[НАЗАД]

AH-1Z: «Зулу» – самая опасная «Кобра»

AH-1Z "Зулу"По заявлению премьер-министра Турции в конце февраля 2005 г. официально должно было быть объявлено о возобновлении тендера на поставку 91 ударного вертолета на общую сумму около $4 млрд. Вероятнее всего, за четырехмиллиардный гран-при вместе с AH-64D «Апач Лонгбоу», «Тигром», «Мангустом» А129 и Ми-28 будет бороться AH-1Z – «Зулу».

Американцы любят давать своим вертолетам экзотические имена: «Апач», «Ирокез», «Чинук»… Новый вариант «Кобры» – AH-1Z не стал исключением, получив имя одного из племен. На этот раз южно-африканского – «Зулу».

Еще в начале вьетнамской войны американские войска ощущали острую потребность в специальном вертолете огневой поддержки. В 1965 г. компания Bell Helicopter Textron в срочном порядке разработала опытный прототип вертолета, а уже в 1967 г. первая «Кобра» АН-1G получила боевое крещение. Дальнейшее развитие семейства (AH-1J, «Кинг Кобра», АH-1Q, AH-1S, AH-1T…) разделилось и пошло по пути создания двух вариантов: противотанкового AH-1F и противолодочного AH-1Y «Си Кобра». В результате последующей эволюции (совершенствования силовой установки и систем вооружения) в 1983 г. на свет появился боевой вертолет AH-1W «Супер Кобра», который сегодня можно увидеть в самых разных уголках мира.

Новая программа модернизации Н-1 качественно изменила «Супер Кобру». Существенно выросли масса полезной нагрузки и скорости - горизонтального полета до 330 км/ч, вбок и назад до 65 км/ч, а также расширился диапазон перегрузок (-0.3/+3.1). Улучшились и маневренные характеристики вертолета, хотя «Кобра» и раньше отличалась высокой маневренностью. Вспомним, что еще во времена «холодной войны» «Кобры» частенько нарушали воздушное пространство ГДР и устраивали «показательные соревнования» с нашими Ми-24: сначала они легко отрывались от тяжелых «крокодилов», а затем резко тормозили, пропуская их вперед.

Программа модернизации кардинально изменила не только характеристики винтокрылой машины. Например, визитная карточка «Кобры» – двухлопастные несущий и рулевой винты превратились в четырехлопастные. Однако обо всем по порядку.

У AH-1Z традиционное, тандемное размещение экипажа. Конфигурация оборудования позволяет легко менять функциональное назначение передней и задней кабин. Обзор закабинного пространства у «Зулу» лучше, чем у других боевых вертолетов. Система повышения устойчивости и управляемости снижает рабочую нагрузку на экипаж, этому же служит и боковая ручка управления.

Характерной отличительной особенностью кабины экипажа стала бортовая интегрированная рабочая станция (рабочее место члена экипажа). На каждом рабочем месте – по два многофункциональных индикатора (МФИ): на левом – подвижная карта, а на правом – пилотажно-навигационная информация. Для получения любой информации достаточно сделать не более двух управляющих воздействий (нажатий и т.п.).

Прицельная система компании Lockheed Martin включает перспективные электронно-оптические датчики и приемники, которые позволяют обнаруживать, распознавать и идентифицировать цели на максимальных дальностях днем, ночью и в сложных метеоусловиях. Она оптимизирована для многоцелевого применения вертолета.

На AH-1Z  установлены два ТВД модульной конструкции General Electric Т700-GE-401, оборудованные пылезащитными устройствами. Двигатели серии Т700 устанавливаются на ряд боевых вертолетов и уже успели заработать репутацию надежных и экономичных.

Бесшарнирный композиционный НВ вертолета успешно прошел испытания еще в начале 1980 гг. и в настоящее время используется на гражданских вертолетах Bell 430. Он обеспечивает высокую маневренность, а также устойчивость вертолетной платформы. Кроме повышения живучести и маневренности, новая несущая система вместе с трансмиссией упростила техобслуживание и ремонт вертолета. Жесткий винт имеет неограниченный ресурс и эксплуатируется по состоянию.

Живучесть вертолета обеспечивается небольшой площадью сечения планера, высокой энерговооруженностью (даже при одном работающем двигателе) и дублированием систем. «Зулу» оснащен перспективным комплексом противодействия, который включает ИК-станцию помех, дипольные отражатели и тепловые ловушки. Специальная наружная окраска и экранно-выхлопные устройства двигателей снижают ИК-излучение вертолета.

На случай аварийной посадки вертолет оборудован ударобезопасной топливной системой. Бронезащита кабины, система отстрела фонаря, кресла, гасящие энергию удара и надувная система фиксации корпуса и головы членов экипажа предназначены для защиты экипажа и минимизации тяжести повреждений.

Вертолет несет вооружения десяти видов. Четыре узла подвески управляемых (УР) и неуправляемых ракет (НАР) и 2 узла подвески УР на концах крыла обеспечивают широкий выбор: УР Hellfire, TOW, Sidewinder, Sidearm, Stinger, Maverick; НАР калибра 70мм.; ракеты Zuni (5 шт); пушка GPU-2A калибра 20 мм (750 снарядов); объемно детонирующие авиабомбы CCBU-55B; а также автомат отстрела тепловых ловушек SUU-44 и автомат выброса дымовых шашек М-118 и даже дополнительные топливные баки.

«Зулу» способен уничтожать бронированные цели: из пушки на дальности до 2 км, УР TOW (с наведением по проводам) – до 4 км; НАР – до 6 км, УР Hellfire (с лазерным наведением) – до 8 км. Дальности уничтожения воздушных целей: УР Sidewinder – до 8 км, НАР – до 6 км; УР Stinger – до 4 км и пушка – до 2 км.

Вертолет предназначен для выполнения широкого круга задач: уничтожение подвижных и неподвижных бронированных наземных, морских и малоскоростных воздушных целей; боевое сопровождение (эскорт); визуальная разведка и разведка боем. «Зулу» хорошо приспособлен и для корабельного базирования. Полуавтоматическая система складывания лопастей, алюминиевая трансмиссия для защиты от коррозии и радиоэлектронное оборудование, совместимое с электромагнитными полями кораблей ВМС.

Конструкторы использовали все возможности для повышения надежности систем и эксплуатационной технологичности вертолетов. Новый автоматизированный комплекс включает систему контроля технического состояния жизненно важных агрегатов вертолета (HUMS).

По своим ЛТХ AH-1Z ни в чем не уступает «Апачу». У него такая же взлетная масса, такая же энерговооруженность, такие же двигатели и такой же несущий винт, но главное отличие – у него более совершенный, чем у модели АН-64D, прицельный комплекс и инфракрасная система переднего обзора 3-го поколения. Заметим, что «Супер Кобра» вдвое дешевле «Апача». Ожидание низкой стоимости «Зулу» объясняется высокой степенью унификации AH-1Z с другим «напарником» по модернизации – многоцелевым UH-1Y «Янки». Унификация этих двух машин достигла небывалого уровня – 85%.

Пора оговориться, что AH-1Z – пока еще только «вертолет на бумаге». Сколько реально будет стоить AH-1Z, никто не узнает, пока он не появится в эксплуатации. Тем не менее, уже сегодня он успешно конкурирует с новыми ударными вертолетами. Турция могла закупить «Апачи», но летом 2000 г. приняла решение о сделке с Bell Helicopter стоимостью в $4 млрд на поставку 145 вертолетов AH-1Z. Правда, она тогда натолкнулась на оппозицию в Конгрессе США.

В настоящее время на базе авиации ВМС в штате Мериленд команда испытателей на трех AH-1Z налетала более 1000 ч. Достигнуты скорость полета 410 км/ч, перегрузка от -0,4 до 3,5 g и высота более 3000 м. В прошлом году было модернизовано 3 AH-1W и 6 UH-1N, на 2005 финансовый год запланирована такая же вторая партия малосерийного производства еще 3 AH-1W и 6 UH-1N.

Однако не все так радужно: проигран тендер «Апачу» в Японии; в 2001 г. программа AH-1Z останавливалась во второй раз из-за необходимости изменения конструкции горизонтального оперения. В ходе испытаний пилоты постоянно жаловались на большой потребный ход педалей. У нового стабилизатора на 35% увеличен размах и на 60% – площадь. Первая остановка, вынудившая КМП перенести сроки начала производства на два года, а поступления на вооружение – на год (т.е. после сентября 2007 г.), была связана с комплексом авионики.

Эволюция семейства вертолетов АН-1 может служить наглядным примером экономически выгодного совершенствования боевых винтокрылых машин. Постоянная и качественная модернизация «Кобры» уже стала достоянием мирового опыта боевого вертолетостроения.

 Евгений МАТВЕЕВ



Hosted by uCoz