ЯК-130: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева" относится к ведущим предприятиям России в области проектирования ЛА, а по числу построенных по его проектам самолетов - 70 тыс. машин за 70 лет - опережает другие ОКБ. Марку "Як" носят известные учебные, спортивные, многоцелевые легкие и пассажирские самолеты, истребители, бомбардировщики палубные боевые машины вертикального взлета и посадки, планеры и вертолеты, беспилотные аппараты. Учебно-тренировочный самолет нового поколения Як-130, разработанный в ОКБ, успешно прошел очередной этап летных испытаний и получил одобрение ведущего испытательного института российских ВВС. Подтверждены и продемонстрированы в полном объеме высокие летно-технические характеристики, заявленные в проекте, в том числе устойчивый и управляемый полет на больших углах атаки (до 42°), что является уникальным достижением для машин подобного класса. После самостоятельного полета на Як-130 заместитель главкома ВВС генерал-лейтенант Юрий Клишин заявил, что Як-130 - лучший учебно-тренировочный самолет из всех, на которых он когда-либо летал, включая английский "Хоук".
Конструкторы ОКБ им. А.С. Яковлева с должным вниманием отнеслись к приобретающему все большую актуальность рынку учебно-тренировочных самолетов (УТС) для основного и повышенного этапов обучения. В настоящее время нарастает потребность в самолетах нового поколения - максимально универсальных и допускающих быструю модификацию. Это дает возможность подготовки на одном УТС пилотов для различных типов самолетов фронтовой, палубной, армейской авиации. Кроме того, УТС нового поколения должен легко адаптироваться к требованиям ВС разных стран и отвечать новым критериям как по техническим показателям (соответствовать истребителям четвертого и пятого поколений), так и по эксплуатационным характеристикам. Последнее подразумевает уменьшение, по крайней мере, вдвое человеко-часов, затрачиваемых на обслуживание перед вылетом. Новый УТС должен "укладываться" в приемлемые стоимостные показатели и допускать быструю модификацию в полноценные боевые варианты.По этим критериям был спроектирован и успешно разрабатывается учебно-тренировочный комплекс (УТК Як), включающий наземные учебные средства, дисплейные классы, процедурные и специализированные тренажеры, самолет первоначального обучения Як-54М (Як-152), самолет Як-130 для подготовки военных летчиков как на основном и повышенном этапах, так и на этапе перехода к истребителям, систему управления и объективного контроля учебного процесса. Все эти компоненты объединены совместным математическим обеспечением с открытой архитектурой, позволяющей наращивать возможности комплекса.
Як-130 обеспечивает высококачественную и в короткие сроки подготовку пилотов для работы на любых типах истребителей четвертого и пятого поколений, включая семейства Су-30 и МиГ-29, "Мираж", "Хариер", F-15, F-16, "Еврофайтер", F-22,3SF и т.д. Он - единственный УТС, чья аэродинамическая компоновка аналогична современным маневренным истребителям.
Высокомеханизированное крыло с корневым наплывом и цельноповоротный стабилизатор позволяют выполнять пилотаж в широком диапазоне углов атаки. Электродистанционная, четырехкратно резервированная система управления дает возможность в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от имитируемого типа самолета (репрограммирование) и выполняет функции активной системы обеспечения безопасности полета. Обучение боевым действиям включает как имитацию, так и реальные пуски ракет классов "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", сброс бомб, стрельбу из пушек, применение средств бортового комплекса обороны, а также управление поведением цели с места инструктора. Автоматизированная бортовая система диагностики и контроля обусловливает высокую эксплуатационную технологичность самолета. Расчетный ресурс конструкции - 10 тыс. летных часов и 20 тыс. посадок при календарном сроке службы 30 лет. Самолет может эксплуатироваться с грунта.
Применение силовой установки из двух двигателей тягой по 2200 кг каждый позволяет получить хорошие характеристики эксплуатации УТС на грунтовых аэродромах в сочетании с экономичностью. Высокая тяговоору-женность, низкая нагрузка на крыло и совершенная аэродинамика обеспечивают повышенную маневренность.
Максимальная скорость самолета была ограничена 1050 км/ч (Ms0,95), поскольку обучение на дозвуковых скоростях составляет 95% всего учебного процесса, а стоимость современного сверхзвукового УТС (например, проекты МАКО и Т-50) на 60-80% выше. Опыт показывает, что обучение сверхзвуковому режиму требует не более двух часов налета на учебно-боевой версии (спарке) истребителя.
Выбранная конфигурация дает возможность создания на базе Як-130 целого ряда модификаций: в первую очередь боевых начиная с простейшего учебно-боевого и кончая специализированным легким ударным самолетом, учебных самолетов палубного базирования и др. Именно поэтому ОКБ в настоящее время работает над расширением возможностей УТС с целью превращения его в универсальный учебно-боевой. Оставаясь эффективной машиной для подготовки пилотов, модифицированный Як-130 сможет без ограничений реально использовать широкую гамму отечественного и зарубежного оружия общей массой до 3000 кг на девяти внешних узлах подвески. Самолет получит новую систему управления оружием с лазерно-телевизион-ным наведением в подвесном контейнере. Будут усилены или изменены некоторые элементы конструкции. Станет круглой носовая часть фюзеляжа, что позволит по требованию заказчика устанавливать локатор. Используя перспективные образцы отечественной авионики, самолет будет иметь максимально интегрированный комплекс оборудования с мультиплексными связями и цифровой комплексной системой управления полетом. Вспомогательная силовая установка с расширенными возможностями обеспечит полностью автономное базирование.
Боевые модификации Як-130 превосходят самолеты аналогичного класса. Например, его боевой радиус вдвое больше, чем у самолета "Хоук", при прочих равных условиях. Максимальная боевая нагрузка - 3000 кг, полоса базирования - 1000 м.
Особенно легко Як-130 интегрируется с Су-30, имея с ним единое информационное поле кабины. Использование Як-130 в учебно-боевых целях позволяет экономить ресурс основного парка истребителей, таких как Су-ЗОМКИ и МиГ-29К.
Як-130 наиболее рационально использовать в ВВС России и таких стран, как Индия, Китай, Вьетнам. ОКБ им. А.С. Яковлева продолжает активно участвовать в создании современной авиатехники, в том числе военного назначения, ориентированной на внутренний и внешний рынки, и готово к взаимовыгодному сотрудничеству с иностранными заказчикаками и партнерами.
Yak-130: today and tomorrow
Arkady Gurtovoi, deputy general director, Yakovlev design bureau
The Yak-130 next generation jet trainer developed by Yakovlev design bureau has successfully passed one more stage of its flight test program and won approval of the Russian air force' leading flight test institute. The aircraft has demonstrated its high flight performance, proving that it fully complies to the specification. In particular, the aircraft has demonstrated stable and controllable flight at high alpha (up to 42 degrees), a unique future for airplanes of its class.
The Yak-130 is able to provide quality training for trainee pilots, enabling them to master in a short time flying on any forth- or fifth-generation fighter, including the Su-30 and MiG-29, Mirage, Harrier, F-15, F-16, Eurofighter, F-22, JSF etc. It is the only trainer available anywhere whose aerodynamic layout is similar to that of modern agile fighters. The effective wing with high-lift devices, extensive root extensions and all-moveable stabilizer allow aerobatics in a wide angle-of-attack spectrum. The fly-by-wire flight control system with redundancy factor of four allows, for training purposes, changes in stability and controllability parameters of the airplane accoring to these of a simulated aircraft type ("re-programming"), while also serving as an active flight safety system.
Combat training on the Yak-130 includes simulated and real firing with air-to-air and air-to-surface missiles, bomb dropping, gun firing, mastering use of the airplane's on-board self-protection systems. The instructor can set and control "target behavior" from its seat in the aircraft. The automated on-board diagnostics and control system makes the aircraft easy to operate and maintain. The airframe has a design lifetime of 10,000 flight hours and 20,000 flight cycles during a calendar lifetime of 30 years. The airplane can operate from unpaved airfields.
The basic design allows for developing various versions of the aircraft, from a simplest combat trainer to a dedicated light attack aircraft, and also a carrier-borne trainer.
Combat versions of the aircraft are superior in performance to other airplanes in the same category. For example, the Yak-130's combat radius is twice that of the Hawk in the same conditions.
The Yak-130 performs especially good in the pair with the Su-30, the two aircraft featuring similar information field of the pilot cockpit. Using Yak-130s for combat exercises allows save resources of the major fighter aircraft, be it the Su-30MKI or MiG-29K.
Employing the Yak-130 is reasonable for the Russian air force and air forces of such nations as India, China and Viet Nam. Yakovlev design bureau is ready to mutually beneficial cooperation with foreign customers and partners.