру для обслуживания состоящих у нее на вооружении истребителей "Мираж-F1" и "Мираж-2000", поэтому создавать новые службы для ремонта двигателей и авионики МиГ-АТ не потребуется. Греческие военные также отметили высокую надежность МиГ-АТ. В отличие от конкурентов, он - двухдвигательный, а система управления выполнена с четырехкратным резервированием и полностью компьютеризирована. РСК "МиГ" может поставлять МиГ-АТ как с французскими двигателями "Ларзак", так и с новейшими российскими РД-1700. Более того, конструкторы готовы интегрировать с новым УТС любое заказанное вооружение.

Для усиления своих позиций в предстоящем греческом тендере по УТС корпорация "МиГ" вместе с французскими партнерами разрабатывает пакет оффсетных программ. Кредит для закупки во Франции комплектующих к МиГ-АТ будет открыт в ближайшее время. После этого состоится подписание контрактов между корпорацией "МиГ" и французскими предприятиями, участвующими в совместной программе создания УТС. Затем начнется производство комплектующих к 15 самолетам МиГ-АТ, которые сейчас находятся в разной стадии сборки. Два опытных образца МиГ-АТ уже совершили 550 вылетов, налетав в общей сложности 400 ч.

Неплохие перспективы на греческом авиационном рынке у российских производителей вертолетов. Казанский вертолетный завод (КВЗ), в частности, будет участвовать в тендере с транспортным вертолетом Ми-17-1В. Его генеральный директор Александр Лаврентьев сообщил, что тендер на закупку 32 вертолетов и дополнительный опцион официально объявят в декабре этого года. Однако российская машина уже прошла предварительные испытания в Греции этим летом вместе с вертолетами американской фирмы "Сикорский" и западноевропейского консорциума "Еврокоптер". По большинству летно-технических характеристик Ми-17-1В оказался впереди своих будущих конкурентов. С участием в тендере КВЗ связывает надежды на расширение экспортных поставок своих вертолетов на мировой рынок.

Имеет шансы в Греции и "Роствертол", планирующий экспортировать в 2001 г. четыре тяжелых вертолета Ми-26. По словам генерального директора Бориса Слюсаря, один Ми-26 собираются поставить в Грецию через местную фирму "Скорпион", которая является посредником российского предприятия на этом рынке.

МЧС России предложило правительству Греции создать национальную систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, включающую две составляющие - космическую и авиационную. В качестве космической составляющей может быть использован российский спутник со спецоборудованием, в качестве авиационной - парк вертолетов Ми-26, Ка-32, Ми-17 и самолетов-пожарных Ил-76 и Бе-200. Российское Агентство по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций представило также уникальное оборудование – прибор АФ-07, - позволяющий летчикам обнаруживать в условиях сильной задымленности непосредственно очаг самого пламени.

Подводя итоги работы “Дефендори-2000”, президент оргкомитета выставки Мари Димитрополу подтвердила, что ВТС между Россией и Грецией развивается по нарастающей. В целях его расширения Афинам предложены различные программы модернизации ранее поставленной военной техники и оффсетные программы, реализация которых позволит Греции значительно стимулировать национальную промышленность и освоить уникальные технологии.

Николай Новичков



Hosted by uCoz