ГЛАВНОЕ – НАЙТИ И СПАСТИ
Поисково-спасательное обеспечение полетов авиации и космических
объектов в России
Зарождение
авиации и ее бурное развитие в прошлом столетии породило совершенно новое
направление человеческой деятельности – авиационный поиск. Его история в России
официально началась с обеспечения полетов в Арктике. Так, в 1914 г. в
соответствии с постановлением правительства поручик по Адмиралтейству
Я.И.Нагурский вылетел с Новой Земли на поиск экспедиции Г.Я.Седова. Позднее
полярный летчик Б.Г.Чухновский в 1928 г. успешно осуществил авиационный поиск
оставшихся в живых семерых участников экспедиции У.Нобиле. В 1934 г. за мужество
и героизм, проявленные при поиске и эвакуации пассажиров и команды парохода
«Челюскин», первыми в стране звание Героя Советского Союза удостоены летчики
М.В.Водопьянов, И.В.Доронин, Н.П.Каманин, С.А.Леваневский, А.В.Ляпидевский,
В.С.Молоков, М.Т.Слепнев.
В период Великой Отечественной войны различными нештатными
поисково-спасательными группами было спасено более 16 тысяч человек летного
состава, многие из которых возвратились в боевой строй.
С расширением круга поисковых задач, выдвигались все новые требования к
обеспечению деятельности авиации в целом. Совершенно новые задачи возникли с
началом освоения космоса, например, поиск и эвакуация космонавтов и
научно-исследовательских материалов, доставляемых с орбиты. В 1966 г. в
соответствии с постановлением Совета Министров создается поисково-спасательная
служба ВВС, на которую возлагается координация действий авиационных частей и
подразделений военной и гражданской авиации, привлекаемых к выполнению
аварийно-спасательных и авиационных поисковых работ. Кроме того, ей
предписывается полное осуществление поисково-эвакуационных мероприятий по
обеспечению космической деятельности.
На цветной плашке, относительно мелким шрифтом
За 1966-2004 гг. выполнено около 4000 поисково-спасательных работ по воздушным
судам, потерпевшим бедствие, спасено около 10 000 человек, в том числе более
5570 авиаторов. Условный экономический эффект от экономии на подготовку
возвращенного в строй после авиационных происшествий летного состава составил не
менее $4 млрд. При авариях, катастрофах и стихийных бедствиях с помощью
авиасредств эвакуировано более 290 тыс. человек, перевезено более 300 тыс. тонн
грузов. В целях поисково-спасательного обеспечения космических полетов
специалисты службы провели 1350 поисково-эвакуационных работ, в том числе более
96 – по пилотируемым космическим аппаратам. Выполнено 220 эвакуаций космонавтов
с места приземления, в том числе 38 иностранцев.
В 1972 г. формируется поисково-спасательный комплекс (ПСК) ВВС, в состав
которого входят четыре передовых поисковых командных пункта, а также несколько
специальных отдельных авиационных поисково-спасательных частей и подразделений.
Время и наработанный практический опыт выдвинули новые требования по увеличению
надежности и оперативности поиска, обнаружения и эвакуации потерпевших бедствие
воздушных судов и космических объектов и в 1976 г. постановлением Совета
Министров создается Единая государственная авиационная поисково-спасательная
служба (ЕГ АПСС). В 1977 г. при Министерстве обороны формируется Управление ЕГ
АПСС СССР. Служба становится государственной.
В 1992 г. на волне преобразований Указом Президента России создается Российская
федеральная авиационно-космическая служба поиска и спасания, которая в 1994 г.
преобразуется в Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания
(ФПСУ), действующее как государственное учреждение при Министерстве обороны
Российской Федерации.
Поисково-спасательное обеспечение (ПСО) полетов авиации и космических объектов
представляет собой комплекс мероприятий по подготовке летного состава к
действиям в нештатных и аварийных ситуациях, специальному оснащению воздушных
судов (ВС) и наземных команд в аварийно-спасательном отношении, обеспечению
экипажей средствами аварийной связи, спасения и жизнеобеспечения, осуществлению
приема сигналов бедствия и доведению их до пунктов управления полетами авиации,
координационных центров поиска и спасания, по организации и проведению
непосредственно спасания, оказания своевременной помощи потерпевшим бедствие
пассажирам и экипажам.
Проведение поисково-эвакуационных мероприятий по пилотируемым и автоматическим
космическим объектам дополнительно предусматривает их своевременное обнаружение
на этапе снижения и после приземления, техническое обслуживание, эвакуацию и
дальнейшую транспортировку, доставку информации по назначению в установленные
сроки.
Авиационный поиск и спасание являются важной составляющей организации и
обеспечения безопасности полетов. Воздушные маршруты, как правило, проходят над
малонаселенными и труднодоступными районами страны. Любой полет считается
обеспеченным в поисково-спасательном отношении, если воздушное судно оснащено
аварийным радиомаяком, специальным снаряжением и аварийно-спасательным
имуществом, его экипаж обучен правилам их использования, а маршрут находится в
зоне досягаемости поисково-спасательных дежурных или специально выделенных для
этой цели средств.
К дежурству в системе авиационного поиска и спасания привлекаются летчики,
штурманы, бортовые специалисты, прошедшие специальную подготовку к проведению
поисково-спасательных работ. Экипажи вертолетов подготовлены к выполнению
посадок на незнакомые, необозначенные (необорудованные) площадки, к
десантированию авиационных спасателей, аварийно-спасательного имущества и
снаряжения, а также к эвакуации пострадавших с режима висения.
Вместе с дежурными экипажами воздушных судов занимают готовность и авиационные
спасатели в составе спасательных парашютно-десантных групп (СПДГ), которые
формируются из личного состава, подготовленного к парашютным прыжкам в различных
условиях днем и ночью. В период дежурства СПДГ подчиняется командиру экипажа
дежурного поисково-спасательного воздушного судна, а после десантирования –
руководителю поисково-спасательной работы. Кроме того, для проведения наземного
поиска и спасания на всех действующих аэродромах и в аэропортах формируются
штатные и нештатные наземные поисково-спасательные команды (НПСК). В состав этих
команд входят, как правило, 8–10 человек, в том числе обязательно медицинский
работник и радист. Для передвижения НПСК выделяется автомобильный транспорт
повышенной проходимости или специальная поисковая техника.
Летный состав и авиационные спасатели в результате обучения действиям в
аварийных ситуациях и по выживанию должны не только знать, как действовать и
вести себя в сложившихся условиях, но и уметь бороться за сохранение жизни
потерпевших бедствие, а также верить в свои силы, надежность и эффективность
аварийного имущества и снаряжения. Поэтому определенная роль отводится
психофизиологическим аспектам подготовки летного состава.
В соответствии с полученными заявками на обеспечение полетов и перелетов
воздушных судов в зонах и районах авиационного поиска и спасания составляются
планы дежурства поисково-спасательных сил и средств на предстоящие сутки, а
данные о дежурных силах и средствах доводятся до заинтересованных потребителей
данной информации установленным порядком. Контроль дежурных сил и средств
осуществляется пунктами управления полетами, координационными центрами зон
авиационного поиска и спасания и Главным координационным центром поиска и
спасания (ГКЦПС) Федерального управления.
Авиационный поиск и спасание терпящего или потерпевшего бедствие воздушного
судна Российской Федерации на территории иностранного государства осуществляется
в порядке, установленном в данном государстве, в соответствии с международными
договорами, общепринятыми принципами и нормами международного права. Воздушным
судам иностранных государств система, терпящим или потерпевшим бедствие, ПСО
России оказывает немедленную помощь на тех же условиях, что и российским
воздушным судам.
В гражданской авиации поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное
обеспечение полетов осуществляется специальной службой (ПАСОП ГА) и
аварийно-спасательными формированиями аэропортов. Для этого в гражданской
авиации на сегодня привлекаются более 25 региональных поисково-спасательных баз
(РПСБ), где несут круглосуточное или по регламенту дежурство штатные
парашютисты-спасатели, расчеты аварийно-спасательных и пожарных команд. Основы
сил и средств ПАСОП ГА составляют подразделения, которые входят в состав
авиапредприятий ГА, осуществляя дежурство в 92 российских аэропортах. Например,
в 2003 г. службой ПАСОП была выполнена 61 аварийно-спасательная и
противопожарная работа, при этом спасено более 630 пассажиров и 85 членов
экипажей.
Общий порядок организации взаимодействия и координация работ, связанных с
поиском потерпевших бедствие воздушных судов, в России возложены на ГКЦПС ФПСУ.
Их эффективность зависит от качества взаимодействия участвующих в работах
подразделений, организаций и пунктов управления. Создается и совершенствуется
структура координационных центров и пунктов управления в зонах и районах
ответственности. Дежурные расчеты ГКЦПС осуществляют координацию действий всех
сил и средств, организуют их эффективную и всестороннюю работу, а также
обеспечивают безопасность полетов в районах проведения поисковых мероприятий.
При необходимости ставится задача на участие в поисково-спасательных работах (ПСР)
дополнительных сил и средств других министерств и ведомств.
Большое внимание уделяется организации взаимодействия с органами контроля за
использованием воздушного пространства, а также с центрами приема аварийных
сигналов международной спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ. Дежурной сменой ГКЦПС
тщательно анализируется каждый сигнал, наносятся на карту координаты и в
авиационные зоны поиска и спасания передается информация для уточнения
обстоятельств и принятия дальнейшего решения по реализации той или иной
обстановки на местах. Часто мы получаем тревожные сигналы от органов
исполнительной власти из регионов, когда по каким-то причинам пропадает связь с
их воздушным судном или оно не прибывает на аэродром назначения в расчетное
время. Иногда приходят сообщения от сторонних организаций и частных лиц о том,
что в каком-то районе наблюдалось падение воздушного судна. В любом случае
оперативные расчеты дежурных смен поисково-спасательного обеспечения полетов
обрабатывают информацию, передают сигнал тревоги и осуществляют работу по
определенному алгоритму действий, в котором главное – найти и спасти. В
аварийной ситуации, при покидании борта ВС в воздухе или при вынужденной
посадке, оставаясь один на один со стихией, человек должен быть уверен, что
авиационные поисковики-спасатели не оставят его в беде, обязательно придут на
помощь, чего бы это им не стоило.
К сожалению, нередко исход оказывается под угрозой из-за нерешенности тех или
иных организационных вопросов, касающихся, в частности, совершенствования
системы ПСО полетов. Наше государство в силу понятных причин просто обязано
располагать достаточно надежной авиационно-космической поисково-спасательной
системой, которая в состоянии реально поддерживать безопасность воздушного
транспорта на должном международном уровне, а также обеспечивать боевую
составляющую авиационного компонента при возможном ведении боевых действий.
По рекомендации Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации
Правительство России поручило Министерству обороны разработать совместно с
заинтересованными органами федеральной исполнительной власти проект
постановления «О единой системе авиационно-космического поиска и спасания в
Российской Федерации».
В 2004 г. проект такого документа был отработан с привлечением ФПСУ, но
представление его на утверждение приостановлено Министерством обороны в силу
ряда субъективных причин. При этом необходимость выхода и вступления такого
документа в силу никто не отрицает. Постановление призвано привести национальную
систему авиационно-космического поиска и спасания в соответствие с современными
реалиями, определив вопросы:
- единой нормативной и правовой базы при ее повседневном функционировании;
- общей технической политики и технологической работы внутри системы;
- тесного взаимодействия – как по вертикали, так и по горизонтальным связям
между всеми структурными органами управления и ведомственными организациями,
работающими по единому замыслу и плану во благо обеспечения безопасности полетов
во всем государстве;
- единого управления поисково-спасательными силами и средствами при проведении
ПСР или возникновении других чрезвычайных ситуаций, при активном участии всех
заинтересованных сторон, независимо от ведомственной принадлежности и форм
собственности.
Кроме того, мы предлагаем организовать через специально уполномоченный орган
государственный контроль за парашютной деятельностью. Сегодня, при коммерческом
подходе к столь опасному делу, остро стоит проблема людских потерь и большого
травматизма при проведении прыжков с парашютом. Помимо РОСТО, организацией этой
деятельности занимаются частные клубы, Федерация парашютного спорта, ФЛА и
отдельные организации, которые практически никому не подотчетны. Во многом
нарушаются самые элементарные правила безопасности, наработанные предыдущими
поколениями парашютистов, написанные, без преувеличения, их кровью. С 1990 г. в
России погибло 135 парашютистов. Например, в 2003 г. было зафиксировано 17
парашютных происшествий, в которых погибло 13 человек. В 2004 г. погибло 12
парашютистов. Поэтому, как минимум, должна неукоснительно применяться единая
методика подготовки и проведения любых прыжков с парашютом.
Повышение эффективности и качества работ поисково-спасательного обеспечения
полетов авиации и космических объектов просто не может, в конечном итоге, не
сказаться на безопасности функционировании нашего государства. Поэтому к
вопросам безопасности полетов, авиационному поиску и спасанию в настоящее время
особенно требуется объективный, государственный подход. В этом твердо уверены
все специалисты Федерального управления авиационно-космического поиска и
спасания.
Владимир ПОПОВ,
начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания РФ,
генерал-майор