Ту-154М
еще послужит
Шум на местности
при взлете и посадке является главным
критерием, определяющим возможность
эксплуатации воздушных судов (ВС) на
международных авиалиниях. Страны ЕС
добились от ICAO
принятия решения о запрете с 01.01.2004 г.
эксплуатации самолетов, уровень шума
которых не отвечает требованиям норм Главы III
с запасом менее 5 ЕРN Db.
Это так называемые «ВС с малым запасом по
соответствию». Директивой 2002/30/ЕС от 26.03.2002 г.
уже с 28.09.2003 г. такие ВС не допускаются к
эксплуатации в некоторых внутригородских
аэропортах Германии, Швеции,
Великобритании и Ирландии. При этом
величина запаса по шумам для указанных
аэропортов может пересматриваться. Для
других аэропортов ЕС эксплуатация ВС с
малым запасом по соответствию сопряжена с
ограничением объема полетов.
Введение новых
норм по шумам нанесло наибольший урон
авиации России и стран СНГ, основной
самолетный парк которых формировался в 90-е
годы. В настоящее время в активной
эксплуатации находятся свыше 500 ВС - как с
новыми двигателями (
Что это означает
для России? Преждевременное снятие с
эксплуатации или ограниченное
использование только на внутреннем рынке
авиаперевозок парка еще не старых и очень
надежных ВС с общей остаточной стоимостью
до $7 млрд приведет к полному параличу
международных авиационных перевозок. Если
даже авиакомпании смогут изыскать столь
громадную сумму на замену авиационного
парка, то на нее можно будет приобрести от 50
до 70 новых самолетов класса А330 и B-7Е7,
или целую кучу подержанных B-737
и B-757,
свернув при этом отечественное авиационное
производство и поставив себя в полную
зависимость от заокеанских и европейских
лоббистов, готовых подстраивать стандарты
норм летной годности под интересы
собственных производителей авиационной
техники. До тех пор пока в серийной
эксплуатации не появятся новые самолеты RRJ,
Ан-148 и Ту-334, в силовые установки которых
закладываются требования, опережающие
нормы Главы IV
по шумам, единственно правильным решением
является продление жизни существующих ВС
за счет доработки двигателей.
В соответствии с
Федеральной целевой программой Минтранса «Модернизация
транспортной системы России (2002-2010 годы)» в
части ремоторизации эксплуатируемого
парка воздушных судов Ил-76, Ил-86 и
модернизации парка самолетов Ту-154М, Ил-62М
перед рядом отечественных
двигателестроительных фирм была
поставлена задача по доведению
существующих авиационных двигателей до
соответствия действующим и перспективным
требованиям Стандартов
Одна из этих задач
– доведение самого массового
среднемагистрального гражданского
самолета России Ту-154М до последних
европейских норм летной годности - была
решена на НПО «Сатурн». На сегодняшний день
предприятием изготовлены три
усовершенствованных ТРДД Д-30КУ-154,
оборудованные дополнительными ЗПК.
Проведенная модернизация позволяет, как
показали расчеты, обеспечить самолетам Ту-154М
соответствие Главе
Конструктивные и
технологические решения, заложенные в
двигатель Д-30КУ-154 на этапе проектирования,
позволяют и дальше улучшать его
эксплуатационные характеристики. Уже
сейчас в НПО «Сатурн» найдены решения по
доведению его шумности до уровня
соответствия требованиям Главы
Несомненным достоинством
модернизированного двигателя Д-30КУ-154
является использование серийных
газогенератора и турбины вентилятора.
Возможность модернизации двигателей при
капитальном ремонте с сохранением до 75%
серийных узлов и деталей позволит
осуществить ремоторизацию воздушных судов
с минимальными затратами по силовой
установке.
В доработке двигателя до норм Главы III с запасом более 5 ЕРN Db
очень заинтересованы эксплуатанты
авиационных судов. НПО «Сатурн» уже
подписало протоколы о намерениях с 8
авиакомпаниями о поставках
модернизированных двигателей Д-30КУ-154. В 2004
г. на ОАО «Металлист-Самара» запланировано
изготовить 15 комплектов ЗПК. Однако до
настоящего времени разработчиком самолета
Ту-154М не решен вопрос о сроках проведения
сертификационных испытаний по шуму и, как
следствие, не получен Сертификат типа по
шуму по Главе III с запасом 5 ЕРN Db. Получение такого сертификата до
вступления в силу Главы IV
ICAO,
дало бы возможность эксплуатировать Ту-154М
и после 2006 г.
Тимофей Забалуев