СТАРАЯ «ЦЕССНА» НА НОВЫЙ ЛАД
К хорошему привыкают быстро. Истинность этого утверждения блестяще проявилась в обозначившейся тенденции к оснащению легких самолетов современными пилотажно-навигационными комплексами и «стеклянными» кабинами. Бывшие еще недавно предметом снобистской гордости создателей военных самолетов и лайнеров коммерческой и деловой авиации, продукты «хайтека» быстро нашли свое место на борту винтомоторных «кузнечиков». Понравилось!
Для начала вспомним историю героя нашего повествования – легкого самолета Cessna 182 Skyline. Первый полет новой машины Model 182, созданной специалистами американской фирмы Cessna Aircraft Co, состоялся в марте 1956 г. С тех пор этот самолет стал всемирно знаменитым: успех его оказался просто фантастическим. За первые 30 лет серийного производства было построено 21864 самолета Cessna 182, включая 169 R.182, которые выпускала по лицензии французская фирма Reims. За эти годы помимо базовой версии Standard с поршневым оппозитным мотором Continental О-470-S мощностью 230 л.с., были разработаны модификации Skylane и Skylane II, а в начале 1980-х появились Turbo Skyline и Turbo Skyline II, оснащенные 235-сильным двигателем Avco Lycoming O-540-L3C5D с турбонагнетателем, а также Skyline RG, Skyline RG II, Turbo Skyline RG, и Turbo Skyline RG II с убираемым шасси. В 1986 г. «визитную карточку» Cessna Aircraft сняли с производства, но, как оказалось, ненадолго. В начале 1990-х фирма вновь занялась производством однодвигательных поршневых самолетов, и старая добрая «182-я» легко и уверенно стартовала в XXI век. Первые испытательные полеты Cessna 182S Skyline состоялись 16 июля 1996 г., сертификат FAA самолет получил уже 3 октября, а первая серийная машина была выпущена 24 апреля 1997 г. До 2000 г. построили более 800 «Скайлайнов», и производство их продолжается теми же темпами.
Безусловно, своим ренессансом «182-я» обязана неослабевающему рыночному спросу. Тем не менее, если спрос на протяжении долгой жизни самолета оставался более-менее постоянным, то требования к оснащению нестареющего «Скайлайна» в последнее время стали возрастать просто в силу изменения представлений об этом у потенциальных покупателей. Конечно, большинство вполне согласилось бы еще долго летать с привычным старым «бортом», лишь интегрируя в него современные опции. В случае с вторичным рынком именно так и будет. Но, согласитесь, – нет ничего лучше для продавца, чем предвосхитить покупательский спрос в момент его зарождения, чтобы «снять сливки» уже в самом ближайшем будущем. Руководствуясь этой нехитрой капиталистической доктриной, Cessna Aircraft решила оснастить «вечный раритет» так, чтобы отмести любые сомнения в его соответствии стандартам третьего тысячелетия.
Презентация новой модификации Cessna 182Т модели 2004 г. состоялась в октябре 2003 г. и была адресована дилерам. Перед собравшимися предстал самолет, во многом перевернувший представления о легкомоторной авиации. Основное место на приборной доске заняли два 10,4-дюймовых дисплея с высоким разрешением – элементы пилотажно-навигационного комплекса Garmin G1000. «Всевидящее око» обеспечивает навигацию, связь, картографическое отображение земной поверхности, трехмерное отображение воздушной обстановки и погодных условий, выдает информацию о параметрах полета и работе силовой установки. Сердце G1000 – AHSR (Altitude Heading and Reference System). Она соединяет в себе высокоточную GPS-систему, систему контроля воздушной обстановки и магнитного поля (от бортового магнитометра, установленного на левой консоли). В состав G1000 входят дублированные приемники VOR/LOC/
ILS/GPS. Спутниковая система приема и обработки метеоданных отображает 14 параметров погодных условий по маршруту полета, а дополнительная система Stormscope отслеживает только информацию о зонах с неблагоприятными погодными условиями. В ближайшем будущем перечисленные «навороты» дополнит автопилот Honeywell KAP-140 Dual Axis с функцией GPS Roll Steering и трехмерная система отображения ландшафта Jeppesen View.
Для отображения всего этого многообразия служат два экрана – основной PFD (слева) и многофункциональный MFD (справа). На основной дисплей выводится полетная информация: пространственное положение, курс, высота, приборная скорость полета, вертикальные скорости набора/снижения. На дополнительном дисплее отображается картографическая информация, данные о погоде и состоянии воздушного пространства, а также комбинированная информация о работе силовой установки. Сюда же выводятся контрольные карты и описания аэродромов. Впрочем, основные навигационные данные можно одним нажатием кнопки перенести на левый дисплей. Ниже дисплеев расположены стандартные приборы пилотажной группы - указатель скорости, авиагоризонт, высотомер и магнитный компас.
Интересно, что Garmin G1000 – единственная на сегодняшний день система, способная восстанавливать информацию при сбоях во время полета. Другие подобные системы требуют в таких случаях экстренной посадки, в то время как AHRS сохраняет информацию и быстро перезагружается. На случай отключения питания предусмотрена резервная батарея, способная обеспечить бесперебойное питание основных электронных систем в течение более чем получаса.
Итак, технический облик Cessna 182Т в основном ясен, а как же он проецируется на эксплуатацию? Судя по всему – потрясающе. Новые возможности «182-й» были блестяще продемонстрированы в рекламном турне, организованном Cessna Aircraft сразу же после первой презентации для дилеров. Полеты по маршруту доставляли экипажу истинное удовольствие. Впечатление было одно на всех – вы просто наслаждаетесь полетом, а всю навигационную работу за вас делает G1000. Везде, где приземлялся новый «Скайлайн», он неизменно собирал толпы специалистов и любителей, желающих увидеть чудо собственными глазами. На аэродроме в Монтерей (Калифорния) самолет оказался в центре внимания летчиков пилотажной группы Thunderbirds, которая прибыла город для участия в очередном авиашоу. Пока военные пилоты осматривали кабину и вникали в особенности Garmin, кто-то в толпе дразнил их тем, что Thunderbirds летают на старых F-16, не оснащенных и половиной из тех «примочек», которыми оборудована стоящая перед ними «Цессна». Шутки шутками, но есть в них и большая доля истины, ведь главное в полете – ясность ситуации, и большой разницы между истребителем и легким самолетом здесь нет, поскольку земля одинаково твердая для обоих. Возможность свободно получать большие объемы наглядно отображенной информации избавляет от необходимости в перекрестных проверках, освобождая внимание летчика для пилотирования и непосредственного контроля окружающей обстановки.
В планы Cessna Aircraft включена установка Garmin G1000 на Cessna 206 Stationair и новый реактивный Mustang, это должно произойти в 2006 г. Тем не менее, весьма показательно, что дебют нового комплекса состоялся именно на Cessna 182Т Skyline. О важности события с точки зрения путей развития рынка легких самолетов свидетельствует уже тот факт, что за один лишь неполный день первой презентации машины в октябре 2003 г. компания получила более 300 заказов на новый «Скайлайн» (это даже породило проблему удовлетворения спроса, которая сегодня уже успешно решается). Впрочем, для США и Европы такой результат можно считать вполне закономерным, чего, к сожалению, никак нельзя сказать о России. И дело даже не в том, что ввоз в нашу страну подобного самолета частным порядком сопряжен с многочисленными трудностями и проволочками, а перспективы сертификации и вовсе туманны, в том числе и из-за неопределенного правового статуса аппаратуры GPS. Просто очень уж мы далеки от передовых тенденций в развитии авиации общего назначения, и пока в России не нашел должного правового обеспечения сам факт ее существования, нам остается лишь с завистью смотреть на тех, кто может свободно летать и не обязан постоянно отчитываться в лояльности. Ведь при существующей разрешительной системе использования воздушного пространства столь сложная и дорогая аппаратура просто не нужна пилоту легкого самолета (во всяком случае, нецелесообразна по финансовым соображениям), а открытое небо остается пока лишь заветной мечтой российских пилотов-любителей. Если этой мечте суждено сбыться, то мы еще увидим «стеклянный борт» в кабине легкого самолета, и полеты над бескрайними просторами России станут проще и безопаснее. А пока возьмем на заметку удачный опыт передовиков.
Александр Швыдкин