ЗАВОД № 31 ГА: СОВРЕМЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ АЭРОПОРТОВ
Важнейшей составляющей бесперебойной работы аэропортов является наличие современной наземной инфраструктуры, прежде всего – надежного аэродромного оборудования. Пожалуй, самым известным предприятием России по разработке и выпуску наземной техники для гражданской авиации (ГА) является Опытный завод № 31 ГА, отметивший в марте этого года 50-летие.
Предприятие имеет славную историю с периодами расцвета и спада производства, что характерно для отечественной ГА в целом. На первом этапе, начиная с 1953 г., авиаремонтные мастерские АРМ-31 ГВФ (первое название предприятия) выполняли ремонт всех модификаций самолетов ПО-2. Через несколько лет основной продукцией становится изготовление разнообразного наземного
оборудования (автобусы для перевозки летно-подъемного и технического состава, подъемники, стенды, тележки и т.д.) и капитальный ремонт наземных радиотехнических средств радиолокации, радионавигации и связи, в том числе обзорного радиолокатора П-25 “Ромашка”. В 1966 г. предприятие получило новый статус – Завод № 31 ГА.Наиболее динамично завод развивался в 60-70-е годы. В этот период более 20 лет предприятие возглавлял Александр Слепух, опытный специалист и незаурядный организатор, внесший большой вклад в развитие завода. На заводе создается конструкторское бюро, позволившее организовать разработку и выпуск собственных изделий. Среди них: приемный радиоцентр ПрРц, самолетные подвижные лаборатории СПЛ-1 и СПЛ-154, аэродромная тормозная тележка АТТ-2, электросветотехническая лаборатория ЭСОЛ-1М и др. Также освоен ремонт радиолокаторов чехословацкого производства. В 80-е годы на заводе выпускались также различные бортовые дозиметры для сельхозавиации. Расширение номенклатуры и объемов выпускаемых изделий привело к существенному увеличению численности персонала (до 1000 человек), завод одним из первых в отрасли получил статус “опытного”. За производственные успехи и высокую культуру производства, развитие социальной сферы завод неоднократно отмечался среди лучших предприятий отрасли и Щелковского района.
Серьезные трудности при переходе к рыночным условиям, связанным с отсутствием средств у заказчиков, привели к резкому падению производства. В начале 90-х годов произошел отток квалифицированных кадров, существенно ухудшилось финансовое положение, возникла социальная напряженность. Несмотря на эти трудности, удалось сохранить заводскую инфраструктуру и обеспечить, пусть в небольших объемах, выпуск необходимой для ГА продукции. В этом большая заслуга Виктора Терешкина, руководившего предприятием в тот сложный период.
Работа предприятия в условиях рынка потребовала новых методов руководства. В 2000 г. завод возглавил генеральный директор Виктор Салтыков, молодой, энергичный руководитель, имеющий солидное техническое и экономическое образование, выпускник Московского института радиоэлектроники и автоматики и Московской школы экономики. Ему удалось практически полностью избавиться от 18-миллионного долга с помощью юридических процедур и его реструктуризации, завершить строительство трехэтажного производственно-бытового корпуса, осуществить модернизацию выпускаемых изделий и в целом стабилизировать работу предприятия. Ведется разработка новой продукции, в частности аэродромного преобразователя частоты повышенной мощности (120 кВт), не имеющего аналогов в отрасли. Завод связан партнерскими отношениями с почти 60 аэропортами России и стран СНГ. В перспективе – выход на международный рынок, для этого внедряется система качества продукции, соответствующая международным стандартам ИСО 9002.
На торжественном вечере, посвященном 50-летнему юбилею, были отмечены лучшие специалисты завода, ветераны труда и войны. Коллектив поздравил член Совета Федерации Александр Калита, заместитель министра промышленности и науки Московской области Виктор Кискин, глава администрации Щелковского района Леонид Твердохлебов, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Валерий Быковский и другие высокие гости. Оптимистическая атмосфера юбилейных торжеств – свидетельство хороших перспектив завода.