Томас
Пикеринг:
откровения
бывшего дипломата
Надо сказать,
что Томас Пикеринг – фигура
харизматическая. За время своей
полувековой дипломатической карьеры он
служил послом в Индии, Израиле, Сальвадоре,
Нигерии, Иордании, работал также в
дипмиссиях США в Занзибаре и Танзании.
Занимал Пикеринг должность посла и
представителя США в штаб-квартире ООН, был
исполнительным директором Госдепа и
помощником по особым поручениям при
госсекретарях США Уильяме Роджерсе и Генри
Киссенджере.
Но, пожалуй,
самой яркой страницей в карьере Томаса
Пикеринга можно считать должность
чрезвычайного и полномочного посла США в
России. Заметим, что опыт, приобретенный им
на дипломатическом поприще, бесспорно
пригодился и в Boeing,
куда Пикеринг пришел три года назад, сделав
завидную карьеру на государственной службе.
Томас Пикеринг
– профессиональный дипломат, и в этом
качестве он, пожалуй, известен больше, чем
менеджер высшего ранга американской
авиакосмической корпорации. Кто-то не без
остроумия заметил, что дипломат – это
человек, который дважды подумает, прежде
чем ничего не сказать. Но к г-ну Пикерингу,
пообещавшему журналистам дать максимально
емкие и содержательные ответы на любые
вопросы – прежде всего, затрагивающие
политику глобализации Boeing,
за проведение которой он непосредственно
отвечает, - подобное заключение относиться
никак не могло.
За
последние годы, рассказал старший вице-президент,
корпорация переживает значительные
изменения в своей стратегии. Если прежде
главным направлением в
диверсифицированной деятельности Boeing
было производство гражданских самолетов,
то теперь она стала более сбалансированной
и включает в себя космические, оборонные
программы и, разумеется, коммерческую
авиатехнику.
- Наша цель, -
подчеркнул г-н Пикеринг, -
реструктуризировать компанию таким
образом, чтобы она наименее зависела от
подъема или падения мировой экономики.
По уверению г-на
Пикеринга, работа в этом направлении идет
очень хорошо. В минувшем году доходы от
оборонного сектора составили примерно 55% от
всех доходов Boeing,
тогда как прежде основную прибыль
приносило производство коммерческих
самолетов.
Как видим,
американская корпорация даже в условиях
беспрецедентного упадка на рынке
гражданской авиатехники, когда впервые
пришлось уступить право в производстве
коммерческих самолетов Airbus, все же сумела
отыскать панацею от убытков.
Впрочем, Boeing
продолжает получать прибыль и в секторе
гражданских самолетов. Это произошло
благодаря стратегически верным решениям,
принятым еще несколько лет назад. Так, по
итогам работы за первый квартал нынешнего
года Boeing
получил прибыль $4,5 млрд. Теперь успех
компании определяется уже не количеством
поставленных самолетов, а поступлениями от
продаж. При этом немалые средства были
вложены в программы научно-технических
исследований и новую программу самолета «7Е7».
В нынешнем году принято окончательное
решение о запуске программы «лайнер мечты»,
и уже появился первый заказчик – японская
авиакомпания ANA
пожелала приобрести сразу полсотни машин. А
совсем недавно получен еще один заказ – из
Новой Зеландии. Ожидается, что на первых
порах поступят заказы примерно на 400
самолетов, а весь объем рынка для «7Е7»
составит не менее 3000 машин. Этот
экономичный лайнер на 20% эффективнее
существующих аналогов и предназначается
для авиалиний, напрямую связывающих пары
городов, чтобы миновать перегруженные
крупные транзитные аэропорты – хабы.
Что касается
процессов глобализации, проходящих сейчас
в Boeing,
то они направлены в первую очередь на то,
чтобы создать для корпорации возможность
работать по всему миру. При этом Россия
входит в число наиболее важных приоритетов
этой стратегии, причем не только в качестве
многообещающего рынка для своей
авиатехники и поставщика сырья, но и как
партнер в разработке и производстве
отдельных комплектующих. Со слов Пикеринга,
за прошедшие годы Boeing
нашел в России много превосходных
партнеров, в частности, в области
информационных технологий, работает над
научно-техническими проектами с
российскими институтами, Академией наук. В
рамках Конструкторского центра Boeing
сотрудничает с самыми выдающимися
российскими авиапромышленными компаниями
по различным совместным программам.
- Мы вложили в
совместные проекты в России более $1,3 млрд,
потому что видим реальную пользу от
претворения в жизнь этих программ
сотрудничества и партнерства, - сказал г-н
Пикеринг, подчеркнув, что оно носит
исключительно взаимовыгодный характер.
Конечно, речь
зашла о проекте «Российский региональный
самолет» (RRJ), об
участии в котором Boeing ходит много
слухов. Томас Пикеринг, рассказывая о
совместных программах, скромно обмолвился
о том, что «мы консультируем компанию «Гражданские
самолеты Сухого» в их программе». Тем не
менее, сами суховцы рассматривают участие Boeing
в их проекте намного шире. По словам
гендиректора ГСС Андрея Ильина, на защите
эскизного проекта RRJ
присутствовало очень много представителей
американской корпорации, причем не только в
качестве участников-консультантов,
помогающих по всем аспектам реализации
программы, но были и специалисты, которые
подробно интересовались ходом разработки
самолета. При поддержке Boeing
на втором Консультационном совете
авиакомпаний, прошедшем в Париже, ГСС
представили потенциальным заказчикам на
презентации по статусу программы и
основным системам самолета. Не случайно
суховцы взяли на вооружение девиз Boeing «Работаем
вместе» и усвоили его терминологию, по
которой суховцы в «четвертых воротах». Эта
стадия программы свидетельствует о том, что
уже имеются заказы, гарантированное
финансирование, подготовлены
производственные мощности и реальные планы
по производству, сертификации и поставке.
…Что касается
сотрудничества в военной сфере, то, как
считает Томас Пикеринг, время для этого
наступит. Естественно, каждое государство
имеет собственные процедуры контроля за
военно-техническими технологиями, поэтому
соответствующее решение должно быть
сделано на правительственном уровне. Во
всяком случае, Boeing
был бы заинтересован в сотрудничестве с
российскими предприятиями в области
военных программ. Россия и США обладают
уникальными технологиями, которые могут
дополнять друг друга, и такой обмен может
стать очень продуктивным и многообещающим
в случае заключения межправительственного
соглашения, касающегося программ ПВО и ПРО.
Успешно
работает Конструкторский центр Boeing в
Москве. Новый проект – модификация
пассажирского лайнера «747-400» в грузовой
самолет. Как сказал вице-президент по
международным связям, региональный
президент по России и СНГ Сергей Кравченко,
сотни российских инженеров приступили к
работе над этим важнейшим для фирмы
проектом. По прогнозам, многие авиакомпании
заинтересуются новым «грузовиком», который
довольно быстро может быть трансформирован
из сравнительно дешевого пассажирского
самолета в грузовой вариант и летать еще
многие годы.
Проект Connection
by Boeing заключается в
предоставлении совершенно нового
высокотехнологичного сервиса, который
позволяет превратить самолет фактически в
объект широкополосного Интернета, когда
пассажир в реальном масштабе времени со
своего кресла может связаться с нужным
адресатом. Запуск этой технологии в мировом
масштабе сильно зависел от успеха в России.
3 апреля была проведена первая тестовая
демонстрация в воздушном пространстве
России, а затем выполнен первый полет
авиакомпании Lufthansa,
который прошел успешно. Пассажиры имели
доступ к Интернету благодаря российской
наземной станции и спутнику «Ямал». В мае Connection
by Boeing объявила о
широкомасштабном запуске этой программы.
Уже есть первые заказчики, а в перспективе
все лайнеры «7Е7» будут оснащены такой
технологией.
Когда речь
заходит о совместных предприятиях Boeing с
Россией в области космических разработок,
то помимо Международной космической
станции, называют Sea Launch
(«Морской старт»). Это действительно один из
наиболее значительных совместных проектов,
который, по словам Сергея Кравченко,
развивается весьма успешно.
4 мая состоялся второй в этом году запуск
ракеты «Зенит-3», которая вывела очередной
коммерческий спутник на расчетную орбиту, а
всего с марта 1999 г. было осуществлено 12
пусков. Американцам в этой совместной
компании принадлежит 40% акционерного
капитала, РКК «Энергия» – 25%, норвежской
судостроительной компании Kvaerner - 20%,
украинским НПО «Южное»/ПО «Южмаш» – 15%.
В настоящее
время рынок коммерческих ИСЗ переживает
очень сложный период – предложение явно
превышает спрос, а сделанные в конце 90-х
прогнозы о том, что этот рынок каждые пять
лет будет удваиваться, не оправдались. Тем
не менее, Sea
Launch и
сейчас имеет солидный задел подлежащих
выполнению заказов – примерно на 15
запусков.
- Откровенно
говоря, - заметил Томас Пикеринг, - мы
разочарованы тем, что лишены возможности
больше продавать наши гражданские самолеты
в России. Конечно, мы понимаем, что это -
прямое следствие высоких тарифов, которые
установлены на импортную авиатехнику. Нас
это несколько озадачивает, особенно в свете
того, что вводятся новые, еще более жесткие
ограничения по шуму, а с другой стороны,
налицо старение самолетных парков
российских авиакомпаний. Все это приводит к
тому, что ваши перевозчики не могут
получать новые самолеты по приемлемым
ценам, а это чревато потерей рынка
авиаперевозок российскими компаниями. И
нам, конечно, нет смысла поддерживать
российскую авиационную промышленность,
если она не в состоянии обеспечить
самолетами авиакомпании, которые в них
остро нуждаются.
Сергей
Кравченко, дополняя тезисы старшего вице-президента,
дал волю эмоциям. Он напомнил, что Boeing
вот уже 11 лет активно работает в России,
которая стала для американской корпорации
одним из самых важных международных
партнеров, особенно в космических
программах. Совместными усилиями, отметил г-н
Кравченко, мы сделали Россию основным
поставщиком титана для гражданских
самолетов Boeing, начав с нуля.
За последние три года, благодаря и нашим
усилиям, российские программисты стали
известны на рынке высоких технологий.
Россия стала вторым после Индии партнером Boeing
в области информационных технологий. И это
произошло всего за три года, хотя с той же
Индией американцы сотрудничали в этой
сфере 15 лет. В Москве работает самая большая
инженерная команда Boeing
за пределами США. Короче говоря, итоги
взаимовыгодного сотрудничества за
минувшие годы достаточно впечатляющи.
- Но каждый год,
- посетовал в то же время Сергей Кравченко, -
мне и Тому бывает очень трудно объяснять
руководству Boeing, почему мы,
увеличивая на многие десятки миллионов
наши инвестиционные и кооперативные
программы в России, не можем абсолютно
никак помочь российским авиакомпаниям.
А ситуация в
авиатранспортной отрасли начинает
кардинально меняться – кризис
заканчивается, и сейчас во всем мире
самолетов уже стало не хватать. И в то время,
когда российские перевозчики не могут
приобретать авиатехнику западного
производства, ее охотно берут авиакомпании
Узбекистана, Азербайджана, Украины, Грузии.
Несмотря на потерю два года назад такого
важного клиента, как «Аэрофлот», Boeing
по-прежнему владеет 79-процентной долей
рынка зарубежных самолетов в России и СНГ.
- И к чему все
это может привести российских перевозчиков?
– вопрошает Сергей Кравченко. А вот к чему.
Российскому пассажиру, которому нужно
полететь, скажем, в Ташкент, очень скоро
придется лететь рейсом «Узбекских
авиалиний», тогда как он вполне мог бы
воспользоваться самолетом «Сибири» или «Аэрофлота».
Но в сложившихся условиях, когда у
российских перевозчиков не хватает
современных самолетов, а пассажирские
перевозки и грузоперевозки растут,
конкуренты – авиакомпании СНГ – не дремлют
и запасаются западной техникой, получая
возможность предоставлять пассажирам, в
том числе и из России, более
комфортабельный и дешевый сервис на борту.
Что ж, картина,
нарисованная Сергеем Кравченко,
действительно нерадостная. Даже удручающая.
Впрочем, ничего нового мы не услышали: все
тот же тезис о том, что высокие таможенные
пошлины на импортные самолеты в конечном
итоге уничтожат под корень российских
авиаперевозчиков. Да и как иначе:
отечественный авиапром в застое, в год
выпускает лишь несколько самолетов, а
Правительство России упорно не желает
отменять или даже снижать ограничительные
пошлины, спасая, как ему кажется, от
окончательного краха российскую
авиаиндустрию. И что предпринять в этой
патовой ситуации, абсолютно неясно. Во
всяком случае, протекционистские меры
спасти положение не могут, и рано или поздно
их придется отменять.
Получая
недавно новый самолет «747-200F»,
президент Группы компаний «Волга-Днепр»
Алексей Исайкин говорил о том, что при
приобретении первых «боингов»
правительство пошло компании навстречу,
вследствие чего удалось провернуть сделку
«на разумных условиях». «Волга-Днепр»
обратилась к правительству с просьбой
принять решение об отмене пошлин в
интересах российских перевозчиков, которые
должны иметь возможность закупать лучшую
авиатехнику, производимую мировым
авиапромом. И разумное сочетание
отечественных и зарубежных самолетов –
пожалуй, вполне приемлемый выход в
сложившейся ситуации.
Томас Пикеринг
очень высоко оценил сделанное за прошедшие
годы в России командой Сергея Кравченко,
назвав это «лидирующим примером», «моделью
сотрудничества».
- Каждый проект,
который реализуется в России, - подчеркнул
старший вице-президент по международным
связям, - это шаг вперед из настоящего в
будущее, и этот шаг ведет нас к новым
горизонтам… Если бы в 1993 г., приехав в
качестве посла Соединенных Штатов в Москву,
я сказал бы, что спустя десять лет Boeing
создаст здесь проект, который станет самым
передовым в области глобализации – и это
после затяжного периода «холодной войны» –
меня, скорее всего, сочли бы душевнобольным.
Сегодня же все те программы, о которых мы
говорили, совместные разработки,
совместные предприятия могут служить ярким
свидетельством верно выбранной нами цели. Я
с полным основанием могу сказать, что
российский проект Boeing – это
самое передовое направление в нашем
сотрудничестве с зарубежными партнерами.
Игорь
Григорьев