С момента
принятия на вооружение в 1981 г. истребитель
ПВО дальнего действия МиГ-31 был окутан
завесой секретности, и только теперь,
спустя более чем 20 лет, этот выдающийся
самолет внес свой вклад в дело достижения
высших рекордных показателей. Летом 2003 г. на
серийном МиГ-31 были установлены 22 рекорда,
зарегистрированные Спортивной комиссией
Федерации авиационного спорта России, а 19
из них стали высшими мировыми достижениями,
что подтверждено дипломами Международной
авиационной федерации (FAI).
Следует
особо подчеркнуть, что полеты проводились
на обычном серийном самолете одной из
первых серий, никакой предварительной
подготовки ни самолет, ни экипажи не
проходили – уникальные технические
характеристики МиГ-31 вполне позволили
обойтись без этого. Кроме того, погодные
условия в тот день были неблагоприятными (температура
воздуха у земли превышала +30°С), а число
попыток было ограничено до трех. Тем не
менее, в каждом полете было установлено по
несколько рекордов, в итоге превысивших
предыдущие 22 мировых достижения,
установленные на самолете МиГ-25. Некоторые
рекорды были перекрыты весьма значительно:
время набора высоты 12000 м сократилось в три
раза, максимальная высота полета с грузом
возросла более чем на 5000 м и составила 21690 м.
Достигнутые
результаты далеко не предельны, при
соответствующей подготовке самолета и
тренировке экипажей МиГ-31 способен
установить еще более 30 мировых рекордов
скорости, высоты полета и скороподъемности.
Тем самым будет подтвержден неоспоримый
факт: на сегодняшний день равных этому
самолету нет нигде в мире. МиГ-31 –
единственный в мире самолет, автономно
выполняющий функции разведчика, воздушного
командного пункта и ударного средства,
способного вести борьбу как с высотными,
так и с низколетящими целями. Не имеющий
равных в дальнем ракетном бою, МиГ-31
сохранит лидерство в ближайшие 10-15 лет.
Наиболее
эффективными направлениями использования
Миг-31 являются применение его в качестве
ударного самолета с дальностью действия
высотного оружия более 1000 км; самолета-разведчика,
работающего в перспективном
информационном пространстве, а также
возвращаемой первой ступени (разгонщика)
современных и перспективных комплексов для
решения задач ПВО и вывода на низкие орбиты
спутников класса 1-100 кг. В перспективе до 2015
г. именно такие спутники будут составлять
основу орбитальных группировок ведущих
стран мира, что обусловлено быстрым
развитием нанотехнологий и постепенным
отказом в решении подобных задач от дорогих
в производстве и сложных в эксплуатации
комплексов ракет-носителей. Ведущие
мировые производители авиационной и
космической техники проводят активные
исследовательские работы в этом
направлении, но отсутствие современного
самолета-платформы, сравнимого с МиГ-31, пока
остается единственным препятствием на пути
решения проблемы. На сегодняшний день
только МиГ-31 максимально оптимизирован под
эти задачи и уже сейчас способен вывести
ракетную ступень весом до 8-10 т на высоту
более 20 км и обеспечить ей стартовую
скорость 3000 км/ч. К сожалению, отношение к
МиГ-31 в высших эшелонах российской «оборонки»
носит достаточно формальный характер:
неверная расстановка приоритетов развития
военной авиации и аэрокосмического
комплекса России не позволяет уникальному
детищу советского ВПК проявить свой
огромный потенциал. Решить эту проблему
может только государственная программа по
использованию и развитию возможностей
самолета МиГ-31.
Валерий Новиков