ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
В Главном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) ВВС России им. В.П. Чкалова под Ахтубинском прошел показ опытных образцов новой и модернизированной авиатехники с демонстрацией ее боевого применения на полигоне "Грошево". Военно-воздушные атташе иностранных государств и представители СМИ наблюдали за показом 6 августа, а на следующий день техника была продемонстрирована правительственной делегации во главе с вице-премьером Ильей Клебановым. С момента создания ГЛИЦ столь крупный показ был лишь однажды, в 1971 г., когда Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу демонстрировались боевые самолеты второго и третьего поколений. Событие 2001 г. отличалось большей точностью боевого применения расширенной номенклатуры вооружения, использованием новейших систем разведки и управления. Главной целью показа была проверка правильности принятых путей и направлений модернизации авиатехники, находящейся на вооружении ВВС России и дружественных стран.
Поддержание ВВС на уровне современных требований путем глубокой модернизации существующей авиатехники - путь не новый для многих государств мира. Сейчас на него встает и Россия. По сравнению с закупкой новых ЛА, модернизация существующего парка позволяет сократить финансовые затраты в 10-15 раз. К настоящему времени отечественными предприятиями созданы и испытаны модернизированные образцы практически всех состоящих на вооружении боевых самолетов и вертолетов. По мнению заместителя главнокомандующего - начальника вооружений ВВС России генерал-лейтенанта Юрия Клишина, за один виток модернизации России удалось выйти на уровень ведущих авиационных государств Запада, достигнутый ими за несколько витков. По планам командования ВВС России, сначала будет модернизирован парк фронтовой и армейской авиации, а затем - дальней и военно-транспортной. Если в бюджете на 2002 г. будут выделены достаточные средства, то работа "широким фронтом" начнется уже в начале следующего года.Главными "героями" показа авиатехники в Ахтубинске стали модернизированные образцы самолетов "Су" (Су-24, Су-25, Су-27УБ и Су-30), испытания которых должны завершиться до конца нынешнего года, а также новые варианты серийных машин - Су-ЗОМКИ, Су-ЗОМКК, Су-32 и Су-39. Финансирование части работ по этим самолетам проводится за счет иностранных инвесторов, что дает ВВС России возможность сократить время и стоимость модернизации собственного парка. Совместными усилиями промышленности и ВВС разработаны концепция и алгоритмы модернизации, решены вопросы унификации, что позволяет с максимальной эффективностью использовать возможности ОКБ, серийных заводов в Новосибирске, Комсомольске и Иркутске, сети ремонтных организаций ВВС по капитальному ремонту и модернизации парка фронтовой авиации.
Удачный пример модернизации -многоцелевые истребители Су-ЗОКН и Су-27УБМ, созданные на базе серийных машин (перехватчика Су-30 и учебно-боевого Су-27УБ). В результате большинство учебных целей на полигоне "Грошево" было поражено именно самолетами с бортовыми номерами 302 и 20. На этих машинах бортовой радиолокационный комплекс РЛПК-27 и система управления вооружением СУВ-27 модернизированы по принципу "обводного канала", что дает возможность поражать наземные цели с использованием расширенной номенклатуры управляемого и неуправляемого оружия. В режиме обзора земной поверхности обновленной БРЛС достигается точность в несколько десятков метров, что позволяет экипажу обнаружить, опознать и атаковать наземную цель в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, без визуального контакта с ней. Незадолго до показа в Ахтубинске с Су-ЗОКН успешно выполнен пуск сверхзвуковой ракеты Х-31А по надводной цели и подтверждена возможность обнаружения крупного корабля на дальности до 400 км.
Су-ЗОКН, Су-27УБМ и Су-ЗОМКК могут нести ракеты "воздух-воздух", управляемое и неуправляемое оружие "воздух-поверхность". В ходе воздушного показа эти истребители несколько раз обнаружили, идентифицировали и сбили учебные цели
типа Ла-17. Непосредственно после атаки воздушной цели летчики получали новое задание - уничтожить наземные цели типа "установка ПВО" или "колонна танков", которые они поражали высокоточным управляемым оружием, бомбами или НУРС. Таким образом демонстрировались возможности самолетов по "работе" по воздушным и наземным целям в одном вылете. Типовая боевая нагрузка Су-30 состояла из одной управляемой бомбы КАБ-500 на центральном пилоне, двух ракет "воздух-воздух" и нескольких бомб свободного падения или блоков НУРС С-8 под крылом. Многофункциональность применения самолетов достигнута за счет модернизации бортового вычислительного комплекса, бортового локатора и информационно-управляющего поля кабины, что позволяет экипажу решать сложные боевые задачи в комплексе, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Основные типы самолетов истребительной авиации ВВС России Су-27 и МиГ-29 являются первоклассными платформами, позволяющими нести широкую номенклатуру боеприпасов и оборудования. По летно-техническим характеристикам они не уступают более поздним разработкам европейских фирм - тактическим истребителям Триппен", "Рафаль" и "Еврофай-тер". Основное направление их модернизации - совершенствование комплекса бортового оборудования с целью повышения точности навигации, выхода на цель и боевого применения. Особое внимание ВВС уделяет вопросам снижения эксплуатационных расходов, что достигается переходом на принцип эксплуатации авиатехники "по состоянию". И здесь на помощь приходит многофункциональный бортовой вычислительный комплекс нового поколения. Он не только обрабатывают получаемую информацию, но и отслеживают состояние отдельных систем и "организма" ЛА в целом.
Хотя цели модернизации - единые, авиастроительные фирмы предлагают различные пути их достижения. В отличие от концепции, предложенной ИАПО и поддержанной ОКБ "Сухого", по которой штатная БРЛС Н-001 самолетов Су-27 обретает новые функциональные возможности путем установки дополнительного оборудования по принципу "обводного канала", РСК "МиГ" предлагает заменить на истребителях МиГ-29 старую БРЛС Н-019 на новую многорежимную "Жук-М" разработки Корпорации "Фазотрон-НИИР". В Ахтубинске демонстрировался опытный МиГ-29СМТ2, оборудованный новой прицельно-навигационной системой, устройством дозаправки в воздухе, накладным топливным баком и кабиной с информационно-управляющим полем на жидкокристаллических дисплеях. Этот самолет лишь недавно вышел из цехов РСК "МиГ" и был показан только на статической стоянке.
Юрий Клишин так выразил отношение командования ВВС России к предлагаемым вариантам модернизации: "Мы считаем, что вариант с заменой РЛС нам пока не нужен. На Су-27 старый локатор заставили работать по земле и его характеристики оказались приемлемыми, и соизмеримыми с характеристиками вооружения. Говорят, что будут проблемы со старой элементной базой. Но ведь модернизация предполагает замену устаревшей элементной базы и ряда систем постепенно, шаг за шагом, что позволит обновленным локаторам находиться в строю еще 10-15 лет. Конечно, можно все старое оборудование из самолета вытряхнуть и засунуть новое, но это будет очень дорого стоить. Мы этот вариант не "потянем" по финансированию. А модернизировать 2-3 самолета за 10 лет - для чего это нужно? Для рекламы? А нам нужно для работы".
Если МиГ-29 и Су-27 модернизировать по единым принципам, то экономия средств составит 30-40%. Именно поэтому командование ВВС выбрало унифицированный состав оборудования и направления модернизации, которые позволят иметь оптимальный состав парка самолетов фронтовой авиации. Одно из непременных условий претворения этих планов в жизнь - совместная работа предприятий промышленности с ВВС.
Владимир Карнозов