АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
ВЫСОКОТОЧНЫЙ СЕГМЕНТ
Использование для
наведения на цель данных, получаемых с
помощью GPS, позволяет значительно уменьшить
время на подготовку и введение
соответствующей информации в блок
управления ракетой, а малая заметность
делает траекторию ее полета более
спрямленной, чем у крылатых ракет
предыдущего поколения, которые, как правило,
должны были огибать зоны, защищенные
средствами ПВО. Наличие же крыльев и
воздушно-реактивных двигателей
обеспечивает ракетам столь необходимые им
для продолжительного полета с дозвуковой
скоростью энергетические характеристики.
Наибольшую дальность
полета среди существующих в настоящее
время высокоточных авиационных средств
имеет американская крылатая ракета AGM-86C
фирмы «Боинг» - до 1100 км. Ее разработка была
начата по одной из «черных» программ в 1986 г.
В отличие от своего стратегического
аналога AGM-86В с ядерной боеголовкой, AGM-86C
была оснащена обычной боевой частью.
Впервые использованная зимой 1991 г. во время
«Бури в пустыне» AGM-86C показала достаточно
высокие результаты: от 28 до 31 попадания на 35
выпущенных ракет. Однако спустя пять лет, в
сентябре 1996 г. во время очередного
воздушного удара по Ираку эффективность
AGM-86C при атаках укрепленных целей оказалась
значительно ниже: из 16 запущенных ракет
цели поразили не более пяти. При дальнейшей
модернизации ракета была оснащена новой
боевой частью проникающего типа AUP-3,
созданной фирмой «Локхид-Мартин».
По дальности действия
AGM-86C более чем в три-четыре раза превосходит
все остальные имеющиеся сегодня за рубежом
крылатые ракеты, оснащенные обычными
боевыми частями. В том числе и одну из
наиболее массовых высокоточных крылатых
ракет AGM-84Н Slam-ER. Эта ракета, созданная
фирмой «Боинг» на основе элементов
противокорабельных ракет «Гарпун» и «Томагавк»,
используется в ВМС США в качестве
основного средства поражения стационарных
(фиксированных) и полустационарных
наземных целей (включая корабли в порту) с
использованием координат целеуказания,
получаемых от системы GPS. Она имеет крыло
изменяемой стреловидности, оснащена
телевизионной ГСН для самонаведения на
конечном участке полета и боевой частью
проникающего типа.
Эквивалентом ракеты AGM-84Н
Slam-ER в ВВС США является ракета AGM-158 JASSM фирмы
«Локхид-Мартин», полет которой к цели также
осуществляется с использованием системы GPS.
В качестве носителей этих ракет могут
использоваться самолеты B-1 (до 24 ракет), B-2 (до
16 ракет), B-52 (до 12 ракет), F-16 и F/A-18 (до двух
ракет). В ближайшие годы предполагается
приобретение не менее 2400 ракет этого типа
для ВВС и 453 ракет для ВМС. В бюджет МО США на
2004 г. включено приобретение 250 ракет этого
типа стоимостью $410
тыс. за единицу. В 2005 г. предполагается
приобретение 360 ракет этого типа.
В настоящее время
ведутся работы по созданию
модернизированного варианта этой ракеты,
получившей название JASSM-ER. Этот вариант
будет иметь увеличенный запас топлива,
позволяющий выполнять полет к цели на
дальность до 1000 км. Как предполагается,
после принятия его на вооружение в 2008 г., он
сможет заменить в ВВС США ракету AGM-86C.
Для высокоточного
поражения наземных целей используется и
ракета AGM-84Е Slam, представляющая собой
модификацию противокорабельной ракеты «Гарпун»,
оснащенную телевизионной системой
наведения ракеты «Мейверик-2». В настоящее
время дальность действия Slam достигает 100 км.
Ряд аналогичных по
назначению разработок в последние годы
выполняется и европейскими фирмами.
Наибольшую известность среди них приобрела
крылатая ракета «Апач» фирмы MBDA, программа
разработки которой была начата в 1983 г.
Основным предназначением этой ракеты
является нанесение ударов по аэродромам и
другим рассредоточенным на местности
объектам. Наведение «Апач» осуществляется
с использованием системы GPS, а на конечном
участке полета с помощью радиолокатора «Прометей»
фирмы «Талес». Характеристики ракеты
позволяют ей выполнять полет на малой
высоте в режиме следования рельефу
местности. При выходе в зону цели ракета
рассеивает десять поражающих элементов TDA
Kriss.
Модификацией «Апач»
является ракета «Сторм Шедоу» («Скальп ЕG»),
наведение которой на цель обеспечивается
ИК-ГСН. Ракета оснащена тандемной
кумулятивной бетонобойной боевой частью.
Впервые в боевых действиях ракета была
использована в 2003 г. в Ираке, где в качестве
ее носителя применялись самолеты
английских ВВС «Торнадо GR4». Ожидается, что
в дальнейшем ракета будет использоваться
Францией, Италией, Грецией и ОАЭ (экспортное
название ракеты для этой страны «Блэк Шахин»),
а в качестве ее носителей предполагаются
тактические самолеты Мираж-2000, Мираж 2000-5 Мк2,
«Рафаль» и «Тайфун».
Еще одной полностью
европейской разработкой является ракета «Таурус»
KEPD350, созданная фирмами ЕАDS
и «СААБ Бофорс дайнемикс». Ее дальность
действия достигает 350 км, и поражение цели
осуществляется боевой частью проникающего
типа TDW Mephisto. Недавно начато производство
первой серии из 600 ракет, в качестве
носителей которых будут использоваться
самолеты «Торнадо» и «Тайфун».
Во многом аналогичные
методы и принципы используются при
создании различных видов управляемых бомб.
Так, оснащение кассетных боеприпасов
крыльями небольшого удлинения значительно
увеличивает дальность их планирования.
Одним из наиболее показательных примеров
подобного подхода является американская
кассетная бомба AGM-154A JSOW, созданная по
заказу ВМС США фирмой «Рейтеон» и имеющая
дальность планирования до 117 км. Для ее
наведения и управления кроме системы GPS
используются неохлаждаемый ИК-датчик и
многоцелевой дистанционный взрыватель. В
различных боевых действиях, в том числе в
Ираке, где они были впервые применены в 2001 г.,
уже использовано более 400 бомб этого типа. В
настоящее время осуществляется
производство двух вариантов этой бомбы -
AGM-154A массой 474 кг, оснащенной 145 кассетными
боеприпасами BLU-97B/B и AGM-154C массой 468 кг c БЧ
проникающего типа. Средняя стоимость одной
JSOW, в соответствии с бюджетом МО США на 2004 г.,
составляет $290 тыс.
Одной из соперниц JSOW в
ближайшие годы может стать израильская
управляемая бомба MSOV фирмы IMI, испытания
которой были завершены в октябре 2003 г. Как и
JSOW, израильская бомба оснащена системой
наведения GPS. Ее вес составляет 1050 кг, при
этом она снаряжена 675-килограммовой боевой
нагрузкой и способна планировать на
дальность более 100 км.
Наличием столь
впечатляющих успехов в области создания
планирующих управляемых бомб объясняется
ярко выраженное стремление ВВС США к
использованию этого вида оружия в качестве
альтернативы традиционным высокоточным
средствам, например,
противорадиолокационным ракетам. Как
отмечают представители ВВС США, для этого
необходимо только решить проблему более
точного получения координат РЛС противника,
чем в настоящее время.
Тем не менее, класс
противорадиолокационных ракет остается по-прежнему
востребованным, и доминирующее место в нем
занимает ракета AGM-88 HARM фирмы «Рейтеон». Ее
поставки были начаты еще в апреле 1983 г., а
первое боевое крещение состоялось в 1986 г.
при нанесении воздушного удара по Ливии.
Максимальная дальность действия AGM-88
составляет 150 км. Ее последняя модификация
AGM-88D («Блок 6»), введенная в строй в 2003 г., в
дополнение к пассивной радиолокационной
ГСН оснащена усовершенствованным
навигационным оборудованием, в том числе и
приемником системы GPS, что позволяет
атаковать радиолокатор-цель после его
выключения или применения специальных
видов помех.
В 2003 г. свои предложения
по дальнейшей модернизации AGM-88 в интересах
ВМС США сделала американская фирма «Эллиант
Техсистемз». Эта программа получила
название AARGM.
Еще одной перспективной
разработкой в этом классе управляемого
ракетного оружия в ближайшие годы должна
стать сверхзвуковая ракета «Армигер», над
созданием которой работает немецкая фирма
BGT. Как сообщается, эта ракета массой 230 кг
будет оснащена многорежимной ГСН,
обеспечивающей точность ее наведения на
цель до 1 м, и прямоточным ВРД. Характерным
внешним признаком этой ракеты является
асимметричная носовая часть с окном для
тепловизионного канала, наклоненным для
защиты от аэродинамического нагрева.
Основные усилия
разработчиков авиационных вариантов
противокорабельных ракет все более
сосредотачиваются на создании ракет,
обладающих высокой избирательностью
поражения кораблей вблизи побережья,
возможностью оценки нанесенных ими
повреждений, способностью интенсивно
маневрировать, имеющих более высокую массу
боевого снаряжения. Опыт боевых действий
последних лет показал, что ПКР, оснащенные
маломощными боевыми частями, способны
наносить эффективные удары только по
кораблям легких классов, типа быстроходных
патрульных катеров.
В то же время
интенсивной смены поколений в этом виде
высокоточных вооружений пока не отмечается,
и в ближайшие годы доминирующее положение в
этом секторе будут занимать различные
варианты американской AGM-84 «Гарпун» и
французской АМ-39 «Экзосет».
На этом фоне
практически единственной новой
разработкой в этом классе, доведенной до
принятия на вооружение, является
европейская ракета «Полифем», созданная EADS/LFK.
Одной из ее наиболее привлекательных черт
является система наведения, основанная на
передаче команд на борт ракеты по волоконно-оптической
линии связи, что обеспечивает высокий
уровень помехозащищенности и
малозаметности. Как и большинство других
ракет аналогичного назначения «Полифем»
оснащена турбореактивным двигателем, имеет
массу 145 кг и дальность действия до 60 км. В
ближайшее время ожидается принятие на
вооружение немецких корветов К-130.корабельного
варианта этой ракеты. В соответствии с
программой совершенствования авиационного
противокорабельного вооружения ВМС США
рассматривают возможность начала работ по
созданию всепогодной ПКР с целью замены
созданных в 1970-х годах норвежской фирмой «Консберг»
ракет AGM-199В «Пингвин», которые в настоящее
время используется вертолетами SН-60В для
нанесения ударов по кораблям класса корвет
и фрегат. В свою очередь, фирма «Консберг»
рассчитывает в ближайшее время предложить
на рынок свою новую разработку –
противокорабельную ракету NSM массой 410 кг и
дальностью действия до 160 км, которая пока
находится в стадии отработки. Одновременно
с этим «Консберг» ведет работы с
французским отделением MBDA по программе
создания ракеты, предназначенной для
замены АМ-39 «Экзосет».
Основной чертой работ
по совершенствованию вертолетных
противотанковых ракет является их
направленность на создание более
эффективных боевых частей, способных
поражать динамическую броню, достигать
более высоких скоростей и дальностей
полета при их всепогодном и круглосуточном
применении. Необходимо также повышение
автономности действия ракеты,
обеспечивающей выполнение ею операций по
поиску и захвату цели после отделения от
носителя.
Наиболее ярким
представителем этого направления является
семейство американских ракет «Хеллфайр».
Эти ракеты оснащаются тандемными
кумулятивными боевыми частями, имеют
сверхзвуковую скорость полета и дальность
действия более 8 км. К настоящему времени
изготовлено более 16000 ракет «Хеллфайр-2»,
которые находятся на вооружении армии США и
свыше десятка других государств.
Из числа наиболее
совершенных европейских ПТУР следует
выделить ракету «Тригат-LR»,
разработанную MBDA. Разворачивающееся в
настоящее время серийное производство этих
ракет, имеющих массу 48 кг и дальность
действия до 5 км, должно обеспечить замену
ветеранам европейских тактических ракет -
семейству управляемых по проводам ракет «Хот».
Кроме семейства ПТУР «Хеллфайр»
основными соперниками этой разработки
являются разработанная южноафриканской
фирмой «Кентрон» ПТУР «Мокопа» и легкая
ПТУР «Спайк-ER», разработанная израильской
фирмой «Рафаэль». «Спайк-ER», созданная на
основе семейства ракет NT,
оснащена системой наведения по волоконно-оптической
линии связи и имеет дальность действия 8 км
при массе вдвое меньшей, чем ее ближайшие
аналоги. К ее достоинствам также относится
возможность осуществления захвата цели как
после пуска, так и до отделения ракеты от
носителя.
Старт еще одной
программе совершенствования высокоточного
оружия был дан в США в прошлом году, после
того как были сформированы требования к
новой универсальной ракете JCM (Joint Common Missile).
Она будет предназначена для замены ракет «Хеллфайр»,
«Мейверик», которыми оснащены самолеты и
вертолеты авиации армии и ВМС, а также
морской пехоты США. Предполагается, что в
качестве платформы для запуска JCM будут
применяться существующие и перспективные
самолеты, вертолеты и ударные беспилотные
летательные аппараты.
Стартовая масса JCM
должна составить 32-34 кг, и в зависимости от
поставленной боевой задачи ракета будет
оснащаться различными боевыми частями,
адаптируемыми для поражения
соответствующей цели, многорежимной ГСН,
комбинирующей инфракрасное, полуактивное
лазерное наведение и наведение в
миллиметровом диапазоне. Предполагается,
что ракета будет оснащена двигателем с
регулируемой подачей
высокоэнергетического гелеобразного
топлива, что позволит JCM достигать
дальности действия 14-16 км при пуске с
вертолетов и до 28 км при пуске с самолетов.
Объем предполагаемых закупок для США,
которые могут быть начаты в 2007 г., составит
не менее 54 тыс. ракет.
Еще
одна высокоточная ПТУР для поражения
легкобронированных объектов создается для
армии США на основе ракеты «Гидра-70». В
обычном исполнении «Гидра-70», имеющая массу
11,9 кг, запускается из 19- и 7-зарядных
пусковых установок. Сформированными в
марте 2000 г. требованиями была провозглашена
необходимость оснащения этой
неуправляемой авиационной ракеты системой
наведения и управления, что позволит
обеспечить для ракеты стоимостью меньше $10
тыс. точность попадания в 1 м на 6 км
дистанции. Считается, что такое оружие
могло бы стать экономически более выгодным,
чем состоящие на вооружении ПТУР, имеющие
стоимость около $80 тыс. Базовой линией новой
разработки, получившей название APKWS (Advanced
Precision Kill Weapon System), должен стать стандартный
двигатель Мк66, боевая часть М151 (планируется
в дальнейшем разработать для ракеты и
термобарическую боевую часть) и взрыватель
М423.
Как сообщается, в США
сегодня имеется в наличии около 300 тыс.
ракет «Гидра-70», и армия Соединенных Штатов
предполагает в дальнейшем приобрести для
них 50-100 тыс. блоков наведения.
Обозначение |
Фирма-разработчик |
Масса, кг |
Масса
БЧ, кг |
Длина,
м |
Диаметр,
м |
Раз-мах
крыльев, м |
Дальность
поле-та, км |
AGM-86C |
Боинг |
1430 |
900/1350 |
6,32 |
0,622 |
3,66 |
1100 |
AGM-84H |
Боинг |
635 |
227 |
4,36 |
0,343 |
2,182 |
300 |
AGM-158 |
Локхид-Мартин |
1020 |
450 |
4,267 |
|
2,4 |
400 |
Storm
Shadow |
MBDA |
1300 |
|
5,1 |
0,66 |
3,00 |
250 |
KEPD350 |
Таурус |
1400 |
|
5,0 |
0,7 |
2,16 |
350 |
Обозначение |
Фирма-разработчик |
Масса,
кг |
Масса
БЧ, кг |
Длина/диаметр,
м |
Размах
крыльев, м |
Дальность
действия, км |
AGM-65 |
Рейтеон |
210-307 |
56-136 |
2,49/0,305 |
0,72 |
24 |
AGM-142A |
Рафаэль |
1360 |
350 |
4,826/0,553 |
1,727 |
90 |
AGM-88 |
Рейтеон |
360 |
66 |
4,17/0,254 |
1,130 |
90 |
ARMIGER |
BGT |
230 |
20 |
4 |
0,2 |
100 |
Alarm |
MBDA |
265 |
|
4,3/0,224 |
0,72 |
45 |
Обозначение |
Фирма-разработчик |
Масса,
кг |
Длина,
м |
Диаметр,
м |
Дальность
действия, км |
AGM-114K |
ЛокхидМартин |
45,7 |
1,626 |
0,178 |
8 |
Brimstone |
MBDA |
50.0 |
1,8 |
0,178 |
8 |
Mokopa |
Kentron |
49,8 |
1,995 |
0,178 |
10 |
Trigat-LR |
MBDA |
48,0 |
1,62 |
0,145 |
5-7 |
Spike-ER |
Рафаэль |
33 (с
контейнером) |
1,67 |
0,17 |
8 |
(По материалам зарубежной печати)