ВПК: кладовая высоких технологий
(продолжение, начало в N3, 2001)Валерий Барабанов, заместитель генерального директора АО «Взлет», кандидат политических наук
Другое оборонное предприятие - КБ "Исток" сейчас разрабатывает производство специальных приборов, позволяющих осуществлять передачу энергии на расстояние без использования проводов. Правда, пока речь идет лишь о принципах работы таких приборов. И, соответственно, все сведения о нем держатся в тайне.
В результате конверсии на "Истоке" наладили выпуск станков с числовым программным управлением, которые пользуются неплохим спросом за рубежом. По словам директора предприятия Александра Королева, сейчас эти станки экспортируются и на Запад, и на Восток. В Южную Корею была продана технология изготовления магнетронов (генераторов импульсов сверхвысокой частоты) для бытовых микроволновых печей. Они оказались экологически более чистыми нежели те, которыми печи оснащались ранее.
На взгляд Королева, "сейчас в оборонке неплохо живет тот, кто нашел свою нишу в экспорте". Объемы экспортного производства "Истока" за последние пять лет увеличились со $100 тыс. до $5-6 млн в год. В настоящее время экспорт военной техники и приборов гражданского назначения дает 25% всех доходов предприятия.
В похожей ситуации находится московский "Дельфин", который специализируется на разработке и производстве навигационных систем. "Дельфин" поставляет за рубеж довольно широкий спектр навигационных приборов, но особого внимания, по мнению директора предприятия Олег Богомолова, заслуживает гирокомпас - прибор, позволяющий определить точные координаты объекта без использования космических средств связи и при любых погодных условиях (качке, вибрации и т.д.). Американцы признали наш гирокомпас лучшим в мире - самым малогабаритным и быстро настраивающимся. Лучшему аналогу такого прибора для настройки перед работой требуется как минимум три-четыре часа. Гирокомпас "Дельфина" проводит эту операцию за тридцать минут. "Испытав прибор на нашем стенде, - рассказывает Богомолов, - американцы не поверили этим показателям. Они предложили испытать компас на своих стендах. И, получив те же результаты, заключили с "Дельфином" долгосрочный контракт на поставку этих приборов".
Однако, даже несмотря на имеющиеся успехи военных предприятий в производстве высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции гражданского назначения, сами по себе они не в состоянии обеспечить резкий экономический рост страны. И дело не только в том, что пока "удачливые" фирмы - не более чем так называемые точки роста. По мнению главного специалиста РКК "Энергия" Юрия Лабутина, на сегодняшний день использована лишь ничтожная доля имеющихся возможностей конверсии. Но только за счет собственных ресурсов бывшие оборонные предприятия не смогут на все сто реализовать имеющийся потенциал. Для этого им необходима поддержка государства.
Конечно, промышленники понимают, что на материальную помощь в нынешних условиях рассчитывать не приходится. Тем не менее, как отмечается некоторыми специалистами в этой области, государство способно косвенно помочь предприятиям ВПК с наименьшими издержками осуществить конверсию. В первую очередь государство должно проводить протекционистскую политику по отношению к предприятиям ВПК. Такая политика должна включать снижение налогового бремени, стимулирование внутреннего спроса на продукцию отечественных производителей, замену бартера и взаимозачетов между контрагентами живыми деньгами или товарными векселями "первоклассных" предприятий ("Газпром", "Лукойл" и т.д.).
Появляются первые реакции наших законодателей на такие заявления. 17 сентября 1999 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О государственном регулировании деятельности по структурному реформированию оборонного промышленного комплекса". В документе предусматривается ряд мер, стимулирующих спрос на продукцию предприятий ВПК. В частности, приобретая конверсионные изделия, покупатель сможет получить инвестиционный налоговый кредит или отсрочку по уплате налогов. Возможен и вариант, при котором будет реструктурирована задолженность покупателя по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.
Для непосредственной поддержки отрасли предполагается создать целевой государственный фонд реструктуризации и конверсии оборонной промышленности. Его, в частности, планируется формировать за счет средств, поступающих от приватизации имущества государственных унитарных предприятий ВПК и возврата кредитов, которые в предыдущие годы предоставлялись оборонной промышленности на реализацию конверсионных проектов. Это в итоге, по подсчетам законодателей, должно ежегодно составлять около 4 млрд руб. Если такие условия будут выполнены, громадные ресурсы, скрытые ныне на предприятиях "оборонки", смогут вновь быть задействованы в экономике.
В ВПК в 2000 г. продолжали развиваться положительные тенденции, характерные для всего 1999 г. Общий объем продукции на предприятиях комплекса в январе-марте 2000 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего го да на 35% (в 1 квартале 1999 г. - на 20%). Выпуск военной продукции в результате значительного увеличения государственного оборонного заказа почти в полтора раза превысил уровень I квартала 1999 г.
Повышение конкурентоспособности гражданской продукции оборонных предприятий на внутреннем рынке, развитие экспорта и импортозамещения способствовали существенному росту в январе-марте 2000 г. производства гражданской продукции в оборонных отраслях (на 23% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года). Самые высокие темпы прироста гражданского производства наблюдались в промышленности средств связи и радиопромышленности (рост более чем на 50%), а также в электронной промышленности (рост почти на 40%). Увеличился выпуск радиостанций, АТС, телефонных аппаратов, радиоприемников, телевизоров, контрольно-измерительной аппаратуры, электронных комплектующих изделий.
В авиационной промышленности прирост гражданского производства в I квартале 2000 г. (на 18% по сравнению с уровнем того же периода 1999 г.) определялся увеличением выпуска нефтепромыслового, газоперекачивающего и холодильного оборудования, а также ростом объемов работ по модернизации и ремонту эксплуатируемых самолетов и вертолетов. На 25% относительно I квартала 1999 г. возрос объем производства и услуг в области "гражданского" космоса, связанных с экологией, метеорологией, контролем за чрезвычайными ситуациями и т.д. В промышленности вооружений выпуск гражданской продукции превысил уровень I квартала предыдущего года на 21% за счет расширения производства технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности, а также предприятий торговли.
По оценке Центра экономической конъюнктуры, общий объем выпуска продукции на предприятиях оборонного комплекса в 2000 г. превысил уровень 1999 г. на 30-35%, в том числе гражданской продукции - на 15-20%.
Повысилась эффективность работы оборонных предприятий. По сравнению с I кварталом 1999 г. в оборонных отраслях промышленности количество предприятий,получивших прибыль, увеличилось с 59% до 66%. Оборотные активы предприятий оборонных отраслей (в действующих ценах) возросли почти в 1,5 раза, при этом удельный вес денежных средств в составе оборотных активов увеличился с 3,9% до 5,1%. Согласно результатам обследований оборонных предприятий, осуществляемых Центром экономической конъюнктуры, наиболее значительное улучшение финансово-экономического положения наблюдается в промышленности вооружений, авиационной и электронной промышленности. В лучшем финансово-экономическом положении находятся предприятия, занятые в основном производством военной продукции.
Тем не менее, тенденцию к росту неплатежей в оборонных отраслях преодолеть не удалось. В течение! квартала 2000 г. просроченная дебиторская задолженность оборонных предприятий увеличилась с 27,6 до 29,2 млрд руб., в том числе просроченная задолженность государственных заказчиков перед оборонными предприятиями по оплате (за поставленные товары, работы и услуги для государственных нужд и по федеральным программам) - с 6,8 до 7,9 млрд руб. Просроченная кредиторская задолженность оборонных предприятий увеличилась за этот период с 62,7 до 66,7 млрд руб.
Задолженность по заработной плате в оборонных отраслях снизилась и составила по данным на 1 апре ля 2000 г. 3,1 млрд руб. (на 1 апреля 1999 г. - 5,1 млрд руб.). Прекратился отток кадров с оборонных предприятий. Численность работников в оборонных отраслях промышленности по сравнению с I кварталом 1999 г. увеличилась на 2,1%. В то же время обостряется проблема старения кадров на предприятиях и в научных организациях ВПК, где основную часть работающих, согласно результатам проведенных Центром экономической конъюнктуры обследований, составляют сотрудники старше 50 лет. Уровень заработной платы в оборонных отраслях по-прежнему не превышает 70% от средней по промышленности.
Для закрепления положительных тенденций, проявившихся в работе оборонного комплекса, в первую очередь необходимо осуществление следующих мер:
• стабилизация финансово-экономического положения оборонных предприятий и научных организаций, прежде всего - погашение задолженностей за выполненный оборонный заказ;
• государственная поддержка переоснащения основных фондов оборонных отраслей:
• создание условий для решения кадровых проблем: субсидирование обучения студентов по соответствующим специальностям с последующим распределением на оборонные предприятия и в научные организации, бронирование специалистов, работающих над выполнением государственного оборонного заказа, от призыва в армию, повышение уровня заработной платы в оборонных отраслях.
Итак, какие же шаги следует предпринять, чтобы вывести предприятия ВПК на приемлемый уровень развития? Исходя из всех имеющихся данных, можно сформулировать приоритетные положения концепции конверсии.
• Целям реформы Вооруженных Сил и обеспечения национальной безопасности отвечает технологическая модернизация вооружений и военной техники, создание научно-технического задела для их развития. Для решения этой задачи необходимо предусмотреть увеличение в военном бюджете ассигнований на НИОКР.
• Соотношение между военными и гражданскими программами в оборонной промышленности следует поддерживать на уровне 50:50. При этом гражданское производство на конверсируемых предприятиях должно стать базой развития и использования передовых технологий, научно-технического развития промышленности России.
• Перед проведением международных переговоров по вопросам разоружения наряду с анализом стратегической обстановки, баланса сил и т.д. необходимы тщательная экспертиза и экономическое обоснование сокращения вооружений, чтобы не допустить сдерживания развития НИОКР.
• Для стабильного функционирования оборонного комплекса в условиях рынка Правительство должно гарантировать ему компенсацию роста цен на энергоносители, транспорт, сырье и материалы. Необходимо уточнить льготную кредитную и инвестиционную политику государства в отношении оборонного заказа, ориентированного на наукоемкие производства.
• Принятие комплекса законодательных и правовых мер, способствующих притоку дополнительных средств от отечественных предпринимательских структур и из-за рубежа для инвестирования в крупные конверсионные проекты.
• Разработка государственной концепции экспорта вооружений и военно-технического сотрудничества. Она должна способствовать восстановлению рынков сбыта оружия и продвижению на новые рынки.
• Законодательное урегулирование конверсионных преобразований, например, принятие закона о переподготовке высвобождаемых из военного производства рабочих, о льготном налогообложении конверсируемых предприятий, о зарубежных инвестициях в конверсируемые программы и др.
• Кадровая политика должна служить сохранению интеллектуального потенциала, имеющегося в ВПК, использованию его в производстве наукоемкой гражданской продукции.
Вместе с тем в рамках военной реформы, видимо, все же произойдет рациональное осуществление военной конверсии как фактора стимулирования экономического развития страны и снятия милитаризованных ориентиров. При этом изживут себя устаревшие стереотипы военного сознания (синдром внезапного нападения, иностранной интервенции, неминуемой гражданской войны). Подлинная конверсия возможна только в миролюбивом демократическом обществе.
Конверсия тесно связана с разработкой двойных технологий. Оперативным, внедрением разработок ВПК в гражданские сферы производства.
Важная задача военной реформы - разработка реальной общегосударственной программы военной конверсии как в целом, так и по отдельным оборонным отраслям, определение очередности ее выполнения, порядка финансового, материального и социального обеспечения, механизмов переквалификации трудовых ресурсов, установления новых технологических связей, перестройки производственных процессов. При всем этом, однако, большое значение придается необходимости поддержания высокой мобилизационной готовности и мобильности военной промышленности, ее способности производить в должных объемах все современные виды военной продукции. Более того, конверсия российской военной промышленности предполагает расширение продажи оружия за рубеж на коммерческой основе при полном отказе от поставок оружия по идеологическим соображениям, прекращение оказания безвозмездной военной помощи.
В последнее время был принят ряд законодательных актов, среди которых - концепция национальной безопасности РФ и военная доктрина РФ. В этих документах непосредственно затрагиваются вопросы, связанные с функционированием ВПК. В частности, в соответствии с новой военной доктриной России реформируются все основные направления военной экономики и военно-технической политики. Постепенно с вооружения будут сняты устаревшие боевые и обеспечивающие средства, осуществлена консервация, а если необходимо, то и утилизация излишков вооружения. Вместе с тем ведется разработка и внедрение в Вооруженные Силы новых средств вооружения, а также перспективных технологий и боевых систем, включая высокоточное оружие, в том числе разведывательно-ударные комплексы, новые типы зенитно-ракетных комплексов, самолетов, самоходных артиллерийских систем, оружия на новых физических принципах.
Особое внимание уделяется ликвидации сложившихся дисбалансов в развитии вооружений и военной техники, в том числе между эффективностью боевых, обеспечивающих и информационных средств, между летно-техническими характеристиками и бортовым оборудованием самолетов, между судостроением и ремонтом и т.д. Вместе с тем проводится оптимизация пропорций в наступательных и оборонительных средствах, устраняется образовавшееся отставание от передовых стран в ряде военных технологий (гидроакустика, РЭВ, автоматизация и др.). Это означает, что взят решительный курс на унификацию военной техники.
В общей массе вооружений все большую роль играют приоритетные средства, на развитии которых сосредоточены главные усилия, причем, в первую очередь, - на долгосрочных стратегических проектах технического переоснащения Вооруженных Сил. Хотя на ближайшее время, учитывая сложную экономическую обстановку в стране, видимо, придется ограничиться реализацией первоочередных мер по модернизации важнейших видов ВВТ и выполнением текущих технических программ, не терпящих отлагательства.
Одна из основных задач военной реформы состоит в перестройке военной экономики, реформировании всех процессов создания и производства техники и вооружения. В настоящее время определяются критерии для установления реально необходимых объемов военного производства с учетом действительных потребностей Вооруженных Сил, восстановлены нарушенные финансово-экономические, промышленно-технологические связи, воссоздан автономный российский национальный военно-промышленный комплекс, позволяющий осуществлять планомерную техническую модернизацию Вооруженных Сил России, оказывать необходимую помощь в техническом оснащении армий стран Содружеств и обеспечивать конкурентоспособность страны на мировых рынках оружия. Одновременно в результате развития наиболее технологичных видов ВВТ осуществляется переход на конкурсную основу.
Реорганизация Вооруженных Сил и перестройка всей оборонной системы России вносят существенные изменения в порядок финансирования оборонных программ. В ходе реализации военной реформы эти изменения воплощаются в новых принципах формирования военного бюджета, а также в перестройке его структуры, перераспределении расходных статей со значительным увеличением ассигнований на содержание Вооруженных Сил, социальное обеспечение военнослужащих, НИОКР и сокращением расходов на текущее военное производство.
Вырабатываются новые подходы к финансированию всех составных элементов военного строительства в условиях ограниченного выделения Министерству обороны финансовых средств, финансового стимулирования наиболее важных и приоритетных оборонных программ, реализации принципа "эффективность — стоимость — время" при создании новых видов оружия и военной техники. В то же время нельзя забывать: всякая война, даже локальная, обходится дороже содержания мощных Вооруженных Сил.
Таким образом, оборона и безопасность России станут намного надежнее и, что немаловажно, дешевле, если будут основываться на четкой и стройной системе коллективной военной безопасности, построенной по региональному принципу. Ведущим государством при создании системы коллективной безопасности в СНГ останется, видимо, Российская Федерация как государство, имеющее достаточный экономический и военный потенциал, сохраняющее статус ядерной державы, занимающее уникальное геополитическое положение в Евразии и мире.
Одним из самых болезненных вопросов, без решения которого невозможна уже реализуемая военная реформа, является материальная база, финансовые средства. Уровень реального финансирования продолжает оставаться определяющим фактором строительства и содержания Вооруженных Сил. Любые, даже самые хорошие планы останутся "на бумаге", если они не будут поддерживаться материально. Совершенствование и развитие Вооруженных Сил в целях надежного выполнения задач обороны должно постоянно обеспечиваться государством.