[НАЗАД]

 

Томас Пикеринг: откровения бывшего дипломата

На очередном заседании пресс-клуба Boeing организаторы припасли для журналистов приятный сюрприз, пригласив прибывшего в Москву старшего вице-президента корпорации по международным связям Томаса Пикеринга.

Надо сказать, что Томас Пикеринг – фигура харизматическая. За время своей полувековой дипломатической карьеры он служил послом в Индии, Израиле, Сальвадоре, Нигерии, Иордании, работал также в дипмиссиях США в Занзибаре и Танзании. Занимал Пикеринг должность посла и представителя США в штаб-квартире ООН, был исполнительным директором Госдепа и помощником по особым поручениям при госсекретарях США Уильяме Роджерсе и Генри Киссенджере.

Но, пожалуй, самой яркой страницей в карьере Томаса Пикеринга можно считать должность чрезвычайного и полномочного посла США в России. Заметим, что опыт, приобретенный им на дипломатическом поприще, бесспорно пригодился и в Boeing, куда Пикеринг пришел три года назад, сделав завидную карьеру на государственной службе.

Томас Пикеринг – профессиональный дипломат, и в этом качестве он, пожалуй, известен больше, чем менеджер высшего ранга американской авиакосмической корпорации. Кто-то не без остроумия заметил, что дипломат – это человек, который дважды подумает, прежде чем ничего не сказать. Но к г-ну Пикерингу, пообещавшему журналистам дать максимально емкие и содержательные ответы на любые вопросы – прежде всего, затрагивающие политику глобализации Boeing, за проведение которой он непосредственно отвечает, - подобное заключение относиться никак не могло.

За последние годы, рассказал старший вице-президент, корпорация переживает значительные изменения в своей стратегии. Если прежде главным направлением в диверсифицированной деятельности Boeing было производство гражданских самолетов, то теперь она стала более сбалансированной и включает в себя космические, оборонные программы и, разумеется, коммерческую авиатехнику.

- Наша цель, - подчеркнул г-н Пикеринг, - реструктуризировать компанию таким образом, чтобы она наименее зависела от подъема или падения мировой экономики.

По уверению г-на Пикеринга, работа в этом направлении идет очень хорошо. В минувшем году доходы от оборонного сектора составили примерно 55% от всех доходов Boeing, тогда как прежде основную прибыль приносило производство коммерческих самолетов.

Как видим, американская корпорация даже в условиях беспрецедентного упадка на рынке гражданской авиатехники, когда впервые пришлось уступить право в производстве коммерческих самолетов Airbus, все же сумела отыскать панацею от убытков.

Впрочем, Boeing продолжает получать прибыль и в секторе гражданских самолетов. Это произошло благодаря стратегически верным решениям, принятым еще несколько лет назад. Так, по итогам работы за первый квартал нынешнего года Boeing получил прибыль $4,5 млрд. Теперь успех компании определяется уже не количеством поставленных самолетов, а поступлениями от продаж. При этом немалые средства были вложены в программы научно-технических исследований и новую программу самолета «7Е7». В нынешнем году принято окончательное решение о запуске программы «лайнер мечты», и уже появился первый заказчик – японская авиакомпания ANA пожелала приобрести сразу полсотни машин. А совсем недавно получен еще один заказ – из Новой Зеландии. Ожидается, что на первых порах поступят заказы примерно на 400 самолетов, а весь объем рынка для «7Е7» составит не менее 3000 машин. Этот экономичный лайнер на 20% эффективнее существующих аналогов и предназначается для авиалиний, напрямую связывающих пары городов, чтобы миновать перегруженные крупные транзитные аэропорты – хабы.

Что касается процессов глобализации, проходящих сейчас в Boeing, то они направлены в первую очередь на то, чтобы создать для корпорации возможность работать по всему миру. При этом Россия входит в число наиболее важных приоритетов этой стратегии, причем не только в качестве многообещающего рынка для своей авиатехники и поставщика сырья, но и как партнер в разработке и производстве отдельных комплектующих. Со слов Пикеринга, за прошедшие годы Boeing нашел в России много превосходных партнеров, в частности, в области информационных технологий, работает над научно-техническими проектами с российскими институтами, Академией наук. В рамках Конструкторского центра Boeing сотрудничает с самыми выдающимися российскими авиапромышленными компаниями по различным совместным программам.

- Мы вложили в совместные проекты в России более $1,3 млрд, потому что видим реальную пользу от претворения в жизнь этих программ сотрудничества и партнерства, - сказал г-н Пикеринг, подчеркнув, что оно носит исключительно взаимовыгодный характер.

Конечно, речь зашла о проекте «Российский региональный самолет» (RRJ), об участии в котором Boeing ходит много слухов. Томас Пикеринг, рассказывая о совместных программах, скромно обмолвился о том, что «мы консультируем компанию «Гражданские самолеты Сухого» в их программе». Тем не менее, сами суховцы рассматривают участие Boeing в их проекте намного шире. По словам гендиректора ГСС Андрея Ильина, на защите эскизного проекта RRJ присутствовало очень много представителей американской корпорации, причем не только в качестве участников-консультантов, помогающих по всем аспектам реализации программы, но были и специалисты, которые подробно интересовались ходом разработки самолета. При поддержке Boeing на втором Консультационном совете авиакомпаний, прошедшем в Париже, ГСС представили потенциальным заказчикам на презентации по статусу программы и основным системам самолета. Не случайно суховцы взяли на вооружение девиз Boeing «Работаем вместе» и усвоили его терминологию, по которой суховцы в «четвертых воротах». Эта стадия программы свидетельствует о том, что уже имеются заказы, гарантированное финансирование, подготовлены производственные мощности и реальные планы по производству, сертификации и поставке.

…Что касается сотрудничества в военной сфере, то, как считает Томас Пикеринг, время для этого наступит. Естественно, каждое государство имеет собственные процедуры контроля за военно-техническими технологиями, поэтому соответствующее решение должно быть сделано на правительственном уровне. Во всяком случае, Boeing был бы заинтересован в сотрудничестве с российскими предприятиями в области военных программ. Россия и США обладают уникальными технологиями, которые могут дополнять друг друга, и такой обмен может стать очень продуктивным и многообещающим в случае заключения межправительственного соглашения, касающегося программ ПВО и ПРО.

Успешно работает Конструкторский центр Boeing в Москве. Новый проект – модификация пассажирского лайнера «747-400» в грузовой самолет. Как сказал вице-президент по международным связям, региональный президент по России и СНГ Сергей Кравченко, сотни российских инженеров приступили к работе над этим важнейшим для фирмы проектом. По прогнозам, многие авиакомпании заинтересуются новым «грузовиком», который довольно быстро может быть трансформирован из сравнительно дешевого пассажирского самолета в грузовой вариант и летать еще многие годы.

Проект Connection by Boeing заключается в предоставлении совершенно нового высокотехнологичного сервиса, который позволяет превратить самолет фактически в объект широкополосного Интернета, когда пассажир в реальном масштабе времени со своего кресла может связаться с нужным адресатом. Запуск этой технологии в мировом масштабе сильно зависел от успеха в России. 3 апреля была проведена первая тестовая демонстрация в воздушном пространстве России, а затем выполнен первый полет авиакомпании Lufthansa, который прошел успешно. Пассажиры имели доступ к Интернету благодаря российской наземной станции и спутнику «Ямал». В мае Connection by Boeing объявила о широкомасштабном запуске этой программы. Уже есть первые заказчики, а в перспективе все лайнеры «7Е7» будут оснащены такой технологией.

Когда речь заходит о совместных предприятиях Boeing с Россией в области космических разработок, то помимо Международной космической станции, называют Sea Launch («Морской старт»). Это действительно один из наиболее значительных совместных проектов, который, по словам Сергея Кравченко, развивается весьма успешно.
4 мая состоялся второй в этом году запуск ракеты «Зенит-3», которая вывела очередной коммерческий спутник на расчетную орбиту, а всего с марта 1999 г. было осуществлено 12 пусков. Американцам в этой совместной компании принадлежит 40% акционерного капитала, РКК «Энергия» – 25%, норвежской судостроительной компании
Kvaerner - 20%, украинским НПО «Южное»/ПО «Южмаш» – 15%.

В настоящее время рынок коммерческих ИСЗ переживает очень сложный период – предложение явно превышает спрос, а сделанные в конце 90-х прогнозы о том, что этот рынок каждые пять лет будет удваиваться, не оправдались. Тем не менее, Sea Launch и сейчас имеет солидный задел подлежащих выполнению заказов – примерно на 15 запусков.

 Есть ли выход из патовой ситуации?

 Разумеется, разговор не мог не коснуться непомерно высоких таможенных платежей на зарубежную технику - одной из самых актуальных и злободневных тем как для западных производителей, так и для отечественных перевозчиков.

- Откровенно говоря, - заметил Томас Пикеринг, - мы разочарованы тем, что лишены возможности больше продавать наши гражданские самолеты в России. Конечно, мы понимаем, что это - прямое следствие высоких тарифов, которые установлены на импортную авиатехнику. Нас это несколько озадачивает, особенно в свете того, что вводятся новые, еще более жесткие ограничения по шуму, а с другой стороны, налицо старение самолетных парков российских авиакомпаний. Все это приводит к тому, что ваши перевозчики не могут получать новые самолеты по приемлемым ценам, а это чревато потерей рынка авиаперевозок российскими компаниями. И нам, конечно, нет смысла поддерживать российскую авиационную промышленность, если она не в состоянии обеспечить самолетами авиакомпании, которые в них остро нуждаются.

Сергей Кравченко, дополняя тезисы старшего вице-президента, дал волю эмоциям. Он напомнил, что Boeing вот уже 11 лет активно работает в России, которая стала для американской корпорации одним из самых важных международных партнеров, особенно в космических программах. Совместными усилиями, отметил г-н Кравченко, мы сделали Россию основным поставщиком титана для гражданских самолетов Boeing, начав с нуля. За последние три года, благодаря и нашим усилиям, российские программисты стали известны на рынке высоких технологий. Россия стала вторым после Индии партнером Boeing в области информационных технологий. И это произошло всего за три года, хотя с той же Индией американцы сотрудничали в этой сфере 15 лет. В Москве работает самая большая инженерная команда Boeing за пределами США. Короче говоря, итоги взаимовыгодного сотрудничества за минувшие годы достаточно впечатляющи.

- Но каждый год, - посетовал в то же время Сергей Кравченко, - мне и Тому бывает очень трудно объяснять руководству Boeing, почему мы, увеличивая на многие десятки миллионов наши инвестиционные и кооперативные программы в России, не можем абсолютно никак помочь российским авиакомпаниям.

А ситуация в авиатранспортной отрасли начинает кардинально меняться – кризис заканчивается, и сейчас во всем мире самолетов уже стало не хватать. И в то время, когда российские перевозчики не могут приобретать авиатехнику западного производства, ее охотно берут авиакомпании Узбекистана, Азербайджана, Украины, Грузии. Несмотря на потерю два года назад такого важного клиента, как «Аэрофлот», Boeing по-прежнему владеет 79-процентной долей рынка зарубежных самолетов в России и СНГ.

- И к чему все это может привести российских перевозчиков? – вопрошает Сергей Кравченко. А вот к чему. Российскому пассажиру, которому нужно полететь, скажем, в Ташкент, очень скоро придется лететь рейсом «Узбекских авиалиний», тогда как он вполне мог бы воспользоваться самолетом «Сибири» или «Аэрофлота». Но в сложившихся условиях, когда у российских перевозчиков не хватает современных самолетов, а пассажирские перевозки и грузоперевозки растут, конкуренты – авиакомпании СНГ – не дремлют и запасаются западной техникой, получая возможность предоставлять пассажирам, в том числе и из России, более комфортабельный и дешевый сервис на борту.

Что ж, картина, нарисованная Сергеем Кравченко, действительно нерадостная. Даже удручающая. Впрочем, ничего нового мы не услышали: все тот же тезис о том, что высокие таможенные пошлины на импортные самолеты в конечном итоге уничтожат под корень российских авиаперевозчиков. Да и как иначе: отечественный авиапром в застое, в год выпускает лишь несколько самолетов, а Правительство России упорно не желает отменять или даже снижать ограничительные пошлины, спасая, как ему кажется, от окончательного краха российскую авиаиндустрию. И что предпринять в этой патовой ситуации, абсолютно неясно. Во всяком случае, протекционистские меры спасти положение не могут, и рано или поздно их придется отменять.

Получая недавно новый самолет «747-200F», президент Группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин говорил о том, что при приобретении первых «боингов»  правительство пошло компании навстречу, вследствие чего удалось провернуть сделку «на разумных условиях». «Волга-Днепр» обратилась к правительству с просьбой принять решение об отмене пошлин в интересах российских перевозчиков, которые должны иметь возможность закупать лучшую авиатехнику, производимую мировым авиапромом. И разумное сочетание отечественных и зарубежных самолетов – пожалуй, вполне приемлемый выход в сложившейся ситуации.

Томас Пикеринг очень высоко оценил сделанное за прошедшие годы в России командой Сергея Кравченко, назвав это «лидирующим примером», «моделью сотрудничества».

- Каждый проект, который реализуется в России, - подчеркнул старший вице-президент по международным связям, - это шаг вперед из настоящего в будущее, и этот шаг ведет нас к новым горизонтам… Если бы в 1993 г., приехав в качестве посла Соединенных Штатов в Москву, я сказал бы, что спустя десять лет Boeing создаст здесь проект, который станет самым передовым в области глобализации – и это после затяжного периода «холодной войны» – меня, скорее всего, сочли бы душевнобольным. Сегодня же все те программы, о которых мы говорили, совместные разработки, совместные предприятия могут служить ярким свидетельством верно выбранной нами цели. Я с полным основанием могу сказать, что российский проект Boeing – это самое передовое направление в нашем сотрудничестве с зарубежными партнерами.

Игорь Григорьев



Hosted by uCoz