ILA-2004:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В день официального открытия выставки
отечественную экспозицию посетил
федеральный канцлер Герхард Шредер.
Российскую делегацию на авиационно-космическом
салоне возглавлял руководитель
Федерального космического агентства (ФКА)
Анатолий Перминов. Предприятия ракетно-космической
отрасли России традиционно активно
участвуют на ILA.
Вопросы сотрудничества в космической
области были обсуждены с руководителем EADS
SPACE
Франсуа Оком и президентом EADS
ST
Йозефом Киндом. Также делегация ФКА
встретилась с министром экономики,
инфраструктуры и коммуникаций Баварии Отто
Висхой. Прошли важные двусторонние
переговоры Анатолия Перминова и членов
российской делегации с руководителем фирмы
OHB
SYSTEMS
Манфредом Фуксом, а также с
сопредседателями EADS
Райнером Хертрихом и Филиппом Камю. Пути
дальнейшего сотрудничества были намечены в
ходе делового разговора с председателем
правления Германского авиационно-космического
центра Зигмаром Виттигом.
На выставке глава ФКА Анатолий Перминов
сделал ряд важных заявлений. В частности, в
случае выхода США из программы
Международной космической станции (МКС)
Россия, возможно, отработает с Европой свою
схему эксплуатации орбитальной станции. И
хотя ФКА доверяет главе NASA Шону О’Кифу,
который в ходе недавнего визита в Москву
пообещал возобновить запуски шаттлов и
выполнить все обязательства по МКС, как
отметил Анатолий Перминов, России не стоит
подстраиваться под американцев. У нас есть
отечественные космические корабли, а
вскоре должен появиться и новый европейский
транспортный корабль, для причаливания
которого на МКС уже
устанавливается оборудование. Поэтому
можно отработать с Европой совместную
схему эксплуатации станции, даже если
американцы решат уйти.
Большое внимание в российской космической
экспозиции было уделено новым космическим
технологиям, в частности искусственным
спутникам различного назначения. Например,
НПО прикладной механики имени академика М.Ф.
Решетнева представило связные спутники
тяжелого класса «Экспресс-АМ», создаваемые
по заказу ФГУП «Космическая связь», и
навигационный «Глонасс-К», предназначенный
для модернизации российской навигационной
системы ГЛОНАСС. На ILA’2004 также был показан
спутник тяжелого класса «Экспресс-АТ». Это
новый проект телекоммуникационного
космического аппарата, разрабатываемый НПО
ПМ совместно с французской фирмой Alcatel Space.
На спутнике планируется разместить более 60
транспондеров. Он будет предназначен для
восполнения российской орбитальной
группировки.
ФГУП
«Рособоронэкспорт» основной упор сделало
на демонстрацию высокоэффективных средств
ПВО для защиты основных военных и
промышленных объектов. Посетители ILA’2004
смогли познакомиться с зенитным пушечно-ракетным
комплексом «Тунгуска-М1» и зенитным
ракетным комплексом «Оса-АКМ», а также
другими перспективными образцами
вооружения. Интерес у экспертов вызвал
комплекс «Бук-М1-2» - единственный в мире ЗРК
среднего радиуса действия, способный
уничтожать в условиях радио- и огневого
противодействия не только самолеты
стратегической и тактической авиации,
вертолеты и крылатые ракеты, но и
тактические баллистические и авиационные
ракеты, в том числе
противорадиолокационные, поражающие
элементы высокоточного оружия, а также
радиоконтрастные надводные и наземные цели.
По словам главы делегации «Рособоронэкспорта»,
директора по особым поручениям Михаила
Завалия
российские производители и экспортеры
вооружений готовы
предложить странам, входящим в
Североатлантический альянс, вооружение и
боевую технику, выполненные по стандартам
НАТО,
а также адаптировать находящиеся в странах
Восточной Европы вооружения под требования
альянса.
Если до сих пор нам
отводили в Европе роль только технического
сопровождения тех образцов
вооружения,
которые остались с советских времен -
Миг-29, вертолетная техника и др., то
сейчас акцент в
военно-техническом сотрудничестве все
больше смещается в сторону высоких
технологий.
Это и космос, и пусковые услуги, и бортовое
радиоэлектронное оборудование, и системы
управления, и т.д.
«Сухой» представил на авиасалоне
гражданские программы и экспортный ряд
боевых самолетов Су. «Экспозиция
подчеркивает тенденцию, обозначившуюся в
деятельности компании «Сухой», -
диверсификацию производимой авиационной
техники», - заявил генеральный директор
компании Михаил Погосян. Участники смогли,
в частности, ознакомиться с многофункциональным
грузо-пассажирским самолетом Су-80ГП и
легким самолетом-амфибией Бе-103
производства КнААПО, а также с новым
проектом компании - региональным самолетом
RRJ.
Российская авиастроительная корпорация «Иркут»
и Европейский авиакосмический и оборонный
концерн (EADS) заключили соглашение о
стратегическом партнерстве. Стороны
договорились о том, что до конца нынешнего
года EADS приобретет 5-10% акций российской
компании, а также о том, что в
наблюдательный совет «Иркута» уже в июне
войдет представитель европейцев. Сделка
завершится до конца IV квартала нынешнего
года, в том случае, если куплю-продажу
акций второго по величине
авиастроительного предприятия России (после
АХК «Сухой») одобрят правительства стран-участниц.
Как отмечают в «Иркуте», нынешние
соглашение о сотрудничестве и
подтверждение планов по сделке, по сути,
являются формализацией достигнутых ранее
договоренностей с европейским концерном.
Компании, например, давно запланировали
создать СП по продвижению на зарубежных
рынках «иркутского» самолета-амфибии Бе-200,
а также организовать в России сервисные
центры по обслуживанию европейских
вертолетов, открыть у нас в стране
производства малых западных вертолетов EC130
и TC135 и т.д. «EADS и «Иркут» будут поддерживать
друг друга в проникновении на новые рынки»,
- объяснил смысл всех договоренностей один
из руководителей европейского концерна
Филипп Камю.
11 мая АНТК им. О.К.Антонова провел
презентацию под названием «Ан-124-100 авиакомпании
«Авиалинии Антонова» - лучшее решение SALIS и ЕСАР». Самолет посетили
делегация Министерства обороны ФРГ во
главе с министром обороны страны доктором
Петером Штруком, а также делегация во главе
с государственным секретарем Федерального
министерства транспорта, строительства и
жилья г-ном Тилом Брауне. Основная цель
презентации - представление
заинтересованным структурам стран НАТО и
ЕС, а также общественности этих государств
возможностей самолетов «Руслан» при
выполнении ими стратегических воздушных перевозок по европейским
программам SALIS (Strategic Airlift
Interim
Solution)
и ЕСАР (European
Capability
Airlift
Programme).
В этот же день в аэропорту Шенефильд
состоялась пресс-конференция по вопросам
возможного использования Ан-124-100 «Авиалиний
Антонова в программах SALIS
и ЕCAP, которую посетили более 50 журналистов
из Германии и других стран.
Крупнейшими коммерческими достижениями
салона стали подписание компаниями Arianespace
и EADS
Space
Transportation
контракта стоимостью 3 млрд евро на
производство и поставку 30 ракет-носителей Ariane
5 в период с 2005 по 2010 г. и приобретение
американской авиатранспортной компанией Spirit
Airlines
15 пассажирских самолетов класса А320
стоимостью $900 млн (в
том числе 11 самолетов А319 и четырех А321) у
компании Airbus.
Из новинок на салоне были показаны первый
серийный многоцелевой военно-транспортный
вертолет NH-90, современный транспортный
самолет-заправщик А310MRTT германских ВВС и
целый ряд других изделий. Было заявлено о
начале серийного производства первой
партии истребителей Eurofighter в
количестве 148 машин.
Несмотря на скромные показатели по
количеству заключенных контрактов и
представленных новинок
ЛА, по сравнению с авиасалонами Farnborough и Le Bourget, берлинский
авиасалон можно назвать успешным. Сделав
акцент на работу со
специалистами, организаторы ILA добились того,
что 70% участников выразили свое
удовлетворение коммерческими результатами
и почти 40% смогли установить новые деловые
контакты. Следующий салон ждет посетителей
с 15 по 21 мая 2006 г.
Тимофей Забалуев