«ФАРНБОРО-2004»:
ДЕЛОВАЯ АВИАЦИЯ НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ
С
большим интересом англичане знакомились с
российской экспозицией, которая
разместилась в выставочном павильоне № 1, с
посещения которого начинали осмотр
выставки большинство ее посетителей. А те,
кто пришли «по делу», оценили удобное
расположение шале переговоров «Рособоронэкспорта»
и «Сухого» - прямо у главного входа, в сотне
метров от павильона. Лидером российской
части экспозиции выступило ФГУП «Рособоронэкспорт»,
объединившее в своей экспозиции около 50
предприятий и организаций отечественного
оборонно-промышленного комплекса. На его
стенде посетители могли получить
необходимую информацию практически обо
всем экспортном ряде самолетов семейства «Су»,
в т.ч. многофункциональных истребителях Су-27СК
и Су-30МК, истребителе-бомбардировщике Су-32,
самолете-штурмовике Су-39, корабельном
истребителе Су-33.
Важное
место в российской экспозиции занял учебно-боевой
самолет Як-130. Это самолет «двойного»
применения, который может использоваться и
как учебно-тренировочный, и как легкий
штурмовик.
Значительное
место в отечественной экспозиции заняли
модификации российских вертолетов. ОАО «Камов»
было представлено модификациями боевого
ударного вертолета Ка-50, уникальным
вертолетным комплексом
радиолокационного дозора Ка-31,
скоростным многоцелевым вертолетом Ка-60 и
легким многофункциональным вертолетом
оригинальной модульной конструкции типа Ка-226,
серийное производство которого уже освоено.
«Милевская»
школа российского вертолетостроения
продемонстрировала ряд модификаций
вертолетов, в том числе военно-транспортный
Ми-171Ш, транспортно-боевой Ми-35М, тяжелый
транспортный Ми-26 и перспективный боевой Ми-28НЭ.
Интерес специалистов вызвал тяжелый военно-транспортный
вертолет Ми-26, предназначенный для
обеспечения маневра войск с боевой
техникой, перевозки крупных партий грузов
общей массой до 20 т.
Внимание
посетителей выставки также привлекла одна
из новейших российских разработок в
области бортовых радиолокационных систем -
БРЛС «Жук-МФЭ», предназначенная для
самолетов-истребителей типа Су-30. Эта
станция подтвердила свои характеристики в
летных испытаниях в России и предлагается
зарубежным партнерам для поставки в
составе новых авиационных комплексов или
при проведении модернизации истребителей
более раннего производства.
Снискавший
славу лучшей мировой площадки для показа
новых достижений военного и гражданского
авиастроения, «Фарнборо» меняет амплуа. В
этом году впервые появилась специальная
зона для самолетов делового класса (Business Aircraft
Park). Деловые самолеты
проходили по «отдельному списку». Они могли,
в отличие от прочих, покинуть аэродром по
желанию их владельцев в любое время и также
свободно вернуться обратно (конечно, при
соблюдении правил авиационной
безопасности и наставлений по выполнению
полетов), что являлось маркетинговым ходом
фирм-производителей, позволившим показать
достоинства машин без значительных затрат
на организацию показательных полетов.
Интересно
заметить, что практически все типы,
представленные на стоянке деловых
самолетов, знакомы российским бизнесменам.
По информации Ассоциации деловой авиации (АДА),
в прошлом году заказчики из России
приобрели почти 30 самолетов делового
класса стоимостью порядка $0,5 млрд, в том
числе четыре самолета Boeing Business
Jet, пять - Gulfstream
серии 5, семь - Bombardier Global
Express и более десяти - Bombardier Challenger.
Правда,
подавляющее большинство «бизнес-джетов»
официально на территорию страны ввезены не
были: сделки по приобретению проведены
через зарубежных посредников или оффшорные
фирмы, чтобы не показывать реальные доходы
и не платить таможенной пошлины за ввоз
импортной техники.
Лучше
всего продажи шли у канадской фирмы Bombardier.
Президент отделения деловых самолетов
фирмы Питер Эдвардс (Peter
Еdwards) сказал в интервью «Авиапанораме»:
«Наши продажи в России растут. Новое
поколение бизнес-лидеров в России - очень
требовательное. Они хорошо разбираются в
передовых технологиях, берут самое лучшее».
Так, Bombardier получила из России
заказ на Global-5000, серийные образцы
которого поступят в коммерческую
эксплуатацию только в следующем году.
Хорошим спросом у российских «олигархов»
пользуется топ-модель Bombardier
- межконтинентальный деловой самолет Global
Express, способный без
посадки перелететь из Москвы в Сиэтл или
Лос-Анджелес. На обновленную версию машины
разрабатывается интегрированная
электронная система салона Airshow
21 фирмы Rockwell Collins.
Ее архитектура построена на едином
процессоре обработки данных для всех
цифровых и дистанционно управляемых систем
«летающего офиса». В двухлетней
перспективе скорость канала передачи
данных для потребителей в салоне (Интернет,
различные цифровые системы развлечения и т.д.)
достигнет 5 мБ/с.
Также
имеется интегрированная система салонной
диагностики, которая предоставляет широкие
возможности по контролю параметров
освещения и климата, причем не в целом по
салону, а в каждом из его секторов.
Предлагается ее вариант, построенный
вокруг «главного пассажира». У него
появляется возможность задавать параметры
климата и освещенности не только для себя
лично, но и индивидуально для
сопровождающих лиц. Если кто-то, скажем, «проштрафился»,
то ему можно в буквальном смысле слова «перекрыть
кислород» или затемнить его сектор кабины.
Пока,
несмотря на устойчивый и растущий спрос на
деловые самолеты, отечественные
авиастроители не построили не только ни
одного «бизнес-джета», но даже макета такой
машины. Однако «Сухой» планирует создание
делового варианта своего регионального
самолета, известного как Russian
Regional Jet.
В
первый день работы «Фарнборо-2004»
«Сухой» получил от авиакомпании «Сибирь»
первый твердый заказ на пятьдесят 95-местных
RRJ-95B.
Поставки начнутся в 2007 г. Стоимость
контракта не разглашается, но известно, что
каталожная цена этой модели - $26,2 млн. Правда,
скептики пессимистично оценивают реальные
планы «Сибири» в отношении RRJ.
Достаточно вспомнить, сколько
соглашений между отечественными
авиакомпаниями и самолетостроителями было
подписано в последние пять-шесть лет и
сколько из них дошли до стадии практической
реализации. Тем не менее, свои PR-задачи как «Сухой», так и
«Сибирь» выполнили: страницы всех без
исключения ежедневных журналов, выходящих
на «Фарнборо-2004», обошли фотографии,
запечатлевшие счастливые лица
руководителей двух компаний - Михаила
Погосяна и Владислава Филева.
Из
всех авиазаводов бывшего СССР специальные
варианты самолета для деловых перевозок
пока делают только в Харькове. В прошлом
году ХГАПП передал правительственному
перевозчику - авиакомпании «Украина»
первый Ан-74ТК300VIP и завершает работы на
втором таком самолете. Интерьер салона
выполнен из высококачественных импортных
материалов на харьковской фирме «ИнтерАМИ».
Ан-74 отличается высокими взлетно-посадочными
характеристиками, достигнутыми благодаря
размещению двигателей Д-36 над крылом.
Взаимное расположение моторов и крыла
позволяет получить высокие значения
подъемной силы за счет эффекта Коанда,
наблюдаемого при обтекании верней части
крыла реактивной струей. В результате Ан-74
способен действовать с очень коротких,
неподготовленных площадок, за что получил
прозвище «летающий джип». Правда, в среде
авиаторов самолет чаще называют «чебурашка»
- высоко расположенные двигатели большой
двухконтурности напоминают «уши»
мультипликационного героя.
Последним
полностью выполненным крупным заказом на
эту машину стал иранский - на 12 Ан-74ТК100/200.
Индекс «ТК» указывает на вариант с быстро
конвертируемой кабиной, позволяющей
использовать самолет для перевозки как
грузов, так и пассажиров. Машину в таком
варианте ХГАПП представил на «Фарнборо-2004».
Показ этой уже хорошо известной всему миру
модели был не случайным. И он удачно
вписался в изменение характера «Фарнборо»,
с акцентом на деловую авиацию. Разработан
новый комплекс БРЭО, появились компоненты,
которые должны соответствовать
требованиям ИКАО на сегодняшний и
завтрашний день. С созданием Ан-74ТК300
появился новый пласт заказчиков - частные
лица, руководители крупных фирм, которые
стали рассматривать самолет как «бизнес-джет».
Самолет имеет опцию с грузовой рампой. Она
позволяет расширить круг пользователей
таких самолетов с учетом их специфических
потребностей. Например, некоторые
состоятельные люди, в частности арабские
шейхи, не хотят расставаться с любимым
скакуном во время путешествия. Размер
кабины Ан-74ТК300 позволяет перевозить
лошадей и автомобили. Через грузовую рампу
в самолет заезжает «Мерседес» 600-й серии, «Майбах»
57 и 67. В него помещается даже гражданский
вариант «Хаммера».
Цена
на Ан-74ТК300VIP варьируется в пределах
$14-18 млн с учетом высококлассного интерьера
от «ИнтерАМИ». Дальность Ан-74ТК300VIP (с типовой нагрузкой она
составляет 4500 км, а в случае полета
нескольких пассажиров без груза - до 5200 км)
достаточна для выполнения полетов на всех
реальных континентальных маршрутах.
Скорость полета «антонова» несколько ниже,
чем у последних моделей зарубежных «бизнес-джетов»
- 750 км/ч против 820-860 км/ч. Однако разница
реально чувствуется только на длительных
межконтинентальных полетах. На коротких же
трассах высокая несущая способность крыла
и большая тяговооруженность позволяет Ан-74ТК300
быстрее набирать высоту и раньше
конкурентов выходить на крейсерский режим
полета, что делает разницу в скорости
незаметной на реальных маршрутах малой и
средней протяженности.
На
Ан-74ТК300 и обновленном Ан-74ТК200
устанавливается «полустеклянная» кабина
летчиков. К стандартным «циферблатным»
приборам добавлено два боковых индикатора
на ЖКИ с 9 режимами отображения информации,
в том числе движущаяся карта местности,
информация с РЛС «с подсветкой поверхности»,
приемник сигналов спутниковых систем GPS
и ГЛОНАСС, улучшенная инерциальная система
повышенной точности. Все эти изменения уже
успешно опробованы на самолете,
эксплуатируемом в а/к «Украина».
К
передаче египетскому заказчику готовится
Ан-74ТК200 - первая экспортная машина с «полустеклянной
кабиной». С учетом заключенных в последнее
время соглашений с Египтом и Ливией число
твердых заказов на новые варианты Ан-74
достигло 10 единиц, из них 5 - Ан-74ТК300.
С
целью дальнейшего повышения
привлекательности самолета для него
разрабатывается система защиты от ракет,
похожая на систему, которая предлагается
для установки на самолеты Gulfstream серии 5. Она
устанавливается по желанию заказчика. Если
удастся привлечь необходимые инвестиции
для завершения НИОКР по проекту, то Ан-74
получит дополнительное маркетинговое
преимущество.
Вместе
с Ан-74ТК200 ХГАПП привез на «Фарнборо» первый
серийный самолет Ан-140-100. Он передан
авиакомпании «Ильич-Авиа». Сегодня эта
модель - базовая для завода. На нее
переключаются работающие в кооперации с
ХГАПП иранский завод HESA в Исфахане и российский «Авиакор»
в Самаре. В этом году харьковчане должны
сдать второй самолет «Ильич-Авиа» и еще
один - авиакомпании «Украина». Заключен
контракт на четыре Ан-140-100 с
азербайджанским концерном АЗАЛ. Кроме того,
подписаны соглашения с Ливией (с
авиакомпанией Air Libya)
и Суданом. С министерством авиации Судана
подписано соглашение на 8 Ан-140 и два Ан-74 для
Sudan Airways
и ряда других авиакомпаний страны.
Харьковские Ан-74ТК200 и Ан-140-100 были
единственными «реальными» самолетами из
стран бывшего Советского Союза,
представленными на «Фарнборо-2004».
В
последние годы заказчики из стран
Исламского мира стали основными
покупателями продукции не только
украинского авиапрома. Высокие цены на
нефть увеличивают бюджеты государств
арабского Востока, и они с охотой тратятся
на новые самолеты. Так, два авиаперевозчика
из ОАЭ: крупнейшая в
Эмиратах и на Ближнем Востоке Emirates
и недавно рожденная Etihad
- изыскали средства и объявили о двух
крупнейших приобретениях. Emirates
подписала соглашение с Boeing
на поставку 13 авиалайнеров Boeing 777 стоимостью $2,96 млрд, а Etihad
(до этого мало кому известная, обладающая
парком всего из шести самолетов) разместила
заказ, оцениваемый более чем в $7 млрд на
поставку 24 сверхдальних широкофюзеляжных
самолетов компании Airbus,
включая четыре А380, четыре А340-500, четыре А340-600
и 12 А330-200. Эта сделка включает опцион на
покупку еще 12 европейских лайнеров.
Один
из крупнейших авиасалонов мира завершился
и ждет новых посетителей в 2006 г. Что его ждет
в будущем? Организатор выставки, компания SBAC,
идя на встречу пожеланиям участников,
рассматривает возможность увеличения
количества бизнес-дней с одновременным
сокращением открытых
дней для общенародного доступа. Кроме того,
поговаривают о переносе сроков проведения
шоу на сентябрь и даже о его переносе в
другое место, хотя последнее означало бы
потерю хорошо известного брэнда «Фарнборо».