Enstrom 480B в России: всерьез и надолго
Вертолетостроение в СССР развивалось столь особенным образом, что до недавнего времени нужды в легких вертолетах у нас как бы и не было. Когда хватились, было уже поздно: технологическое отставание по многим направлениям стало непреодолимым. Но теперь у России появился шанс вернуть утраченное, развернув производство одного из лучших в мире легких вертолетов Enstrom 480B. Не вдаваясь в споры о патриотизме, заметим - научиться делать хорошую вещь никогда не стыдно и всегда выгодно.
Легкий вертолет Enstrom 480B был создан американской компанией Enstrom Helicopter Corporation. Разработка началась в 1987 г., в 1999 г. новый вертолет демонстрировался на авиасалоне в Фарнборо, и в 2001-м получил сертификат летной годности. Машину создавали для выполнения тактических задач в составе полицейских спецподразделений, что обусловило жесткие требования к конструкции и летным характеристикам. Легкий полицейский вертолет должен быть способен быстро догнать любой автомобиль (максимальная скорость 230 км/ч, крейсерская - 185 км/ч), эффективно маневрировать на малых высотах, выдерживать повреждения и обеспечивать при необходимости безопасную аварийную посадку. Чем же достигнуто столь сложное сочетание качеств?
Одна из весьма впечатляющих особенностей Enstrom 480B - способность устойчиво авторотировать с любой высоты даже при отстреле хвостового винта (а это будни американской полиции). Для того чтобы еще больше обезопасить экипаж, конструкторы применили мощное полозковое шасси с энергоемкими демпферами, которые обеспечивают безопасное падение с высоты 10 м при разрушении несущего винта. Вообще, вся кинематика вертолета сформирована с учетом жестких требований безопасности: двигатель и редуктор установлены за кабиной ниже уровня пола, поэтому даже при сильном ударе экипаж не пострадает от тяжелых агрегатов. Гордостью создателей вертолета является втулка несущего винта: тяги управления находятся внутри кованого титанового вала, что обеспечивает им надежную защиту. За 36 лет эксплуатации этих втулок не было ни одного отказа. На вертолете установлен самый надежный в мире газотурбинный двигатель Rolls Royce 250-C20W. Двигатель модифицировали и доводили на протяжении 30 лет, в результате получился идеальный по надежности и экономичности силовой агрегат, обеспечивающий вертолету дальность полета 680 км при взлетном весе 1360 кг и запасе топлива 340 л.
Внешний вид "Энстрома" производит впечатление эффектной рациональности. Кабина удивляет простором - в ней можно ходить, пригнувшись. При довольно плотной компоновке вертолет достаточно комфортен даже для 5 человек. Салон легко трансформируется в несколько вариантов компоновки: основной (два пилота и пассажир) либо тренировочный (два курсанта и инструктор), пассажирский (один пилот и 4 пассажира) и санитарный (пилот, больной на носилках и сопровождающий медработник). При этом остается достаточно места для установки медицинского оборудования: кислородного баллона, кардиографа, дефибрилятора. Регулировки предельно удобные: кресла и педали двигаются, так что полет на "Энстроме" будет комфортен для человека любой комплекции. Обзор из кабины великолепен, приборы и рычаги управления размещены очень продуманно.
Летчик-инструктор 1-го класса, член сборной команды России по вертолетному спорту Валерий Комов сказал о вертолете так: "Эта машина восхитительно легка в управлении, буквально ходит за ручкой и шагом. Как хороший автомобиль - сел и поехал". Дело в том, что в системе управления "Энстрома" нет гидравлики, только тросы и жесткие тяги; кроме того, центр тяжести расположен низко, а несущий винт, наоборот, вынесен вверх на длинном валу. Такая схема при хорошей сбалансированности всей кинематики дает возможность минимальными усилиями реализовать большие моменты в управлении, а отличная устойчивость и небольшие расходы педалей и ручки циклического шага позволяют легко выдерживать заданный режим полета даже в условиях болтанки. Машина прекрасно сбалансирована и великолепно триммируется четырехпозиционным электротриммером. Enstrom 480B очень комфортно пилотируется в длительных полетах по маршруту. При установке дополнительного топливного бака можно лететь из Москвы в Санкт-Петербург, при этом полет неутомителен, вертолет летит тихо и гладко. Низкий уровень шума достигнут удалением двигателя и редуктора от кабины, а отсутствие вибраций - применением в несущей системе эффективных гидродемпферов.
Благодаря "холодному" высотному двигателю Enstrom 480B устойчиво зависает на высоте более 3000 м, что исключительно важно при эксплуатации в горах. Не страшна ему и высокогорная турбулентность, поскольку втулка несущего винта с разнесенным двойным шарниром позволяет выполнять все фигуры высшего пилотажа, включая петли и бочки. Машина не боится зависания в невесомости, уверенно управляется в любой точке петли. Поэтому, даже если вертолет неожиданно попал в сильный турбулентный поток и перевернулся вверх полозьями, у пилота всегда будет шанс вернуть машину в нормальное положение.
Высокооборотный (334 об./мин.) несущий винт и очень большой момент кинетической энергии тяжелых лопастей позволяют летчику не опасаться потери оборотов ротора при резких маневрах, а кроме того, Enstrom 480B непревзойденно планирует на авторотации. При переходе на этот режим нет так называемой "ложки" (просадки с последующим "подхватом"), машина очень устойчива по управлению и частоте вращения несущего винта. На "Энстроме" можно авторотировать даже без управления хвостовым винтом, посадка при этом очень легкая: мягкое касание и маленький доворот - 5-7?. Пилотирование Enstrom 480B доступно летчикам средней и ниже средней квалификации, освоение этого типа существенно облегчает расположение командирского сиденья слева. Единственное отличие от Ми-2 - направление вращения несущего винта против часовой стрелки, но машина настолько легко управляется, что через несколько минут пилот уже не испытывает трудностей с путевым управлением и компенсацией моментов.
Вертолет сертифицирован для эксплуатации при температурах от -45 до +50 ?С, рассчитан на длительное автономное базирование и предельно простое обслуживание. Фюзеляж и лопасти винтов не ограничены по ресурсу и эксплуатируются по состоянию, межремонтный ресурс двигателя составляет 3500 ч, редуктора - 2400 ч, 100-часовые регламенты выполняются по формуле "100-300-500". Конструкция машины позволяет проводить ремонт в чистом поле, что особенно важно в нашей стране, где нет пока разветвленной сети ремонтных мастерских.
Естественно, что столь выдающиеся характеристики "480-го" снискали ему популярность мирового масштаба, а как обстоят дела в России? У нас все непросто. Вертолеты Ка-26 давно сошли со сцены, Ми-2 в 2002 г. закончили календарные ресурсы и летают по продлению, Ми-34 до сих пор не может пробиться в массовую серию из-за неудачного двигателя. Вот и используют на мониторинге нефте- и газопроводов, санитарных рейсах и грузопассажирских перевозках хорошие, надежные, но очень и очень дорогие в эксплуатации вертолеты Ми-8. На сегодняшний день российский рынок способен принять более 700 легких вертолетов, но отечественная промышленность к этому не готова. Поэтому есть твердое убеждение, что Enstrom 480B необходим России более, чем какой-либо другой вертолет.
Есть задача - выполнять мониторинговые, санитарные и административные полеты, а также полеты на поддержание летной годности гражданских и военных летчиков. Кроме того, необходимо обеспечивать работу силовых структур и спасателей, да и просто полеты эффективного и комфортабельного транспортного средства под названием "вертолет Enstrom 480B" для российской элиты, которая пока вынуждена ломать дорогие автомобили на ухабистых дорогах Отечества. Enstrom 480B идеально подходит для всех перечисленных целей: это настоящий труженик - летучий, простой и надежный. Машина идеальна для мониторинговых полетов: может перевозить бригаду ремонтников в кабине и необходимое оборудование на внешней подвеске. При выполнении спасательных работ и спецопераций высаживать десанты и эвакуировать пострадавших можно на равнине, в горах и городских условиях: вертолет устойчиво зависает даже в порывистый ветер. Представителям элиты Enstrom 480B обеспечит абсолютно комфортный полет, качественно усиленный "люксовой" комплектацией салона и внушительным списком дополнительного оборудования. Это новый стиль движения, иначе не скажешь. Российская элита просто обязана эксплуатировать вертолеты для контроля своей собственности и оперативного управления ей, тем более, что это можно сделать сейчас комфортно и быстро.
На чем строится бизнес-план по эксплуатации воздушных судов? Основных позиций две: закупочная цена и стоимость летного часа. При стартовой цене порядка $ 890 000 заказчик получает базовый вариант, в оснащение которого входят все навигационные приборы, включая современную спутниковую систему Apollo с функцией вертикальногго эшелонирования (практически, функция радара). Стоимость летного часа, включающая текущие расходы, расходы на обслуживание и отчисления на капитальный ремонт, составляет менее $ 200. Столь низкий уровень прямых операционных затрат объясняется большими ресурсами агрегатов и экономичностью двигателя, расходующего в крейсерском режиме около 100 л керосина в час. Более экономичного газотурбинного вертолета, чем Enstrom 480B, на сегодняшний день нет, а технические характеристики - высотность, скорость, вместимость и надежность - ставят его вне конкуренции.
Вышеперечисленные достоинства "480-го" - результат современных конструкторских подходов, философии строительства вертолетов последнего поколения. Нет сомнения, что именно промышленные технологии могут уберечь Россию от участи сырьевого придатка, но для этого необходимо привить сохнущее дерево отечественного авиапрома передовыми технологическими новациями. Такую задачу ставит перед собой Русская Вертолетная Компания - генеральный дистрибьютер Enstrom Helicopter Corporation на территории СНГ и стран Балтии. В настоящий момент компания продвигает на рынок вертолет Enstrom 480B под зарегистрированным брэндовым наименованием ГАЛС. Следующим, главным этапом работы станет налаживание лизинговой сборки вертолетов в России. Проект был подписан в декабре 2002 г., в феврале 2003-го на выставке в Далласе было оформлено генеральное дилерство по СНГ и приобретены 4 вертолета для лидерной эксплуатации, которую осуществляет в настоящее время ряд структур, по достоинству оценивших возможности новой машины. Русская Вертолетная Компания приглашает к участию в многообещающем проекте всех, кому небезразлично развитие воздушного транспорта в нашей стране, с ее огромными просторами и реальной потребностью в надежной современной технике и лучших мировых технологиях. Место сборки определится на основе тендера, одним из главных условий которого станут соответствующий уровень производства и качество работ. Сборка вертолетов Enstrom 480B вполне по силам любому авиаремонтному предприятию, нужно лишь оформить в ГСГА соответствующий сертификат.
К вопросу о сертификации. В случае благополучного заключения контрактов на поставку техники нескольким крупным структурам, уже эксплуатирующим Enstrom 480B, Enstrom Helicopter Corporation готова взять обязанности по сертификации на себя. Таким образом, дело остается лишь за реакцией российского рынка: если у нас будут объективно оценивать летно-технические и стоимостные характеристики "Энстрома", то уже до конца текущего года мы увидим в небе России несколько десятков этих замечательных вертолетов. В более отдаленной перспективе запланировано производство комплектующих для российской сборки и поставки американской стороне.
Остается лишь выразить надежду на вдумчивое отношение к проекту со стороны производителей вертолетной техники и правительства России, поскольку решение глобальных задач не позволяет иногда увидеть тактические возможности, которые могут найти и реализовать структуры, подобные Русской Вертолетной Компании. Поставив перед собой цель производства легкого вертолета - максимально эффективного, рентабельного и конкурентоспособного на рынке нашей страны, Русская Вертолетная Компания приглашает все заинтересованные организации и частных лиц к творческому диалогу.
Александр Швыдкин
Русская Вертолетная Компания
Тел.: (095) 723-64-62.
E-mail: work@galsaero.ru
www.galsaero.ru.