[НАЗАД]

 РЫНОК ИСТРЕБИТЕЛЕЙ – СЛАБЫЙ ВЫБЫВАЕТ

Экспортные поставки истребителей в ближайшее время будут последовательно сокращаться вплоть до 2011 г., когда государства-потребители военной авиационной техники начнут новый цикл переоснащения своих ВВС.

EurofighterЕще продолжается производство F-16, F-15 и Mirage 2000, в то время как  из сборочных цехов уже начинают поступать истребители Rafale, Typhoon, обновляется модельный ряд Су-27 и МиГ-29, а истребители пятого поколения F/A-22 и F-35 проходят завершающие стадии испытаний. И, если в России истребитель нового поколения компании «Сухой» прошел только этап защиты эскизного проекта, а работы по «миговскому» МФИ полностью прекращены, то американские проекты F/A-22 и F-35, пусть со скрипом и не без скандала, но упорно продвигаются к серийному производству.
F
-22 (Raptor), первоначально задуманный как истребитель завоевания господства в воздухе и предназначенный для противостояния советским истребителям, лишившись явного врага, стал головной болью для американского правительства. Чтобы хоть как-то оправдать понесенные затраты, в 2002 г. командование ВВС США приняло решение о расширении боевых возможностей самолета с возложением на него ударных функций, что потребовало дополнительных работ по изменению конструкции. Предлагался даже вариант его использования в качестве бомбардировщика. Программа отстала от графика и серьезно превысила бюджет. В середине 2004 г. американцы подтвердили, что общие затраты достигли $28,7 млрд вместо $19,5 млрд, запрашиваемых первоначально в 1991 г. В связи с этим первоначальный заказ на F/A-22 был сначала уменьшен с более чем 700 до 277 самолетов, а в декабре 2004 г. сокращен до 181 единиц.
Поставка в войска первых 24-х серийных Raptor планируется в мае 2005 г., а первое звено боевых истребителей нового поколения должно встать на боевое дежурство в декабре 2005 г.
Что касается F-35, этот многоцелевой истребитель неоднократно критиковали за проблему перетяжеления конструкции, которая особенно критична для версии F-35B (укороченный взлет/вертикальная посадка – STOVL). Однако в сентябре 2004 г. компания Lockheed Martin объявила, что нашла решение по сокращению веса на 1200 кг и теперь самолет готов к испытаниям, а все заявленные характеристики будут подтверждены и даже превышены.
TornadoСамолет будет также построен в варианте F-35A (обычный взлет и посадка – CTOL) и в варианте F-35C (корабельный вариант – CV) . В конце 2004 г. ВВС США объявили планы по закупке сотни F-35B, которые могли бы размещаться недалеко от района боевых действий или линии фронта на неподготовленных аэродромах. В планах ВВС США первоначально значилась закупка 1763 истребителей F-35A. Однако из-за высокой стоимости F-35B по сравнению с F-35A общее количество самолетов скорее всего будет уменьшено. Сходное решение может быть принято, если новые беспилотные летательные аппараты (БПЛА) смогут продемонстрировать характеристики, сопоставимые с пилотируемыми летательными аппаратами нового поколения.
Компания-производитель признала, что из-за конструктивной доработки F-35B с целью обеспечения унификации платформ придется дорабатывать и F-35A, а это приведет к тому, что первый вылет F-35A будет перенесен с осени 2005 г. на август 2006 г., а серийное производство, первоначально намеченное на 2006 г., сдвинется на 2007 г.
Принимая во внимание дальнейшие сокращение закупок или даже прекращение работ над F/A-22, вполне вероятно увеличение закупок F-35 ВВС США.
В Европе тоже достаточно проблем. Многонациональная программа истребителя Eurofighter Typhoon, в которой участвуют Германия, Италия, Испания и Великобритания, отстает от графика, и, вполне возможно, продолжит пробуксовывать в дальнейшем, т.к. партнеры пытаются перераспределить доли в проекте. Из общей производственной программы в 620 самолетов наибольшую часть (232 единицы) должна получить Великобритания, в то время как Германия, Италия и Испания намерены довольствоваться 180, 121 и 87 истребителями соответственно. Ввязавшись в проект в 1998 г., Великобритания впоследствии всячески пыталась преуменьшить взятые на себя обязательства, но под давлением континентальных партнеров в начале октября 2004 г. была вынуждена сдаться.
Проект Eurofighter имеет некоторый успех на международном рынке. О закупке 18 единиц объявила Австрия, а Греция приняла обязательство по приобретению 60 самолетов (с опционом на 30) до 2010 г. Однако новое правительство Греции отказывается от решения по закупкам, подписанного предшествующим кабинетом министров, ссылаясь на дефицит бюджета. Норвегия занимает двойственную позицию: одновременно инвестирует капитал как в F-35, так и в Typhoon. Свой интерес к европейскому истребителю проявили Саудовская Аравия и Турция.
Французская Dassault, будучи в поиске заказчика на новый истребитель Rafale, оказалась втянута в дискуссию с французским правительством по поводу финансирования непредвиденных затрат программы. В октябре 2004 г. стороны обсудили судьбу дальнейшей партии Rafale для ВВС Франции, увеличив заказ до 120 самолетов.
Rafale
, вероятно, будет последним внекооперационным проектом Dassault. Французы провели предварительные переговоры с BAE Systems относительно будущих тактических требований к новому перспективному истребителю, и, более того, подписали соглашение с EADS о совместной разработке, которая, вполне возможно, заменит Rafale, Typhoon и Gripen. В зависимости от типа выбранной платформы (пилотируемой или беспилотной) компания Dassault могла бы взять на себя функции главного подрядчика при производстве пилотируемого или беспилотного истребителя, в то время как концерн EADS мог бы стать головным при производстве разведывательных БПЛА.
Обе компании: и Dassault и Eurofighter – соревнуются с Boeing за получение заказа на 20 истребителей от Сингапура. Американцы предложили вариант двухместного F-15E. Аналитики полагают, что это последний шанс для Rafale и Typhoon утвердиться на международном рынке перед появлением F-35.
Mirage
2000 должен был стать лидером в тендере на истребитель для ВВС Бразилии. Предвидя успех, Dassault возглавила группу французских компаний, купивших долю в бразильском концерне Embraer, на площадях которого планировалось организовать лицензионное производство Mirage и видно просчиталась. Неожиданное решение Правительства Бразилии об отмене тендера на закупку 12 истребителей на сумму $700 млн для обновления парка 70 устаревших Mirage III, поставило на грань закрытия сборочную линию Mirage 2000.
Свое решение бразильцы обосновали тем, что авиатехника слишком быстро развивается, поэтому предложения нынешних участников конкурса к моменту его окончания могут устареть.
Победа в бразильском тендере Су-35 с самого начала оценивалась объективными авиационными аналитиками как маловероятная. При всей своей привлекательности проект должен был столкнуться как с сильным американским противодействием, так и с корпоративными противоречиями авиастроительных гигантов «Сухой» и Embraer. Бразильцы до сих пор спят и видят свои региональные самолеты на безграничных российских просторах, а «сухим» такое развитие ситуации может привидеться только в кошмарном сне, т.к. ставит крест на российском проекте регионального самолета RRJ. Столь неожиданное разрешение патовой ситуации, думается, пойдет на пользу национальному гражданскому проекту.
Индия в последние годы серьезно занялась обновлением самолетного парка. На смену МиГ-21, МиГ-23BN и МиГ-27М должны прийти, согласно индийской классификации, три типа истребителей: легкие LCA, которые страна планирует построить собственными силами, средние (в их категорию попадают Gripen, F-16, Mirage 2000-5 Mk.2 и МиГ-29М, вокруг возможных закупок которых разгорается борьба) и тяжелые, вопрос по которым закрыт с приобретением у России 50 Су-30МКИ и начавшимся их лицензионным производством на площадях Hindustan Aeronautics Limited (HAL).
Более чем 15-летняя успешная эксплуатация 50 истребителей Mirage 2000H в Индии позволяет некоторым западным аналитикам прогнозировать победу французов в тендере на поставку 126 средних истребителей для местных ВВС. После закупки 20 истребителей Mirage Париж предлагает Дели организовать лицензионное производство остальной партии на том же предприятии, где осуществляется сборка Су-30МКИ.
Уверенной победе французов способны помешать только МиГ-29М и МиГ-29М2, которые Россия предложила на тендер. Успеху могут способствовать несколько обстоятельств: давняя практика эксплуатации «миговской» техники индийской стороной, положительный опыт эксплуатации МиГ-29 в России и его богатый экспортный послужной список, а также то, что 16 корабельных МиГ-29К (с опционом на 30 единиц) в ближайшие годы будут поставлены для оснащения первого индийского авианосца. Причем российская сторона предлагает как организацию лицензионного производства, так и последующую модернизацию модельного ряда.
Оставшиеся два участника тендера: Gripen и F-16 – имеют скромные шансы на победу. Несмотря на успех Gripen в Южной Африке, с которой Индия поддерживает тесные контакты в оборонном секторе, и его низкую стоимость по сравнению с аналогичными западными самолетами, по своим характеристикам он все же ближе к легкому истребителю, производство которого Индия надеется освоить к 2015 г. самостоятельно.
Американцы уже один раз подвели Индию, наложив эмбарго на поставку двигателей и цифровой электродистанционной системы управления для местной программы LCA, чем поставили ее под угрозу срыва, и индийцы не зря опасаются повторения подобной ситуации в случае приобретения американской техники. Кроме того, заигрывание Америки со злейшим врагом Индии Пакистаном, выражаемое в поставке туда современного вооружения, в том числе тех же F-16, делают шансы на победу маловероятными.
На Ближнем Востоке Саудовская Аравия закупила F-15 и Tornado и планирует приобретение еще 24-х самолетов F-15. Ранее намечавшаяся замена 100 истребителей F-5 на F-16 до сих пор остается нереализованной.
Компания Gripen International, совместное предприятие Saab и BAE Systems, предложила в лизинг 14 Gripen Венгрии, еще 14 – Чешской Республике и уже продала 28 самолетов Южной Африке. Она продолжает продвигать свой однодвигательный всепогодный истребитель и в других странах, в то время как работа над заказом для Шведских ВВС затягивается.
Ориентация на экспорт свойственна и России. При значительных продажах Су-27 и МиГ-29 на внешнем рынке, поставка в строевые части находится на смехотворно низком уровне. При существующей потребности российских ВВС в 200 машинах класса Су-27 масштаб плановых закупок такой техники в 2004 г. составил 7 истребителей, а на 2005 г. намечено приобретение порядка 10 самолетов. Причем речь идет не о производстве новой техники и расширении самолетного парка, а о модернизации существующего. Если в США количественный прирост истребительной авиации в 2004 г. по F-16 и F-18 составил порядка 100%, то в России наблюдается отрицательная тенденция.

Сравнение парка современных истребителей ВС Росси и США *

Марка самолета

На 01.01.2004

На 01.01.2005

Россия

 

 

МиГ-29

461

449

МиГ-31

377

193

Су-27

453

442

США

 

 

F-15

611

220

F-16

735

1361

F-18

815

1592

F/A-22

6

16

* По данным Forecast International

При значительном отставании от США по отечественному истребителю пятого поколения, первый полет которого планируется только в 2007 г. маловероятно, что предприятия смогут в экстренном порядке возобновить массовое производство Су и МиГ.
При благоприятном стечении обстоятельств к концу десятилетия проект F-35 может превзойти успех, который имела Lockheed Martin со своим наиболее удачным истребителем F-16 (поставлено на экспорт 2100 ед., в ВВС США – 2200 ед.). Совокупные заказ на самолеты F-35 для США и Великобритании оценивается в 2600 машин. В случае неудачи с проектом F-35 из-за технических или стоимостных проблем, производственный конвейер Lockheed Martin может продолжить выпускать новые модификации F-16, возможно основываясь на Block 60, разработанном для ВВС Объединенных Арабских Эмиратов.
Компания Boeing, вероятно, будет продолжать строить F/A-18E/F и во второй половине десятилетия, и останется главным субподрядчиком по проекту F/A-22. Если задержка с проектом F/A-22 примет угрожающие размеры, Boeing может произвести 100 и более F-15E для ВВС США.

 Тимофей Забалуев



Hosted by uCoz