[НАЗАД]

Cу-30МКИ: бенефис в Бангалоре

Бангалор – центр индийской авиационной промышленности. В его пригороде, на базе индийских ВВС Елаханка, 5-9 февраля 2003 г. прошла 4-я Международная авиакосмическая выставка “Аэро Индия-2003”.

Su-30MKIАвиасалон в Бангалоре завоевывает все большую популярность. В этом году в нем приняли участие сотни фирм из более чем 20 государств. Экспозиция выставки была развернута на 12 тыс.кв.м крытых помещений и на 10 тыс.кв.м открытых площадей, а также на десятках стоянок, где были представлены натурные образцы авиационной техники. Особую привлекательность авиасалону придали ежедневные показательные полеты.

Весьма символично, что выставка была открыта летной программой истребителей Су-30МКИ индийских ВВС, первая партия которых в количестве 10 единиц была поставлена Индии осенью 2002 г. Вообще следует сказать, что реализация проекта создания Су-30МКИ – ключевое звено в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве, насчитывающем более 40 лет и имеющем долгосрочный характер. Поставка Су-30МКИ для индийских ВВС – важный, но не заключительный этап сотрудничества России и Индии по этому самолету. Впереди – реализация лицензионного контракта на производство 140 истребителей Су-30МКИ на предприятиях индийской авиапромышленности. Первые машины должны быть выпущены в 2004 г. Ведущим исполнителем контракта является научно-производственная корпорация “Иркут” (бывшее ОАО “ИАПО”).

Реализация контракта по Су-30МКИ позволяет значительно усилить присутствие на индийском рынке многих предприятий российского авиакосмического комплекса, занятых разработкой и производством систем, агрегатов и комплектующих изделий для этого самолета и других российских воздушных судов. В частности, на стендах российской экспозиции были показаны бортовые радиолокационные станции (ОАО “Корпорации “Фазотрон-НИИР”), оптико-электронные системы (Уральский оптикомеханический завод), фрагменты бортового оборудования для самолетов “Су” и “МиГ” (ОАО “ФНПЦ “РП КБ”, г. Раменское), различные типы систем обработки информации вертолетной техники (ГУП ГРПЗ,

г. Рязань), а также современные авиационные ракеты (ФГУП “ГосМКБ “Вымпел”, г. Москва), авиационные бомбы и бомбовые кассеты (ФГУП “ГНПП “Базальт”, г.Москва) и др. Широко были представлены авиационные двигатели, установленные на самолетах и вертолетах, эксплуатирующихся в индийских ВВС (ОАО “УМПО”, г.Уфа совместно с ОАО “НПО “Сатурн”, г.Рыбинск).

АВПК “Сухой” совместно с ОАО “ОКБ Сухого” продемонстрировали практически весь экспортный ряд самолетов семейства “Су”, в том числе многофункциональные истребители Су-27СК, Су-30МК и Су-35/Су-35УБ, корабельный истребитель Су-33, учебно-тренировочный Су-49, истребитель-бомбардировщик Су-32. Российской стороной были также представлены учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ, совершивший демонстрационные полеты и учебно-боевой самолет Як-130, с макетом которого ознакомился министр обороны Индии. Индии официально предложено поставить самолеты Як-130 с учетом потребности индийских ВВС в современном самолете для обучения пилотов, которым предстоит эксплуатировать истребители 4-го и 5-го поколений. По требованию заказчика Як-130 может комплектоваться двигателями и другим оборудованием как российского, так и иностранного производства. В 2003 г. планируется построить три летных экземпляра Як-130, в 2004 г. – провести летные испытания, а в 2005 – предложить заказчикам в России и за рубежом поставку этих самолетов.

ФГУП “Рособоронэкспорт” провело презентацию Як-130 в Алжире, Индии, Германии, Словакии и Украине.

Значительная часть российской экспозиции была посвящена различным вариантам вертолетов марок “Камов” и “Миль”: боевые - Ми-38Н и Ка-50, радиолокационного дозора - Ка-31, десантно-транспортный - Ми-17-1В, транспортно-боевые - Ми-35, Ми-35М, Ми-35П, многофункциональный

Ка-60. Особо следует выделить представленный ОАО “Роствертол” транспортно-боевой вертолет Ми-35М – результат глубокой модернизации знаменитого Ми-35. Боевые возможности машины существенно расширены за счет оснащения Ми-35М современной авионикой, системами высокоточной навигации и ночного видения.

Разнообразную продукцию представила на выставке Корпорация “Аэрокосмическое оборудование”, объединяющая более 30 предприятий авиаприборостроения. Основная номенклатура корпорации: авиационные приборы, бортовое оборудование, авиационные тренажеры. Большой интерес привлекла электронная модель кабины самолета Су-30МК. Структура корпорации позволяет ей осуществлять сотрудничество в различных сферах деятельности (разработка, производство, поставка, послепродажное обслуживание, модернизация). Портфель заказов корпорации на ближайшие годы превышает $1,5 млрд. Намечена большая программа совместных работ с индийской корпорацией ХАЛ, в том числе и по организации производства бортового оборудования для Су-30МКИ.

На одном из стендов индийской экспозиции были представлены модели многофункционального транспортного самолета и его гражданской модификации, создаваемых на базе самолета Ил-214Т. Этот совместный российско-индийский проект включен в программу военно-технического сотрудничества России и Индии до 2010 г. Серийное производство самолета предполагается начать в 2007 г. на предприятиях России и Индии. С российской стороны основными исполнителями являются АК им. С.В.Ильюшина (разработчик) и корпорация “Иркут” (серийное производство). Самолет грузоподъемностью до 20 т может быть востребован для замены парка устаревших военно-транспортных самолетов Ан-32, более ста машин этого типа были поставлены в 80-е годы в Индию. Гражданская модификация этого самолета (80-100 пассажиров) также имеет неплохие перспективы для поставок в Индию и другие страны.

Выставка Аэро Индия-2003” еще раз продемонстрировала активное военно-техническое сотрудничество России и Индии, авиационная составляющая которого более двух третей от общего объема. Качество российско-индийского сотрудничества определяется не только поставками современной военной, в том числе авиационной, техники, но и организацией совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и лицензионного производства. Вместе с тем незначительно используются возможности российской авиапромышленности в области гражданской авиации, хотя, как подчеркнул на пресс-конференции российской делегации генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев, Россия могла бы предложить Индии широкую гамму пассажирских самолетов вместимостью от 100 до 350 человек с характеристиками, соответствующими международным требованиям, среди них: Ту-204 и Ил-96 различных модификаций, самолет для местных воздушных линий Ан-38, легкий многоцелевой Ил-103, вертолеты Ми-172, Ка-226 и др. В апреле планируется посещение России индийскими специалистами для ознакомления с отечественной гражданской авиатехникой.

В выставке приняли участие авиационные фирмы Украины, в показательных полетах продемонстрирован грузопассажирский самолет Ан-74ТК-200. АНТК им. О.К.Антонова совместно с украинскими предприятиями “Авиант”, “Прогресс” и “Мотор Сич” предложил ряд мероприятий по обновлению и совершенствованию самолетов Ан-32, находящихся в эксплуатации в Индии. Выполнение этих мероприятий в кооперации с предприятиями индийской промышленности позволит увеличить ресурсы и сроки службы самолетов до 25-30 лет, а авиадвигателей - до 20 тыс.ч. Также предложены меры по глубокой модернизации этого самолета с установкой турбовинтового двигателя нового поколения и современного навигационного и радиоэлектронного оборудования. Украинский авиапром также заинтересован в продвижении на индийский рынок самолетов Ан-74 и

Ан-140, а в перспективе и Ан-148. Под эгидой ГК Укрспецэкспорт” на выставке демонстрировались возможности авиаремонтных заводов Министерства обороны Украины по ремонту самолетов “МиГ и “Су”, авиадвигателей и различного оборудования для индийских ВВС. Аналогичные возможности по ремонту боевой техники продемонстрировал и авиаремонтный завод Министерства обороны Белоруссии (г. Барановичи).

В процессе проведения выставки руководители авиапрома России и Украины провели переговоры о дальнейшей совместной работе по самолету Ан-70, на котором завершаются летные и сертификационные испытания. Проводится подготовка к его серийному производству в Украине на предприятии “Авиант”, и в России на омском ПО “Полет. По информации украинской стороны, испытания показали полное соответствие характеристик самолета заданным требованиям. Это тем более важно, поскольку в ходе визита на АНТК им. О.К.Антонова в сентябре 2002 г. командующий ВВС Индии, главный маршал авиации С.Кришнасвами подтвердил заинтересованность своей страны в этом самолете. Имеются неплохие перспективы по продвижению самолета Ан-70 на международный рынок.

Выставка Аэро Индия-2003” показала, что военно-техническое сотрудничество России и Индии динамично развивается и является важнейшей составляющей двусторонних экономических и политических отношений между нашими странами.

Илья Вайсберг



Hosted by uCoz