ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
В Главном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) ВВС России им. В.П. Чкалова под Ахтубинском прошел показ опытных образцов новой и модернизированной авиатехники с демонстрацией ее боевого применения на полигоне "Грошево". Военно-воздушные атташе иностранных государств и представители СМИ наблюдали за показом 6 августа, а на следующий день техника была продемонстрирована правительственной делегации во главе с вице-премьером Ильей Клебановым. С момента создания ГЛИЦ столь крупный показ был лишь однажды, в 1971 г., когда Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу демонстрировались боевые самолеты второго и третьего поколений. Событие 2001 г. отличалось большей точностью боевого применения расширенной номенклатуры вооружения, использованием новейших систем разведки и управления. Главной целью показа была проверка правильности принятых путей и направлений модернизации авиатехники, находящейся на вооружении ВВС России и дружественных стран.
Главными "героями" показа авиатехники в Ахтубинске стали
модернизированные образцы самолетов "Су" (Су-24, Су-25, Су-27УБ и Су-30), испытания которых должны завершиться
до конца нынешнего года, а также новые варианты серийных машин - Су-ЗОМКИ, Су-ЗОМКК, Су-32 и Су-39. Финансирование
части работ по этим самолетам проводится за счет иностранных инвесторов, что дает ВВС России возможность
сократить время и стоимость модернизации собственного парка. Совместными усилиями промышленности и ВВС
разработаны концепция и алгоритмы модернизации, решены вопросы унификации, что позволяет с максимальной
эффективностью использовать возможности ОКБ, серийных заводов в Новосибирске, Комсомольске и Иркутске, сети
ремонтных организаций ВВС по капитальному ремонту и модернизации парка фронтовой авиации.
Удачный пример модернизации -многоцелевые истребители Су-ЗОКН и Су-27УБМ, созданные на базе серийных машин (перехватчика Су-30 и учебно-боевого Су-27УБ). В результате большинство учебных целей на полигоне "Грошево" было поражено именно самолетами с бортовыми номерами 302 и 20. На этих машинах бортовой радиолокационный комплекс РЛПК-27 и система управления вооружением СУВ-27 модернизированы по принципу "обводного канала", что дает возможность поражать наземные цели с использованием расширенной номенклатуры управляемого и неуправляемого оружия. В режиме обзора земной поверхности обновленной БРЛС достигается точность в несколько десятков метров, что позволяет экипажу обнаружить, опознать и атаковать наземную цель в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, без визуального контакта с ней. Незадолго до показа в Ахтубинске с Су-ЗОКН успешно выполнен пуск сверхзвуковой ракеты Х-31А по надводной цели и подтверждена возможность обнаружения крупного корабля на дальности до 400 км.
Су-ЗОКН, Су-27УБМ и Су-ЗОМКК могут нести ракеты "воздух-воздух", управляемое и неуправляемое оружие "воздух-поверхность". В ходе воздушного показа эти истребители несколько раз обнаружили, идентифицировали и сбили учебные цели
типа Ла-17. Непосредственно после атаки воздушной цели летчики получали новое задание - уничтожить наземные цели типа "установка ПВО" или "колонна танков", которые они поражали высокоточным управляемым оружием, бомбами или НУРС. Таким образом демонстрировались возможности самолетов по "работе" по воздушным и наземным целям в одном вылете. Типовая боевая нагрузка Су-30 состояла из одной управляемой бомбы КАБ-500 на центральном пилоне, двух ракет "воздух-воздух" и нескольких бомб свободного падения или блоков НУРС С-8 под крылом. Многофункциональность применения самолетов достигнута за счет модернизации бортового вычислительного комплекса, бортового локатора и информационно-управляющего поля кабины, что позволяет экипажу решать сложные боевые задачи в комплексе, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Основные типы самолетов истребительной авиации ВВС России Су-27 и МиГ-29 являются первоклассными платформами, позволяющими нести широкую номенклатуру боеприпасов и оборудования. По летно-техническим характеристикам они не уступают более поздним разработкам европейских фирм - тактическим истребителям Триппен", "Рафаль" и "Еврофай-тер". Основное направление их модернизации - совершенствование комплекса бортового оборудования с целью повышения точности навигации, выхода на цель и боевого применения. Особое внимание ВВС уделяет вопросам снижения эксплуатационных расходов, что достигается переходом на принцип эксплуатации авиатехники "по состоянию". И здесь на помощь приходит многофункциональный бортовой вычислительный комплекс нового поколения. Он не только обрабатывают получаемую информацию, но и отслеживают состояние отдельных систем и "организма" ЛА в целом.
Хотя цели модернизации - единые, авиастроительные фирмы предлагают
различные пути их достижения. В отличие от концепции, предложенной ИАПО и поддержанной ОКБ "Сухого", по
которой штатная БРЛС Н-001 самолетов Су-27 обретает новые функциональные возможности путем установки
дополнительного оборудования по принципу "обводного канала", РСК "МиГ" предлагает заменить на
истребителях МиГ-29 старую БРЛС Н-019 на новую многорежимную "Жук-М" разработки Корпорации "Фазотрон-НИИР".
В Ахтубинске демонстрировался опытный МиГ-29СМТ2, оборудованный новой прицельно-навигационной системой,
устройством дозаправки в воздухе, накладным топливным баком и кабиной с информационно-управляющим полем на
жидкокристаллических дисплеях. Этот самолет лишь недавно вышел из цехов РСК "МиГ" и был показан только
на статической стоянке.
Юрий Клишин так выразил отношение командования ВВС России к предлагаемым вариантам модернизации: "Мы считаем, что вариант с заменой РЛС нам пока не нужен. На Су-27 старый локатор заставили работать по земле и его характеристики оказались приемлемыми, и соизмеримыми с характеристиками вооружения. Говорят, что будут проблемы со старой элементной базой. Но ведь модернизация предполагает замену устаревшей элементной базы и ряда систем постепенно, шаг за шагом, что позволит обновленным локаторам находиться в строю еще 10-15 лет. Конечно, можно все старое оборудование из самолета вытряхнуть и засунуть новое, но это будет очень дорого стоить. Мы этот вариант не "потянем" по финансированию. А модернизировать 2-3 самолета за 10 лет - для чего это нужно? Для рекламы? А нам нужно для работы".
Если МиГ-29 и Су-27 модернизировать по единым принципам, то экономия средств составит 30-40%. Именно поэтому командование ВВС выбрало унифицированный состав оборудования и направления модернизации, которые позволят иметь оптимальный состав парка самолетов фронтовой авиации. Одно из непременных условий претворения этих планов в жизнь - совместная работа предприятий промышленности с ВВС.
Владимир Карнозов