Высокий старт низкобюджетных компаний
В отличие от авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы, самые крупные низкобюджетные компании Европы - Ryanair и EasyJet - не планируют устанавливать дополнительные наценки на свои билеты, несмотря на удорожание стоимости топлива. Поддержание низких цен на билеты (40-60 евро, что равняется $48-72) на большинстве европейских направлений заставляет компании компенсировать возрастающие издержки на топливо путем снижения собственных эксплуатационных расходов.
Последние
исследования показывают, что европейский рынок авиаперевозок стоит на пороге
нового передела. В то время как до сих пор доминировавшие на рынке регулярные
перевозчики сдают позиции, а чартерные компании удерживают свою долю рынка на
уровне 22%, низкобюджетные перевозчики быстро прогрессируют. Согласно недавно
опубликованному обзору
CSFB (Credit
Suisse
First
Boston),
с начала года они увеличили свою долю с 18 до 20%. Рынок низкобюджетных компаний
еще далек от насыщения и располагает значительными возможностями роста, считают
аналитики
CSFB. В
настоящее время в Европе работают 33 низкобюджетные компании, располагающие
парком почти в 450 самолетов. Как ожидается, в этом году они перевезут более чем
100 млн пассажиров.
Для отстаивания своих интересов низкобюджетные компании объединились в
ассоциацию
ELFAA (European
Low
Fares
Airline
Association),
первым шагом которой стало обращение в европейскую комиссию с просьбой
рассмотреть до сих пор нерешенные вопросы, такие как компенсации пассажирам и
ограничения на соглашения с аэропортами. В обращении подчеркивается, что
низкобюджетные компании способствуют процессу интеграции Европейского Союза, а
процессы регулирования воздушных перевозок в ЕС до сих пор основываются на
результатах исследований пятилетней давности, в которых присутствует большая
доля политики. Кроме того, в некоторых странах авиационные перевозки
рассматриваются как легкий источник пополнения бюджета: например, сбор с
пассажира в Великобритании и недавно введенный налог на безопасность в Италии.
Во Франции различные авиационные сборы часто превосходят стоимость билетов на
самые дешевые маршруты авиакомпаний
Ryanair
и
EasyJet.
Членами
ELFAA
являются 11 авиакомпаний Европы, перевозящих почти 50 млн пассажиров в год,
львиную долю которых составляет пассажиропоток
Ryanair,
в то время как
EasyJet
еще раздумывает о присоединении. По исследованиям
ELFAA,
до 59% пассажиров европейских низкобюджетных перевозчиков - туристы, из которых
71% - это те, кто не никогда не стал бы путешествовать на самолетах регулярных
компаний из-за дороговизны полетов. На рынке доминируют
Ryanair
и
EasyJet
с 48 млн пассажиров в год. Оставшаяся пара миллионов в основном приходится на
Air
Berlin,
Germanwings,
Hapag-Lloyd
Express,
Bmibaby,
Volareweb,
FlyBE и
Norwegian
Air
Shuttle.
В первом квартале 2004 г. пассажирооборот
EasyJet
вырос на 20% и составил 6,3 млн пассажиров при снижении средней стоимости
билета на 6,7%. И
Ryanair,
и EasyJet показывают в значительной степени сходные результаты: в июле
Ryanair
перевезла 2,48, а
EasyJet
- 2,41 млн пассажиров.
Несмотря на высокие топливные цены и медленное восстановление экономики после
длительного спада, рынок воздушных перевозок Европы все сильнее укрепляется.
Ежегодный прирост перевозок на европейских авиалиниях оценивается
ELFAA
в 7,3%, причем исключительно за счет низкобюджетных и чартерных перевозок.
По мнению генерального директора
IATA (International
Air
Transport
Association)
Джованни Бисигнани, «если текущие тенденции роста сохранятся и не произойдет
чего-нибудь экстраординарного, мы можем закончить год с двойным приростом».
Авиакомпании
Ryanair
и
EasyJet
надеются, что этот год для них станет рекордным. Так,
Ryanair
с апреля по июнь перевезла 6,6 млн пассажиров и показала внушительный прирост
перевозок на 28%, однако ее доходы увеличились только на 23% - признак того,
что резервы по увеличению прибыли сокращаются. Президент
Ryanair
Майкл О’Лири утверждает, что хронически убыточные конкуренты продолжат политику
демпинговых цен, что уже привело к большому количеству несчастных случаев на их
авиалиниях прошлой зимой. Упрекая конкурентов в ценовом беспределе,
Ryanair
занимается тем же самым. Придя в Латвию и столкнувшись с местным низкобюджетным
перевозчиком
AirBaltic,
Ryanair
первым делом предложила небывалые для местного обывателя цены на рейсы до
Лондона, Франкфурта-на-Майне и Темпере -
4,99 лата (265 руб.) в одну
сторону на весь зимний сезон 2004-2005 гг. По оценке О’Лири, в этот период
компания намерена продать около 1 млн билетов. «Мы всегда опускаем расценки
ниже, чем все остальные, - заявил он, - даже если
AirBaltic
решит понизить тарифы, наши все равно будут лучше!»
И это еще не предел. Цены
на билеты
Ryanair по некоторым
направлениям начинаются от 0,99 фунта стерлингов, а во время специальных акций
их раздают бесплатно.
Все низкобюджетные перевозчики продолжают искать пути снижения эксплуатационных
расходов при этом денег не жалеют лишь на обеспечение безопасности. Разрешено
провозить не более 10 кг багажа. За каждое место, сданное в багаж при
регистрации на рейс, авиакомпания Ryanair планирует взыскивать с пассажиров
дополнительно к тарифу до 74 евро. Таким образом руководство компании
рассчитывает снизить свои расходы на 50 млн евро в год. «Наша цель — не
зарабатывать на багаже, а избавиться от него», — говорит Майкл О’Лири. По
оценкам Ryanair, багаж при регистрации сдает менее половины пассажиров
авиакомпании, остальные путешественники берут с собой так мало вещей, что все
они умещаются в ручной клади. Авиакомпания уже начала готовиться к войне с
багажом. Недавно Ryanair повысила штраф за избыточный вес багажа до 7 евро за
кг, при этом увеличив с 7 до 10 кг разрешенный вес ручной клади.
Пассажирам не предлагаются бесплатная еда и напитки. В случае отмены
рейса не предусмотрены никакие компенсации, новый билет вам придется покупать за
свои деньги. В целях экономии в новых «Боингах» Ryanair уже нет кармашков для
журналов на спинке кресла - их слишком долго вычищать. Сами кресла не
откидываются - так компания экономит на ремонте.
Японская низкобюджетная компания
Air Next
пошла еще дальше, предлагая экипажу после окончания полета самостоятельно
осуществлять уборку салона и выполнять часть наземных работ.
Жесткая конкуренция среди низкобюджетных компаний привела к тому, что за
последние два года 25 европейских дешевых перевозчиков заявили о банкротстве и
прекратили полеты, а некоторые, так и не найдя достаточного финансирования,
остались летать «только на бумаге».
Ричард Л. Харт