[НАЗАД]

HELLITECH'2001
Владимир Карнозов

 

Девятая по счету специализированная вертолетная выставка прошла 25-28 сентября в Англии. В отличие от прошлых лет, выставочный комплекс, состоящий из легкосборных блоков, разместили на территории бывшей базы Королевских ВВС в Даксфорде к северу от Лондона. В годы Второй мировой войны на аэродроме "Даксфорд" базировались истребители, защищавшие Англию от налетов люфтваффе, а сегодня он используется самолетами и вертолетами авиации общего назначения (АОН). Здесь расположен крупный авиационный музей, где собраны сотни летательных аппаратов, от "фанерного" учебного самолета "Пдег Мотп (аналога советского По-2) до стратегических бомбардировщиков Vulcan и В-52. Имеются также сверхзвуковые истребители МиГ-21, Lightning и Р-15, разведчики SR-71 Black Bird и U-2, и с десяток вертолетов, в том числе Ми-24 и UH-1. Большинство участников и посетителей Helitech'2001 (выставку посетило 7000 человек) нашли время для осмотра музейной экспозиции. Уникальной была программа полетов - в воздух поднимались не только вертолеты, представленные на выставке, но и исторические "спитфайры", "харрикейны" и "мессершмитты"; плановые полеты выполняли ЛА АОН.

В Helitech’2001 приняли участие более 250 фирм из 20 стран мира. Россию представляли четыре организации. Собственный стенд на выставке имело ВАО "Интерпрофавиа", на котором были представлены материалы по модернизированному вертолету Ми-171Ш производства Улан-Удэнского авиазавода с улучшенными двигателями "Завода им. В.Я. Климова". Фирма предлагает зарубежным пользователям российской авиатехники услуги по обслуживанию, поддержанию летной годности и увеличению ресурсов отечественных вертолетов и их силовых установок. Руководители ВАО "Интерпрофавиа" провели переговоры с зарубежными фирмами, в том числе шведской Politech и английскими Pall и Cargo Aids. Обсуждались пути использования европейского оборудования и технологий с целью повышения эффективности и конкурентоспособности российских вертолетов.

Популяризации отечественной авиатехники способствовал стенд крупнейшей английской аэрокосмической корпорации Bae Sysytems. Расположенный в центре выставочного павильона, он выделялся наличием полноразмерного макета кабины вертолета Ми-24. В интервью "Авиапанораме" технический руководитель проекта г-н Trevor Taylor сказал, что представленный вариант модернизации российской машины предлагается новым членам НАТО - Польше, Чехии, Венгрии, а также Словакии, еще не вступившей в Североатлантический Альянс. А еще англичане надеются найти заказчиков в Латинской Америке и Африке.

По данным фирмы, на экспорт было поставлено более 2800 всех модификаций Ми-24, из которых 600 машин, продолжающих находиться в эксплуатации, могут составить рынок модернизации. У потенциальных заказчиков имеется выбор - варианты модернизации Ми-24 предлагают российские (МВЗ им. М.Л. Миля, "Роствертол", "Русская Авионика"), израильские (IAI), французские (Thales Avionics), английские и южноафриканские фирмы. Направления модернизации совпадают - на имеющуюся платформу ставят новый прицельно-навигационный комплекс, позволяющий применять новые типы ракет и осуществлять полеты в условиях плохой видимости, в дневное и ночное время суток. Демонстрационные образцы вертолетов, оборудованные такими комплексами, уже демонстрировались на международных выставках, в том числе Ми-24ВК-1 и ВК-2, Ми-35М, ПМ и ПН, израильский и французский варианты (последний использовал в качестве платформы вертолет узбекских ВВС).

В отличие от фирм-конкурентов, оборудование Bae Systems пока еще не установлено на летном демонстраторе, но англичане проработали варианты компоновки оборудования на полномасштабных макетах. Они предлагают унифицировать переднюю и заднюю кабины, установив в каждой по одному индикатору (152х203 мм) на жидких кристаллах и панели ввода данных. В списке предлагаемого к установке оборудования - нашлемный дисплей Striker с вертолета АН-12 морской пехоты США, мультисенсорная система (ИК-камера третьего поколения, лазерное устройство подсвета цели и определения дальности) на стабилизированной платформе, навигационные системы VOR/ILS/MB/GPS, Doppler,CDUI и TACAN. Вместо 12,7-мм пулемета в носовой турели вертолета размещена 20-мм итальянская трехствольная пушка ТМ197В. BAe Systems не занимается какими-либо работами на Ми-24 как летательном аппарате, ограничившись установкой автономного прицельно-навигационного комплекса. В случае победы в польском тендере работы по продлению жизненного цикла вертолетов будет проводить польская фирма WZL-1. Без продления срока эксплуатации на 10-15 лет установка новой авионики и вооружения теряет смысл, поэтому Bae Systems выражает свою готовность к сотрудничеству с российскими фирмами по программам модернизации вертолетов разработки МВЗ.

Отечественные вертолетостроители уже не первый год работают с зарубежными коллегами. Одним из перспективных проектов новых вертолетов считается "Ансат", разработка которого началась в 1993 г. На нем используются двигатели Pratt&Whitney Canada РК207К. Машина спроектирована собственными силами Казанского вертолетного завода (КВЗ), который специализируется на серийном производстве Ми-8 и Ми-17. "Ансат" впервые демонстрировался в воздухе на МАКС-2001, а на Helitech'2001 была представлена настольная модель машины с навесным противопожарным оборудованием. В интервью "Авиапанораме" представители КВЗ сказали, что налет часов на единственном летного образце "Ансата" превысил 60 ч. Отработка силовой установки ведется на прототипе вертолета, предназначенного для наземных испытаний. Заканчивается строительство третьей машины - эталона для сертификации в АР МАК по нормам АП-29, которую планируется завершить летом следующего года. У КВЗ уже имеются контракты на поставку десяти вертолетов. Они вступят в силу после получения сертификата летной годности. КВЗ уже разместил заказ на двадцать канадских двигателей. Два серийных "Ансата" будут готовы в первом квартале следующего года.

Велика вероятность поступления "Ансата" на военную службу. По утверждению представителей КВЗ, в адрес предприятия поступило письмо от командующего армейской авиацией Сухопутных войск России Виталия Павлова, который руководит тендерной комиссией по выбору учебного вертолета для военных училищ. В нем говорится, что "Ансат" признан лучшим из претендентов (фирма "Камов" предложила Ка-226, а МВЗ и СП "Ростов-Миль" - модернизированный вариант Ми-2). Еще предстоит выпустить спецификацию на военный вариант "Ансата". Возможно, что он будет оснащен отечественными двигателями ВК-800 разработки "Завода им. В.Я. Климова".

Вряд ли у кого-нибудь из немногочисленных граждан России, посетивших выставку в Даксфорде, осталось плохое впечатление от Helitech'2001. Отсутствие праздной публики (выставка проводилась только для специалистов) объясняется достаточной удаленностью аэродрома от больших городов. На Helitech”2001 было представлено достаточно много интересных экспонатов в области авиастроения и авионики, с которыми специалисты могли ознакомиться в спокойной, доброжелательной атмосфере. Она прекрасно гармонировала с необычно теплой и сухой для этого времени года погодой на островах "туманного Альбиона".



Hosted by uCoz