ПРОБУЖДЕНИЕ АЗИАТСКОГО «ТИГРА»
(окончание, начало N4 2001 г.)
Александр Яворский
Торговля оружием всегда была прибыльным делом и для фирм-производителей, и для государства при условии, что существует общее понимание - что и как нужно делать. Ушло то время, когда наша страна раздавала бесплатно оружие дружественным (а зачастую и недостаточно дружественным) странам. Теперь мы столкнулись с мировой конкуренцией, где качество товара не зависит от названия страны-производителя. Любые завоеванные позиции на рынке оружия даются нелегко, также нелегко их удерживать, но как просто их потерять...
Южная Корея планирует создать мобильные стратегические ВМС, способные защищать морские коммуникации в Восточной Азии в случае возникновения здесь угрозы или конфликта. Об этом заявил, выступая на церемонии очередного выпуска в академии ВМС президент Республики Корея Ким Дэ Джун. Судя по словам президента, в Южной Корее исходят из того, что ХХ1-м столетии "наступит "эпоха океанов", ужесточится соперничество за обладание морскими ресурсами, которое, в свою очередь, приведет к возникновению международных конфликтов и к обострению конфронтации".
Основу новых ВМС, согласно утверждениям официальных лиц составят эсминцы, оснащенные корабельными системами ПВО "Иджис", подводные лодки следующего поколения и противолодочная авиация. Обновленные ВМС будут интегрированными и быстро перебрасываться в зоны возможных конфликтов. С помощью такого мобильного флота, который, как считают в этой стране, является переходным. Южная Корея намерена выйти на просторы Мирового океана, для чего ей потребуется авианосец.
Как известно, Китай также мечтает об авианосцах в составе своих вооруженных сил, а Индия не только имеет авианосец, но и собирается, помимо приобретения бывшего советского авианосца "Адмирал Горшков", заняться самостоятельной постройкой кораблей такого класса. Помимо палубных истребителей МиГ-29К и Су-33 (последний состоит на вооружении авиации ВМС России), разрабатывается усовершенствованный палубный учебно-боевой самолет, имеющий временное обозначение Су-27КУБ, который разрешено поставлять на экспорт.
Австралия, расположенная на окраине региона, также имеет свои интересы в защите морских коммуникаций, особенно в проливных узкостях. Основная уязвимость Австралии заключается в блокировании морских путей в случае возникновения вооруженных конфликтов в этом регионе, что повлечет за собой резкое снижение потребного товарооборота. Развитие конфликта в сторону индонезийских островов неизбежно создаст прямую угрозу для Австралии.
Потенциальная возможность объединения на любой основе двух Корей ставит перед правительством Южной Кореи некоторые важные проблемы, в том числе попытку смягчения позиции США по отношению к КНДР во избежание негативного влияния на наметившийся мирный процесс. С другой стороны, возникает необходимость пересмотра военной доктрины Южной Кореи и, как следствие, - пересмотр концепции строительства и применения вооруженных сил, в том числе и ВВС.
Для этой цели в Южной Корее сформирована группа военных экспертов, которая должна определить необходимые вооружения и военную технику с учетом объединения двух Корей и широких стратегических задач по отражению возможной угрозы со стороны Китая или Японии. Южная Корея стремится ускорить некоторые программы приобретения, в том числе авиационной системы раннего радиолокационного предупреждения, боевых вертолетов и многоцелевых истребителей. Принятие решения по выбору самолета онце июля 2001 г. жидалось в конце июля 2001 г.
США явно невыгодно сближение двух Корей и их последующее объединение. В этом случае американское влияние в этом регионе ЮВА будет еще более ослаблено (особенно после ухода американцев с Филиппин), т.к. США будут вынуждены вывести свои войска (37000 чел.) из Южной Кореи. В значительной степени для США будет потерян рынок сбыта вооружений и военной техники. Поэтому следует ожидать серьезного противодействия со стороны США объединению двух стран.
Страны АТР, исходя из реалий международной обстановки в Юго-Восточной Азии, основательно укрепляют свои вооруженные силы с учетом ведения боевых действий на море. Помимо приобретения новых или модернизированных собственно корабельных средств (надводные корабли различных классов, подводные лодки), большое значение придается боевой авиации многоцелевого назначения, самолетам дальнего радиолокационного обнаружения, противолодочным самолетам, самолетам-топливозаправщикам. Предполагается, что истребители должны выполнять различные боевые задачи (от ПВО до поиска и уничтожения морских целей) на максимально возможном удалении от мест базирования.
В составе боевых авиационных средств некоторых стран региона достаточно современная по своим летным характеристикам авиатехника. Однако, в ряде случаев она обладает недостаточными боевыми возможностями вследствие небольшой номенклатуры средств поражения, малой дальности полета или из-за характеристик бортового радиоэлектронного оборудования. В других случаях даже не хватает таких самолетов для гарантированного выполнения боевых задач в рамках военных доктрин и интересов стран региона.
Наиболее современными самолетами в регионе являются (не считая американских воздушных сил, дислоцированных на территории Южной Кореи и Японии) истребители Р-16 (Сингапур, Индонезия, Тайвань, Таиланд, Южная Корея), Р-15 (Япония), Р/А-18 (Малайзия), "Мираж 2000-5" (Индия, Тайвань), МиГ-29 (Индия, Бангладеш, Малайзия, КНДР), Су-27 (Китай, Вьетнам), Су-ЗОМК (Индия), Су-ЗОМКК (Китай), Су-25 (КНДР).
Данный перечень не отражает возможностей этих самолетов. Например, истребители Р-16, состоящие на вооружении ВВС Индонезии, принадлежат к ранним сериям выпуска (Р-16А/В) и имеют ограниченные боевые возможности. Помимо этого, из-за эмбарго на поставки вооружений, наложенного конгрессом США в конце 1999 г., летное состояние этих самолетов в настоящее время вызывает сомнение. Истребители Р-15СЗ/ОД, производившиеся в Японии по американской лицензии, предназначены исключительно для решения задач ПВО. Самолеты МиГ-29, помимо их недостаточно большой дальности полета, имеют значительные проблемы с материально-техническим обслуживанием, а стандартные истребители Су-27 обладают крайне ограниченными возможностями при действиях по наземным целям, Страны АТР в настоящее время предпринимают определенные усилия по модернизации парков самолетов своих вооруженных сил.
Китай
На вооружении ВВС НОАК находятся стандартные истребители Су-27СК и их двухместные учебно-боевые варианты Су-27УБК. Продолжается освоение с помощью КнААПО серийного производства этих самолетов по российской лицензии (200 самолетов). Помимо этих самолетов были получены из России восемь Су-27УБК производства ИАПО и 10 многофункциональных истребителей Су-ЗОМКК, построенных в КнААПО. Последние обладают расширенными боевыми возможностями при действиях по наземным целям.
Такие самолеты могли бы с успехом применяться для охраны морских границ и борьбы с нарушителями воздушного пространства, если бы обладали соответствующими возможностями бортового комплекса в сочетании в высокоэффективным оружием. И такие возможности нужны вооруженным силам Китая сегодня, а не в далеком необозримом будущем.
С увеличением количества поступающих в строй самолетов Су-27СК растет и рынок модернизации их БРЭО и вооружения. Однако пассивность российской стороны в части перспективных предложений в этой области может привести к непредсказуемым результатам. Далеко не факт, что китайская сторона воспользуется услугами одного из двух российских поставщиков комплексного БРЭО. В конце концов на мировом рынке предложений есть и другие страны. Например, Франция, Великобритания, Италия и Израиль.
Южная Корея
В рамках программы модернизации вооруженных сил Южная Корея стремится ускорить некоторые программы приобретения, в том числе авиационной системы раннего радиолокационного предупреждения, боевых вертолетов и многоцелевых истребителей.
Приобретение нового многофункционального истребителя рассматривается в рамках программы Р-Х, по которой объявлен тендер. Основными участниками тендера являются самолеты США (Р-15К - вариант самолета Р-15Е специально для Южной Кореи), Франции ("Рафаль"), "Тайфун" (Зап. Европа) и России (Су-ЗБ/Су-37). Принятие решения по выбору самолета ожидалось в конце июля 2001 г.
В связи с непрекрытым лоббизмом со стороны США в Южной Корее разгорелся скандал в правительственных и военных кругах. Тендер по программе Р-Х продолжается в Южной Корее уже не первый год, но в настоящий момент есть ряд новых факторов, которые не могут не влиять на его ход.
Одним из основных параметров (помимо ценовых и других дополнительных предложений) при рассмотрении самолетов, участвующих в тендере, будет дальность полета с боевой нагрузкой, а также время патрулирования в зоне при обеспечении задачи ПВО и возможности предлагаемых самолетов по поиску и уничтожению морских целей (с учетом наращивания Китаем своих военно-морских сил и приобретения многофункциональных истребителей Су-ЗОМКК, которые возможно будут доработаны для действий по морским целям). В долгосрочном плане будет учитываться возможность комплексного использования вооружений обеих Корей и их совместимость.
В конце февраля 2001 г. в Сеуле было подписано соглашение, согласно которому часть российского долга этой стране (на текущий момент 1,8 млрд. долл.) будет погашена поставками вооружений. Российская сторона предложила Южной Корее поставить товаров на сумму 700 млн. долл., из которых 500 млн. долл. придется на вооружения и военную технику. Однако, это еще не говорит о том, что будет выбран российский истребитель.
В начале февраля 2001 г. министерство обороны Республика Корея представило список интересующих его видов российской военной техники. В этот список входят военно-транспортные и учебные самолеты, самолеты заправщики, транспортные вертолеты, а также суда на воздушной подушке. Перечень этих средств указывает на явную потребность Южной Кореи в повышении мобильности своих войск, а также в увеличении дальности полета самолетов ВВС. В этот список не включен новый истребитель по программе Р-Х, т.к. его выбор уже идет в рамках объявленного тендера.