[НАЗАД]

КУРС НА ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Борис Абрамов, Рудольф Панкратов

Одним из основных направлений деятельности НИИАО является проведение НИОКР по созданию интегрированных комплексов бортового оборудования (ИКБО) для летательных аппаратов (ЛА) гражданской авиации, содержащих в своем составе не только спецвычислители управления полетом, тягой двигателей и индикацией, но и средства формирования информации о местоположении в пространстве, метеообстановке, а также аппаратуру, обеспечивающую выполнение полета как в автоматическом, так и в ручном режимах.

Развитие данного направления требует создания стендо-моделирующей базы и тренажеров для работы с комплексами, устанавливаемыми на ЛА различного типа. Создаваемые ИКБО после стендовых испытаний отрабатываются и сертифицируются летным составом на тренажерах как в штатных режимах, так и при введении нештатных ситуаций, прежде всего в тех режимах, которые невозможно отработать и сертифицировать в реальном полете.

Современный уровень требований, предъявляемых к технологическому циклу создания комплексов, предполагает использование программных пакетов CALS-технологии, а сопровождение комплексов в эксплуатации - программных продуктов компьютерных технологий.

В процессе разработки и отладки составных частей комплекса возникла необходимость компьютерной отработки документации по его эксплуатации для последующего включения ее в эксплуатационную документацию ЛА. Вместе с тем возникла необходимость предварительного компьютерного обучения летного и инженерно-технического персонала работе с пультами и системами комплекса в соответствии с основными положениями документов: “Процедуры управления системами ИКБО”. Для решения этих задач (компьютерная отработка документации и компьютерное обучение) возникла необходимость разработки и создания обучающих интерактивных программных продуктов с использованием современных компьютеров и программных пакетов. Для формирования визуальной информации на дисплее компьютера был выбран программный пакет DELPHI. Это позволило операторам совместить два режима обучения: Изучение” и “Тренаж”.

Моделирование имитации внутренних процессов бортовой системы ЛА, органов управления и контроля лицевыми панелями позволили создать интерактивную систему, обеспечивающую функциональное соответствие взаимодействия оператора с системой ЛА. Созданная интерактивная система позволила решить проблему подготовки операторов к работе с органами управления бортовых систем как на стадии их разработки, так и после установки на борт ЛА.

Вместе с тем она выдвинула новую задачу – обоснование возможности использования системы не только при сопровождении эксплуатации систем ИКБО, но и в качестве фрагментов учебных курсов. В настоящее время одобренный операторами (летчиками, инструкторами, разработчиками) вариант интерактивных систем представляется заинтересованным организациям для разработки требований к подобным системам с целью допуска их не только к сопровождению, но и к процессу обучения и тренажа.

В перспективе институт предполагает создать техническую и методическую базу проведения учебных курсов для летного и технического составов по работе как с комплексом ИКБО в целом, так и с его отдельными системами с учетом требований документа генерального конструктора “Программа подготовки летного и инженерно-технического составов”:

Подобное обучение предполагает не только подготовку и переподготовку обучаемых, но также повышение их квалификации. По окончании учебных курсов будет выдаваться соответствующий документ.



Hosted by uCoz