Ан-148 ГОТОВИТСЯ К
ВЗЛЕТУ
В последнее десятилетие
мировой рынок производства гражданских
воздушных судов в основном
структурировался, особенно в нише средне- и
дальнемагистральных самолетов. Пожалуй,
один из немногих сегментов, где наблюдается
достаточно активная конкуренция, - рынок
региональных и ближнемагистральных
самолетов. Производство таких воздушных
судов налажено в ряде западноевропейских
стран, Канаде, Бразилии и др.
Опыт эксплуатации самолетов
Ан-140, а также Ан-38 (в России и Малайзии)
позволяет рассчитывать на успешную
эксплуатацию нового регионального
самолета разработки АНТК им. О.К.Антонова
- Ан-148.
Основа концепции Ан-148 -
создание самолета нового поколения,
наиболее полно отвечающего потребностям
авиаперевозчиков, нужного и удобного
эксплуатантам. Воплощая эту идею в жизнь, «Антонов»
и его партнеры используют новейшие
технологии, а также опыт, накопленный при
создании пассажирских самолетов Ан-24, Ан-28,
Ан-140 и Ан-38.
Ан-148 сможет успешно
эксплуатироваться в широком диапазоне
климатических условий в любое время суток с
хорошо и плохо оснащенных аэродромов, в том
числе со сложными воздушными подходами,
расположенных в густонаселенных районах и
горах, на высотах до 3000 м. Высокая
экономическая эффективность, современный
уровень технического и эксплуатационного
совершенства, высокая степень
конструктивно-технологической и
эксплуатационной унификации — все эти
качества заложены в Ан-148. При разработке
самолета большое внимание уделялось работе
с потенциальными заказчиками. Генеральный
конструктор АНТК им. О.К.Антонова Петр
Балабуев отмечает: «Мы работали вместе с
авиакомпаниями, начиная с осевых линий».
Организация работы с
эксплуатантами проходила в рамках
созданного в 2002 г. Совета партнеров по
программе Ан-148, в который вошли ведущие
авиапредприятия России и Украины,
лизинговые компании и промышленные
предприятия-партнеры по созданию Ан-148.
Как показала работа Совета,
стремление удовлетворить запросы
различных перевозчиков требует создания
целого семейства машин различной
пассажировместимости, дальности полета,
взлетной массы и пр. Его диапазон по
пассажировместимости и дальности
превосходит семейства конкурентов и
обеспечивает более широкую рыночную и
эксплуатационную нишу. В настоящее время
разработано 7 вариантов Ан-148: 5 вариантов Ан-148-100,
предназначенных для перевозки от 10 до 80
пассажиров на дальность 2000-8700 км, и два
варианта самолета с удлиненным фюзеляжем
Ан-148-200 в диапазоне от 80 до 100 пассажиров и
дальности до 2000-4500 км. Каждый самолет
семейства, разработанный для максимального
соответствия индивидуальным требованиям
заказчиков, будет иметь сертификат. Широкая
унификация агрегатов планера, применение
единой силовой установки, единый состав
бортового радиоэлектронного оборудования,
а также модульный состав самолетного и
пассажирского оборудования обеспечивают
более высокую рентабельность при
производстве и эксплуатации самолетов
семейства Ан-148.
Активное участие летчиков
авиакомпаний и летчиков-испытателей АНТК
им. О.К.Антонова в процессе создания Ан-148
позволило наилучшим образом подготовить
кабину экипажа новых самолетов. Просторная,
комфортная, с большим углом обзора кабина
оснащена современными системами и
оборудованием, необходимыми для управления
полетом на любых
воздушных трассах мира, в том числе на
маршрутах с высокой интенсивностью полетов.
Двигатели самолета Д-436 имеют систему
автоматического управления и контроля,
позволяющую оптимизировать их работу на
всех участках пути, повысить надежность,
сократить расход топлива и стоимость
обслуживания. По просьбе авиакомпаний
рассматривается также возможность
оборудования Ан-148 американскими
двигателями компании General Electric CF36-10.
Высокий уровень комфорта
обеспечен и в кабине пассажиров. Достигнут
он большим объемом салона, багажно-грузовых
помещений и багажных полок, рациональной
компоновкой и составом сервисных помещений,
низким уровнем шума. Современный дизайн
интерьера, удобные кресла, идеальные
климатические условия - вот что предстоит
оценить пассажирам Ан-148.
При этом самолеты Ан-148 выгодны
и с экономической точки зрения. Цена
самолетов этого семейства на 20-30% ниже
стоимости западных аналогов. Прямые
эксплуатационные расходы самолетов Ан-148 в
условиях эксплуатации авиакомпаниями
России на 10-15% ниже, чем у конкурентов.
Безубыточная загрузка при налете 2700 ч/год
на международных авиалиниях меньше, чем,
например, у ERJ, на 10 пассажиров (35 против 45
пассажиров или 44% против 60%), а на внутренних
авиамаршрутах СНГ и РФ —
примерно на 20 пассажиров (53 против 75 или
66% против 100%).
В настоящее время АНТК им. О.К.Антонова
и его партнеры строят первые экземпляры
базового Ан-148-100. В производстве головной
партии Ан-148 участвуют Харьковское
государственное авиационное
производственное предприятие, Воронежское
акционерное самолетостроительное общество,
Киевский государственный авиазавод «Авиант»,
десятки других предприятий России, Украины
и стран дальнего зарубежья. Они, а также
лизинговая «Ильюшин Финанс Ко.», выступают
как стратегические партнеры, создавая
сегодня единое предприятие с российско-украинским
капиталом «Международный Авиационный
Проект-148». Строительство головной партии
идет высокими темпами, с использованием
современных компьютерных технологий, что
существенно повышает качество
документации, значительно сокращает
затраты на подготовку производства,
изготовление агрегатов и деталей. Сегодня
сборка первого экземпляра самолета
заканчивается, идет монтаж и отработки его
многочисленных систем. 13 июля из Запорожья
поступили двигатели Д-436-148, разработанные и
изготовленные ЗМКБ «Прогресс» и ОАО «Мотор
Сич» на базе сертифицированного Д-436. Новые
двигатели оснащены системой
автоматического управления и контроля,
оптимизирующей их работу на всех участках
полета, повышающей надежность, сокращающей
расход топлива и стоимость обслуживания.
Они также отвечают современным требованиям
ICAO и «Евроконтроля». Назначенный ресурс
двигателя — 40 000 ч, 20 000 циклов.
Помимо первого экземпляра,
идет постройка второго и третьего
самолетов головной партии. На втором, также
предназначенном для летных испытаний,
также монтируют системы и оборудование. На
нем уже установлено шасси и хвостовое
оперение. Третий экземпляр в настоящее
время находится в стадии стапельной сборки.
Вскоре
первый, а за ним и второй Ан-148 поднимутся в
небо. Они пройдут
полный комплекс сертификационных
испытаний на соответствие авиационным
нормам АП-25, JAR-25, Главы IV требований ICAO по
шуму на местности и эмиссии авиационных
двигателей. В конце 2005 г. самолет поступит в
эксплуатацию. 11 авиакомпаний России и
Украины уже высказали намерение приобрести
в общей сложности более 100 самолетов Ан-148.
Были подписаны соответствующие
протоколы о намерениях, в том числе с
авиакомпаниями «Красноярские авиалинии» (12
самолетов) и «АэроСвит» (10 самолетов).
Планируется, что большая часть опционов
будет конвертирована в твердые заказы уже
этой осенью.
Самолет
Ан-148, являясь по сути интегрированным
украинско-российским продуктом, имеет
хорошие перспективы в значительной степени
удовлетворить потребности России, Украины
и других стран СНГ в воздушных судах для
региональных авиаперевозок. С учетом
современной организации послепродажного
обслуживания эти изделия вполне могут быть
реализованы на зарубежных авиарынках,
особенно в странах Азии, Африки и Латинской
Америки, где имеется многолетний опыт
эксплуатации самолетов «Ан».
Украина
и Россия обладают мощным совокупным
авиационным производственным и научно-техническим
потенциалом, способным реализовать самые
современные проекты по созданию и
внедрению авиационной техники. Все это
позволяет рассчитывать на успешное и
эффективное внедрение в эксплуатацию
самолета Ан-148.