SaM146
- НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ НОВОГО САМОЛЕТА
Обычно создание нового самолета идет параллельно с созданием силовой установки. В двигатель закладываются не только последние разработки в области газо- и термодинамики, высоких технологий, но и требования «гуманитарного» плана - ограничения по шуму и эмиссии вредных выбросов. И конечно же, для небольших региональных самолетов очень важным качественным показателем силовой установки являются операционные затраты, включающие в себя расходы на топливо, обслуживание и др. В соответствии с данным критерием «самолетчики» определяются с фирмой-производителем и типом силовой установки. Так, Embraer, Bombardier и AVIC 1 отдали предпочтение CF-34 производства General Electric, «Туполев» и «Антонов» - двигателю Д-436 компании «Мотор Сич».
Для оснащения RRJ компания Сухой в апреле 2003 г. выбрала силовую установку SaM146 (Sа – аббревиатура Saturn, M146 – тип двигателя из модельного ряда Snecma Moteurs), разрабатываемую совместно Snecma Moteurs и НПО «Сатурн», оставив в стороне союз компаний Pratt&Whitney Canada, MTU Aero Engines, FIAT и ОАО «Авиадвигатель» с двигателем PW800.
Двигатель SaM146 будет устанавливаться на все версии RRJ - вместимостью 60, 75 и 98 мест, как базовой, так и увеличенной дальности - обеспечивая унификацию, что позволит заказчикам существенно снизить эксплуатационные расходы.
Президент Snecma Moteurs Марк Вантр (Marc Ventre) утверждает: «Мы хотим изменить рынок региональных самолетов посредством нового продукта, который значительно снизит операционные затраты заказчика». Иными словами, двигатель должен удовлетворять трем критериям: максимальная длительность «жизни на крыле», минимальное количество запасных частей и высокая ремонтопригодность.
Силовая
установка включает в себя сам двигатель,
мотогондолу и систему реверса. Двигатель
имеет диапазон тяги от 6,8 т (15395 фунтов)
для RRJ60, RRJ60LR (Long
Range -
версия увеличенной дальности) и RRJ75 до 7,7 т (17433 фунтов) для RRJ75LR, RRJ95,
RRJ95LR.
При разработке двигателя SaM146
широко используются передовые
конструкторские и технологические решения
уже проверенные на хорошо
зарекомендовавших себя двигателях
семейства CFM56
для гражданских самолетов и двигателе M88
для истребителя Rafale.
В частности, при создании модулей
вентилятора, турбины низкого давления и
цифровой системы управления двигателем (FADEС)
широко используются технические решения и
результаты эксплуатации двигателей
семейства CFM56, а
компрессор, турбина высокого
давления и камера сгорания опробованы в
перспективном демонстраторе
газогенератора DEM21, отрабатывающемся
на технических новациях М88.
Основная
концепция проектирования двигателя -
простота и минимальное количество деталей.
Конструктивная схема двигателя - это
вентилятор диаметром 1220 мм с
широкохордными лопатками, трехступечатый
бустер, шестиступенчатый компрессор
высокого давления, кольцевая камера
сгорания с эффективностью 99,8% (эмиссия по NO
на 40% ниже допустимой по главе 4 ICAO),
одноступенчатая турбина высокого и
трехступенчатая турбина низкого давления.
Для уменьшения уровня шума оптимизированы термодинамический
цикл, скорость вращения вентилятора,
количество и расположение лопаток, а также
применена удлиненная мотогондола.
Весь комплекс мер позволит получить
запас по уровню шума 10 dB
относительно требований главы 4 ICAO, которая еще только будет введена
в действие в 2006 г. Для повышения
ремонтопригодности двигатель имеет
модульную конструкцию. Три главных модуля
двигателя состоят из 17 меньших
модулей. В случае необходимости
неисправный модуль можно достаточно быстро
заменить. Заложенные решения для
обеспечения удобства технического
обслуживания позволяют заменить силовую
установку в условиях авиакомпаний-эксплуатантов
в течение двух часов.
На состоявшейся во время проведения авиасалона в Фарнборо совместной пресс-конференции Snecma Moteurs и НПО «Сатурн» было объявлено о создании совместного предприятия PowerJet, акционерами которого в равных долях стали Snecma Moteurs и НПО «Сатурн». PowerJet будет иметь два подразделения, зарегистрированных в России и Франции. СП объединит производственные возможности двух материнских компаний, что позволит оптимизировать процесс реализации программы. С российской стороны компанию возглавит Алексей Жаворонков, с французской - Мишель Дешелот.
По словам генерального директора НПО «Сатурн» Юрия Ласточкина, PowerJet будет являться владельцем сертификата типа, заниматься всем спектром вопросов создания силовой установки SаM146, включая управление проектированием, производством, маркетингом и поддержкой заказчика, как в России, так и за рубежом.
В проекте SаM146 Snecma отвечает за интеграцию двигателя, разработку газогенератора и системы управления и контроля состояния, НПО «Сатурн» - за вентилятор, турбину и компрессор низкого давления. Окончательная сборка и испытания двигателя будут осуществляться в России на мощностях НПО «Сатурн».
«Работа над SаM146 идет по графику. На НПО «Сатурн» выпущена техническая документация, идет подготовка производства, включая логистику по материалам. Как вентилятор, так и другие части двигателя, входящие в зону ответственности НПО «Сатурн», будут своевременно изготовлены и поставлены для проведения испытаний», - заявил Юрий Ласточкин. Марк Вантр сообщил о ходе выполнения графика работ французской стороной: «В настоящее время газогенератор проходит третий цикл испытаний. Заложенные в него характеристики подтверждены. Полностью исследованы механические свойства материалов газогенератора и его управляемость. В ближайшее время мы проведем окончательное тестирование компрессора высокого давления, а в сентябре 2005 г. уже начнутся испытания двигателя SaM146. Все работы выполняются по утвержденному графику параллельно с программой разработки самолета. В марте 2007 г. SаM146 должен получить сертификаты типа EASA и Авиационного Регистра МАК, а прототип RRJ с нашими двигателями выполнит первый испытательный полет в октябре 2006 года».
Юрий Ласточкин с оптимизмом смотрит в будущее: «Ни один из двигателей не создается только под одно применение. Мы рассчитываем на востребованность SаM146 и в других авиационных проектах».
По мнению экспертов, до 2022 г. на рынке будет продано до 5000 региональных самолетов, в том числе около 800 RRJ. В случае успешной реализации программы выручка от продажи двигателей может составить $6-7 млрд. В рамках программы господдержки создания двигателя SаM146 из госбюджета будет выделено до двух миллиардов рублей. Общий объем планируемых инвестиций компании Snecma Moteurs и НПО «Сатурн» в проект RRJ по двигателю SаM146 составит не менее 650млн евро.
По предварительным расчетам, только на стадии выполнения НИОКР по двигателю SаM146 в России будет создано 1650 новых рабочих мест, а в условиях развертывания серийного производства в течение 15 лет будет занято 2200 высококвалифицированных специалистов.
Тимофей Забалуев