Русские в Париже
Парижский аэрокосмический салон нередко приносил неприятности советским, а затем и российским участникам. Достаточно вспомнить, что во время демонстрационных полетов разбились лучшие отечественные ЛА своего времени - сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Ту-144 в 1972 г. и многоцелевой истребитель Су-ЗОМКИ в 1999 г. Не обошлось без сюрпризов и на 44-м салоне, проходившем с 17 по 24 июня 2001 г. В пятницу 22 июня, когда большинство деловых посетителей салона уже покинули пределы гостеприимной Франции, была предпринята попытка ареста представленных на выставке самолетов Су-ЗОМКК и МиГ-АТ, стоимостью $35 и $12 млн соответственно, за "долги" российского государства швейцарской фирме "Нога".К счастью, опережающие действия Посольства РФ во Франции и "военные хитрости" устроителей салона и сотрудников РСК "МиГ" и АВПК "Сухой" позволили, несмотря на оказываемое противодействие, вовремя отбуксировать обе машины на удаленную стоянку для военной техники, куда судебные приставы не имели допуска. В короткое время удалось получить разрешение на вылет в Россию, поднять самолеты в воздух и, в буквальном смысле, "вырваться из лап тюремщиков" на свободу. В результате программа летного показа двух новейших и наиболее перспективных в экспортном отношении ЛА российского производства была выполнена не полностью. Больше всего от "бегства" главных экспонатов выставки пострадали посетители салона - парижская публика. А россиянам на сей раз удалось отделаться "легким испугом".
Несмотря на этот инцидент, который через призму времени выглядит трагикомично, салон 2001 г. стал в целом позитивным для авиакосмической отрасли России. Наша экспозиция привлекла пристальное внимание посетителей салона, в том числе президента Франции Жака Ширака. Он встретился с вице-премьером Ильей Клебановым, посетившим Францию с целью проведения переговоров и согласования позиций сторон перед визитом Ширака в Россию в начале июля. Так, удалось уточнить некоторые моменты в соглашении о стратегическом партнерстве между европейским концерном ЕА05 и Росавиакосмосом, подписанном 2 июля в Москве в присутствии президентов Путина и Ширака. Соглашение открывает "окно в Европу" для российской промышленности, которая приглашена принять участие в новых программах ЕА05, в том числе по сверхбольшому самолету А380. В ближайшие 10 лет общий оборот отечественных предприятий в рамках работ по совместным программам с ЕА05 оценивается в 2.1 млрд евро.
В Париже Клебанов встречался с министрами правительства Франции, чтобы обсудить широкий круг вопросов по расширению сотрудничества в авиакосмической области между нашими странами. В ходе переговоров Клебанову удалось заручиться поддержкой правительства Франции и концерна ЕА05 по плану запусков российской РН "Союз" с космодрома Куру во Французской Гвиане. Франция обещала поспособствовать принятию позитивного решения по данному вопросу на сессии Европейского космического агентства (Е5А) в ноябре с.г. Если Е5А даст "добро" и выделит необходимые $250 млн, то первый запуск может произойти уже в 2005 г. "Инвестиции в проект окупятся очень быстро", - заявил Клебанов на пресс-конференции 19 июня в Париже, - "так как Куру имеет значительно более выгодное географическое положение, чем Байконур, что позволит лучше использовать технические возможности ракеты. "Услуги по выводу на орбиту коммерческих спутников с помощью РН "Союз" предлагаются российско-французским СП "Стареем", которое вошло в концерн ЕА05. "Стареем" уже выполнил 10 заказов на использование российской ракеты.
В числе удачных примеров российско-французского сотрудничества Клебанов назвал проект УТС МиГ-АТ. От России в нем участвует РСК "МиГ", от Франции - ТTurbomecca и Thales Avionics. Французы поставляют двигатели 1-аггас и комплекс ави-оники ТорРИдШ. а также, совместно с российским разработчиком и производителем самолета, проводят маркетинг МиГ-АТ. Участники проекта договорились о распределении доходов от продаж самолета третьим странам. В числе его потенциальных покупателей числятся Индия, Греция и государства Ближнего Востока. Два летных экземпляра МиГ АТ уже выполнили более 600 полетов. В сентябре начнутся сертификационные испытания самолета, в которых примут участие специалисты Минобороны РФ. В случае их успешного завершения МиГ-АТ будет "принят на довольствие" российских ВВС. Столь необычная формулировка принята из-за недостатка средств в казне, что не позволяет российским военным всерьез рассматривать вопрос о приобретении новых УТС в обозримом будущем. В Ле Бурже демонстрировался доработанный второй прототип МиГ-АТ с усовершенствованной системой электродистанционного управления разработки МНПК "Авионика". Его пилотировали летчики-испытатели Павел Власов и Марат Алыков.
В летной программе также участвовал многоцелевой истребитель Су-ЗОМКК, серийное производство которого ведется Комсомольским-на-• Амуре авиационным производственным объединением (КнААПО) в рамках долгосрочных контрактов по линии ВТС между Россией и Китаем. Двухместный Су-ЗОМКК представляет собой модернизированный вариант базового Су-30, оснащен улучшенной РЛС Н-001 и комплексом управляемого оружия класса "воздух-поверхность", в который входят ракеты X-29Т и Х-59Е. В кабине летчиков установлены отечественные индикаторы с импортными жидкокристаллическими матрицами.
В воздух поднимались штурмовик Су-25, модернизированный израильскими специалистами и переименованный в "Скорпион", и Су-31 с российской регистрацией, но принадлежащий английской фирме - дилеру спортивных самолетов разработки "ОКБ Сухого". На статической стоянке демонстрировались оснащенный аппаратурой ночного видения вертолет огневой поддержки Ми-35М, первый серийный авиалайнер Ту-214, недавно переданный на эксплуатацию в авиакомпанию "Дальавиа", и спортивный Як-52. А различные иностранные участники выставили модернизированный боевой вертолет Ми-24 (ВВС Узбекистана) с французским прицельно-навигационным комплексом, улучшенный вариант транспортно-десантного вертолета Ми-8 с израильской авио-никой и ставший итальянским АегМассhi М-346 "бывший наш" первый летный прототип УТС Як-130Д.
На отдельной площадке между выставочными павильонами ГКНПЦ им. М.В.Хруничева установил полномасштабный макет "Байкала" - альтернативного многоразового варианта первой ступени РН "Ангара". "Байкал" стоял на том месте, где на предыдущем салоне находился полноразмерный макет ракеты "Ангара 1.1".
Входе выставки был подписан ряд важных документов, закрепляющих достигнутый уровень кооперации между авиационно-космическими предприятиями России и их зарубежными партнерами. АВПК "Сухой" и АК "Ильюшин" заключили соглашение с американской фирмой Вое1пд по изучению возможности проведения совместных работ по новому семейству региональных самолетов на 50-90 мест. Сама возможность этого обсуждалась во время визита главы фирмы Воeing Филиппа Кондита в Москву в апреле с.г., а в Ле Бурже определились основные фирмы-участники проекта с российской стороны.
Впервые за свою историю выставка в Ле Бурже была использована в качестве места для анонсирования новых проектов российских и украинских фирм. В дни салона четыре компании - Иркутское АПО, ТАНТК им. Г.М.Бериева, ГУП "Завод им. В.Я.Климова" и "Мотор Сич" подписали протокол о намерениях совместной разработки и производства регионального самолета Бе-132МК. Новая машина создается на базе Бе-32К. Она будет иметь удлиненный фюзеляж с герметичной кабиной на 26 пассажиров идва двигателя ВК-1500П (новая модификация хорошо зарекомендовавших себя вертолетных моторов семейства "ТВЗ"). Объем потребного финансирования НИОКР по Бе-132МК оценивается в $60-70 млн. ИАПО также участвует, вместе с АК "Ильюшин" и индийской фирмой НА1-, в создании другого регионального самолета - Ил-214 - с объемом НИОКР $250-300 млн. Сначала в воздух поднимется военно-транспортный вариант, предназначенный для замены стареющего парка транспортных самолетов Ан-12, Ан-26 и Ан-32, а затем пассажирский на 100-120 мест.
В ходе выставки представители трех крупных отечественных двигателестроительных фирм (УМПО, "А. Люлька-Сатурн" и "Рыбинские моторы") давали комментарии о своем слиянии в единую структуру - НПО "Сатурн". Генеральный директор УМПО Валерий Лесунов сказал, что разработка двигателя пятого поколения и выполнение больших экспортных заказов на двигатели четвертого поколения семейства "АЛ-31" требуют объединения интеллектуальных, технологических и производственных ресурсов их производителей и разработчиков. Объединение необходимо еще и потому, что в начале 90-х годов российские двигателестроители пережили значительный спад производства, который привел к существенному уменьшению производственного потенциала.Создание НПО "Сатурн" также необходимо из маркетинговых соображений, чтобы убедить заказчиков, особенно иностранных, в том, что в условиях обостряющейся конкуренции на мировом рынке Россия сможет не только разработать авиадвигатели нового поколения и наладить их производство, но еще и обеспечить эффективную послепродажную поддержку в перспективе на 30-40 лет, в течение которых эти изделия будут находиться в эксплуатации. Необходимость наращивания усилий в этом направлении диктуется еще и тем обстоятельством, что в США уже создан истребитель пятого поколения Р-22А КарЮг и начаты ЛКИ прототипов легкого ударного истребителя JSF, один из которых - Х-35 фирмы Lockheed-Магtin - демонстрировался в Ле Бурже.
Хотя вопрос о создании конкурентоспособного двигателя следующего поколения и является критическим для судеб отечественного самолето- и двигателестроения, потенциал существующих моделей (особенно АЛ-31), установленных на пользующихся большим спросом на мировом рынке истребителях семейства Су-27, еще далеко не исчерпан. Громадную работу по совершенствованию технологий производства АЛ-31 и поддержанию работоспособности двигателей в эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла ведет ФНПЦ ММПП "Салют". На стенде "Салюта" были представлены новое оборудование и технологии, разработанные специалистами предприятия, в том числе современные средства диагностики и неразрушающего контроля за состоянием двигателей и их элементов.
Подводя итоги российского участия на салоне "Ле Бурже -2001", можно сказать, что оно проходило под знаком углубления интеграции между отечественными предприятиями и расширения их участия в международных программах. Эти процессы идут непросто и не столь быстро, как хотелось бы, но, как говорится, "прогресс уже налицо".
Владимир Карнозов