ПРОБУЖДЕНИЕ АЗИАТСКОГО ТИГРА
Александр Яворский
Торговля оружием всегда была прибыльным делом и для фирм-производителей, и для государства при условии, что существует общее понимание - что и как нужно делать. Ушло то время, когда наша страна раздавала бесплатно оружие дружественным (а зачастую и недостаточно дружественным) странам. Теперь мы столкнулись с мировой конкуренцией, где качество товара не зависит от названия страны-производителя. Любые завоеванные позиции на рынке оружия даются нелегко, также нелегко их удерживать, но как просто их потерять...
Вьетнам
На вооружении ВВС состоит незначительное количество самолетов Су-27СК и Су-27УБК. Несмотря на желание Вьетнама постепенно наращивать количество таких самолетов, они не смогут оказать серьезного противодействия силам Китая в случае возникновения вооруженного конфликта на море и в воздухе. Эти самолеты обладают крайне ограниченными возможностями при действиях по наземным целям, и совсем бесполезны -
при действиях по морским целям. Понимая это, военное руководство вряд ли в дальнейшем откажется от приобретения более совершенных вариантов - Су-ЗОМКИ или Су-ЗОМКК.Индия
Заключен контракт на поставку 40 многофункциональных истребителей Су-30МКИ и на опцион еще на 20 таких самолетов. Из 40 самолетов поставлено 8 машин Су-30К, которые в дальнейшем будут модифицированы в вариант Су-30МКИ. Дополнительно поставлено 10 самолетов Су-30К, которые также будут доведены до стандарта Су-30МКИ.
Официальное включение восьми поставленных Су-30К в их первоначальном виде в состав 24-й авиаэскадрильи ВВС Индии состоялось 11 июня 1997 г.
Эта эскадрилья находится на стратегически важном направлении и оперативно подчинена Юго-Западному командованию
(SWAC), штаб которого летом 1998 г. был перенесен из Джоджпура (шт. Раджастан) в Ганди-нагар (под Ахмедабадом, штат Гуджа-рат). Зона ответственности SWAC увеличена таким образом, чтобы охватить весь стратегически важный район, примыкающий к Пакистану и располагающий резервами сырой нефти, природного газа и морских месторождений. Гуджарат берет нефть и газ из Бомбея и является центром поставки нефти и газа в северо-восточные районы Индии. В распоряжении командования SWAC находится семь авиабаз, самолеты МиГ-29, "Ягуар", Су-30 и ракетные комплексы ПВО.28 декабря 2000 г. был подписан контракт на передачу лицензии Индии на производство в течение 18 лет 140 машин Су-ЗОМКИ - самолетов, которым пока нет равных в мире по своим маневренным характеристикам. С учетом выполнения всех контрактов по самолетам "Су" на вооружении ВВС Индии будут находиться 190 многофункциональных истребителей Су-ЗОМКИ.
После передачи Индии авианесущего корабля "Адмирал Горшков" на его борту планируется разместить палубные истребители МиГ-29К.
Малайзия
Эта страна является приятным "приобретением" России на экспортном рынке АТР. Сотрудничество с Малайзией занимает особое место. Эта страна стремится продемонстрировать независимость в принятии военно-политических решений в противовес дискриминационной политике США. В конце 90-х гг. Малайзия
приобрела 16 истребителей МиГ-29Н, две двухместные машины МиГ-29НУБ, и под большим давлением со стороны США - восемь двухместных самолетов F/A-18D. Недостаточные летно-тактические характеристики МиГ-29 потребовали проведения доработок, направленных на увеличение дальности полета (за счет использования дозаправки в воздухе) и на повышение боевой нагрузки с 2 до 3 т. Возникли, также, трудности с материально-техническим обслуживанием российских машин.Наличие самолетов МиГ-29 и
F/A-18 в таком незначительном количестве и с недостостаточными качественными показателями не позволяет ВВС Малайзии вести эффективную борьбу с воздушным противником на средней и большой дальности в пределах обширного воздушного пространства, не говоря уже о действиях по морским целям. Одно время в стране рассматривалась возможность приобретения дополнительного количества обоих самолетов, а также приобретения самолетов МиГ-29 для второй эскадрильи и 10-12 самолетов типа Су-27.Интерес к самолетам "ОКБ Сухого" со стороны Малайзии проявлялся еще до развертывания кампании по продаже истребителей МиГ-29, но ГК "Росвооружение" усиленно продвигала на этот рынок именно МиГ-29. Интерес к самолетам "Су" не ослаб и сейчас, когда начался активный процесс насыщения рынка АТР самолетами этого типа, но с более широкими возможностями, чем стандартные истребители Су-27.
В отношении вопросов, связанных с эксплуатацией самолетов МиГ-29, в январе 2001 г. была достигнута договоренность между Малайзией и Индией о сотрудничестве в эксплуатации находящихся на вооружении двух стран этих истребителей. Применительно к тяжелым истребителям типа Су-27 Малайзию несомненно может интересовать самолет типа Су-ЗОМКИ, тем более, что в Индии разворачивается его серийное производство, и в перспективе может быть организовано комплексное материально-техническое обслуживание таких самолетов в обеих странах.
Индонезия
В настоящее время наиболее совершенными боевыми самолетами в ВВС Индонезии являются американские истребители F-16A/B ранних серий, которые помимо своих ограниченных боевых возможностей (по сравнению с другими вариантами самолета F-16), еще и испытывают недостаток в запасных частях.
Индонезия неоднократно высказывала потребность в приобретении современного ударного самолета большой дальности полета, т.к. самолеты существующего парка истребительной авиации имеют крайне ограниченные возможности по ведению боевых операций в районе Южно-Китайского моря, архипелага Спратли и при обеспечении воздушного прикрытия Малаккских проливов (даже если Индонезия будет выступать в кооперации с другими странами АСЕАН). Ранее Индонезия изыскивала возможности модернизации своих ВВС за счет приобретения 12 российских самолетов Су-ЗОКИ производства КнААПО. Однако, из-за разразившегося в 1997 г. финансово-экономического кризиса в ЮВА заключение этого контракта в 1998 г. было приостановлено.
Филиппины
В мае 1997 г. было объявлено о намерении приобретения многоцелевого истребителя (рассматривался вопрос о закупке 12 новых истребителей). В обсуждении находились самолеты
F-16 и МиГ-29. Затем планы закупки новых истребителей были отложены на неопределенный срок и в настоящее время рассматриваются возможности приобретения самолетов, бывших в эксплуатации.США представили Филиппинам широкий спектр предложений (оффсетные программы, комплексные сделки, оказание финансовой помощи в закупке самолетов), новые дорогие и более дешевые подержанные истребители:
- предложение о создании на Филиппинах мощностей для совместного
производства патрульных катеров и кораблей береговой охраны;
- обещание оснастить самолеты современными управляемыми ракетами и радиоэлектронным оборудованием;
- предложение о предоставлении США авиабазы Кларк-Филд для организации там ремонтно-сервисного центра по обслуживанию авиационной техники в качестве частичной оплаты филиппинской стороной поставленных самолетов;
- налаживание объединением
Lockheed-Martin - производителем предлагаемых на экспорт истребителей F-16 - связей с местными посредническими фирмами, связанными с военным руководством страны.Помимо указанного, были также предложения об организации в стране производства микросхем и современных ЭВМ, о поставке вместе с авиатехникой системы ПВО, включая ракеты и РЛС. Обещалось, также, возобновить военно-техническую помощь с предоставлением на безвозмездной основе значительного количества бывших в употреблении истребителей F-16 и
F-5, учебно-тренировочных самолетов Т-38, фрегатов и катеров береговой охраны.Согласно последним данным, Филиппины склоняются к приобретению американских подержанных самолетов. Помимо американской линии (наиболее совершенные варианты самолетов
F-15, F-16 и F/A-18), в АТР активно действуют европейские самолетостроительные компании -французская, предлагающая самолеты "Мираж 2000-9" и "Рафаль", а также европейский консорциум со своим многофункциональным истребителем "Тайфун". Если серийное производство самолетов "Тайфун" еще только разворачивается, то самолеты "Мираж 2000" уже состоят на вооружении Индии и Тайваня, а "Рафаль" предлагается Южной Корее. Французы стараются наращивать самолетный парк "Мираж 2000" в Индии, такие же попытки будут предприниматься и в отношении Тайваня, несмотря на то, что там очень сильны американские позиции.Доработка предлагаемых самолетов под требования заказчика (что на Западе делается значительно быстрее, чем у нас), оснащение их в достаточном количестве эффективными боевыми средствами, например, противокорабельными ракетами, делает российские позиции в области боевой авиатехники в АТР очень неустойчивыми, несмотря на всю привлекательность демонстрационных полетов отечественных самолетов на различных международных шоу. Такие показы тоже очень важны, но в конечном итоге боевые самолеты разрабатываются не для эффектных показов головокружительных маневров, при которых нельзя применять оружие, а для целевого решения задач в рамках военных доктрин государств.
Ситуация на рынке АТР развивается стремительно. Российская самоуспокоенность в своих прочных позициях в странах - традиционных покупателях нашей авиатехники чревата серьезными последствиями. Всякое промедление в дальнейшем совершенствовании предлагаемой авиатехники, в затягивании испытаний авиационного оружия и т.д. на руку только нашим конкурентам, которые готовы предлагать свою продукцию, оперативно доработанную под требования заказчиков. При этом в скором времени можно не только потерять традиционных покупателей, но и не найти других.