РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАПРОМА
Валерий Воскобойников, первый заместитель генерального директора Росавиакосмоса
Принятая Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 11 октября 2001 г. федеральная целевая программа "Реформирование оборонно-промышленного комплекса (2000-2006 гг.)" позволит в самое кратчайшее время обеспечить необходимые условия для развития отечественного авиапромышленного комплекса на основе интеграции разработчиков и производителей авиационной техники, проведения глубоких качественных преобразований проектно-исследовательской, производственно-технологической и организационно-экономической структур авиапромышленности.
Авиапромышленныи комплекс (АПК) является наиболее наукоемкой, высокотехнологичной и капиталоемкой отраслью оборонного комплекса России. Объем производства авиационной промышленности составляет 30% от объема производства всего оборонного комплекса, а более 60% его экспортной продукции приходится на авиапром. Начиная с 1992 г., в авиапромышленности осуществляются радикальные преобразования, прежде всего связанные с изменением форм собственности. Однако процесс приватизации промышленности и либерализация экономических отношений внутри отрасли не дали ожидаемых результатов. Экономическое и финансовое положение большинства предприятий обеспечивается на минимально допустимом уровне в основном за счет экспортных заказов, заказов предприятий топливно-энергетического комплекса и автомобильной промышленности.
Выпуск авиационной техники как военного, так и гражданского назначения представляет собой по существу единичное производство. Государственный заказ на основные виды авиационной техники и вооружения обеспечивает загрузку производственных мощностей лишь на 10-15%. Наблюдается отток профессиональных кадров, падает квалификация инженерно-технического персонала. Практически отсутствует восполнение кадрового потенциала молодыми специалистами. Средний возраст инженерно-технических работников составляет 55-57 лет.
Причинами кризисного положения в АПК явились:
• значительное сокращение оборонного заказа и его финансирования (расходы на закупки авиационной техники сократились в 14 раз, на НИ-ОКР - в 13 раз);
• отсутствие государственной финансовой поддержки процессов реструктуризации и реформирования АПК;
• отсутствие эффективной системы управления АПК;
• несовершенство законодательной и нормативной базы для успешного функционирования АПК в условиях рыночной экономики.
В период 1996-2001 гг. был принят ряд концептуальных документов по вопросам реформирования и развития авиационной отрасли России:
• "Концепция реструктуризации российского АПК", утвержденная Постановлением Правительства РФ № 294 от б марта 1998 г.
• Федеральный Закон "О государственном регулировании развития авиации" № 10-ФЗ от 8 января 1998 г.
• "Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 гг.".
• "Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 г.".
• "Программа развития гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г."
• "Концепция развития гражданской авиационной деятельности Российской Федерации".
• Федеральная целевая программа "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)".
За прошедшие годы в авиационной промышленности на принципах интеграции разработчиков и производителей авиационной техники создан ряд интегрированных структур:
АВПК "Сухой", РСК "МиГ", МАК "Ильюшин", ОАО "Туполев". Созданы также корпорации, объединяющие поставщиков комплектующих изделий, в частности ОАО "Аэрокосмическое оборудование", ОАО "Авиаприбор-Холдинг", ОАО "Технокомплекс", ГНПЦ "Звезда-Стрела". В двигателестроении зарегистрирован федеральный научно-производственный центр "Салют". Ведутся активные работы по созданию корпоративных структур "Вертолеты-Ми", "Воздушные винты", "Вооружение и военная техника ПВО".
Программа реформирования авиапрома, базирующаяся на вышеупомянутом Постановлении Правительства РФ от 11 октября 2001 г., основывается прежде всего на результатах прогнозного исследования объемов и структуры платежеспособного спроса на внутреннем и внешнем рынках.
Создавая интегрированные структуры, необходимо учитывать важные особенности, присущие отечественному АПК. При включении КБ и серийных заводов в эти структуры чрезвычайно важным является сохранение и развитие уникальных научных и конструкторских школ, созданных прославленными отечественными конструкторами.
Опыт интеграции авиационной промышленности США и Западной Европы, а также накопленный опыт действующих интегрированных структур в отечественном авиастроении убедительно доказывает, что создаваемые интегрированные структуры должны быть многопрофильными, т.е. иметь широкую номенклатуру продукции и услуг военного и гражданского назначения.
При разработке законодательной базы по реструктуризации АПК предусматривается участие предприятий авиапромышленного комплекса в формировании доходной части местных бюджетов.
Исходя из вышеуказанных принципов, на втором этапе реформирования в авиационной промышленности федеральной целевой программой предусматривается формирование двух типов интегрированных структур:
• многопрофильные самолето-вертолетостроительные корпорации типа холдинговых компаний, обеспечивающие разработку, производство и послепродажные услуги по эксплуатации самолетов и вертолетов военного и гражданского назначения;
• специализированные холдинговые компании по разработке и производству авиационных двигателей, бортового оборудования и вооружения, агрегатов и комплектующих к ним.
Так, на базе существующих предприятий предусмотрено создание пяти крупных корпораций холдингового типа:
• двух самолето-вертолетостроительных корпораций - "МиГ-Туполев-Камов" и "Сухой-Яковлев-Ильюшин-Мясищев-Миль";
• "Двигатели и агрегаты" - на базе ФНПЦ "Салют", ОАО "Пермский центр двигателестроения", "ОАО "Комплекс им. Н.Д. Кузнецова", ОАО "НПО "Сатурн", ОАО "Топливорегулирующая аппаратура";
• "Бортовое оборудование" - на базе ОАО "Аэрокосмическое оборудование", ОАО "Авиаприбор-Холдинг", ОАО "Авионика";
• "Авиационное вооружение" - на базе ОАО "Тактическое ракетное вооружение", ОАО "Авиационное вооружение "Вымпел", ФГУП "Регион", ФГУП "Стратегическое авиационное вооружение".
Роль государства в этих условиях сводится к созданию экономических и правовых условий благоприпятствования процессу реформирования за счет внесения изменений в действующие законы и принятия законодательных актов, в частности "О несостоятельности...", "О государственном оборонном заказе", "О рынке ценных бумаг", "О национализации", "О федеральных государственных унитарных предприятиях", "О холдингах".
В связи с кардинальными мерами по реформированию авиапромышленности возникает потребность совершенствования структуры ее сбыта, которая должна быть изменена в направлении достижения лучшей сбалансированности государственного оборонного заказа, заказов внутреннего рынка и экспортных заказов за счет увеличения значений доли двух первых составляющих и общего роста объемов сбыта (в т.ч. и за счет роста экспорта).
Указанное совершенствование в первую очередь может быть достигнуто путем восстановления внутреннего рынка гражданской авиационной техники, другой гражданской продукции и товаров народного потребления, которые на мировом уровне качества способна производить авиационная промышленность.
В этом вопросе требуются прежде всего государственные меры по:
• защите внутреннего рынка путем ограничений, квот и лицензирования;
• переходу к современным формам сбыта, таким как лизинг;
• обеспечению финансовой поддержки федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники;
• рациональной структурной перестройке ОПК, в т.ч. авиационной промышленности, а также структурной перестройке российских авиаперевозчиков.