[НАЗАД]

«ИРКУТ» ОТКАЗАЛСЯ ОТ ЛЕТЧИКОВ?

 

Авиасалон МАКС-2005 выявил новую тенденцию в развитии беспилотной техники: российские компании ожидают увеличения спроса со стороны невоенных заказчиков, таких как МЧС, ФСБ, МВД. Интерес этих ведомств привлекают не столько сами беспилотные летательные аппараты (БПЛА), сколько полноценные беспилотные системы, которые, с одной стороны, решают конкретные задачи, а с другой, обеспечены логистической поддержкой со стороны производителя.

Среди крупных авиастроительных компаний первую заявку на лидерство в сегменте невоенных беспилотных систем сделала корпорация «Иркут». Она сформировала и впервые показала на авиасалоне продуктовый ряд унифицированных многофункциональных авиационных комплексов дистанционного зондирования земли на базе беспилотных и опционально пилотируемых летательных аппаратов

По заявлению представителей «Иркута» комплексы предназначены для обнаружения и мониторинга чрезвычайных ситуаций, поиска пострадавших, информационной поддержки средств быстрого реагирования. Эта техника также может применяться для информационной поддержки операций правоохранительных структур, а также хозяйственной и природоохранной деятельности.

Продуктовый ряд включает в себя шесть типов комплексов, базирующихся на летательных аппаратах пяти типов, три разновидности наземных пунктов управления, а также средства наземного обслуживания. Согласно информации разработчиков основное внимание при проектировании было обращено на качество системных решений, унификацию технических и программных средств, внедрение модульного принципа и открытой архитектуры.

В процессе создания летательных аппаратов были использованы прототипы, разработанные российскими и иностранными конструкторами и, в частности, инновационной компанией «Новик XXI век». Конструкция прототипов была переработана для включения в систему и обеспечения единой методики применения и управления.

Наземные пункты управления беспилотников «Иркута» разработаны в трех вариантах комплектации. Информация от комплексов может в реальном масштабе времени передаваться как на пункты управления, так и на выносные терминалы, установленные на автомобиле, самолете, вертолете, выполняющих целевую задачу. В зависимости от сферы применения и решаемой задачи может формироваться конкретная конфигурация авиационного комплекса, включающая различные типы БПЛА, полезных нагрузок, пунктов управления.

Первым заказчиком беспилотных систем корпорации «Иркут» стало МЧС России. Как заявил директор департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС Михаил Фалеев, наибольший интерес вызывают БПЛА «Иркут-60» и «Иркут-200». В настоящее время «Иркут» по заказу МЧС адаптирует базовые варианты своих аппаратов под требования МЧС.

Особняком в ряду «иркутских» беспилотников стоит «Иркут-850», спроектированный на базе двухместного моторного планера S10VT фирмы Stemme (ФРГ). Он назван «опционально пилотируемым ЛА», поскольку оснащен системой управления, позволяющей летать в беспилотном варианте. Комплекс приборов, трансформирующих мотопланер в БПЛА, установлен в кабине на месте правого пилота. В контейнерах под крылом «Иркут-850» может нести несколько типов оперативно заменяемой полезной нагрузки, в том числе телевизионную и тепловизионную оптико-электронные системы на гиростабилизированной платформе, автоматическую цифровую фотокамеру высокого разрешения и систему трехмерного лазерного картографирования (LIDAR). Масса БПЛА 860 кг, максимальная продолжительность полета в беспилотном режиме — 12 часов. Дальность ограничена возможностями радиоканала и составляет 200 км.

По замыслу разработчиков, в пилотируемом режиме аппарат может использоваться в тех случаях, когда использование БПЛА ограничено действующим законодательством.

«Иркут-850» оказался востребо-ванным уже на первой своей публичной демонстрации. Аппарат был интегрирован в систему обеспечения безопасности МАКС-2005 и ежедневно совершал полеты по плану соответствующих силовых структур.

Идея опционально-пилотируемого привлекла внимание австрийской фирмы Diamond Aircraft Industries GmbH. На МАКС-2005 эта компания и корпорация «Иркут» подписали протокол о намерении создать пилотно-беспилотный комплекс на базе самолета DA42 Twin Star. Эта машина, на которой устанавливается гиростабилизированная система оптического наблюдения СОН-112 (разработка Уральского оптико-механического завода), предназначена для дистанционного зондирования земли в интересах широкого круга невоенных заказчиков. Внедрение технологий, разработанных в программе «Иркут-850», должно расширить спектр вариантов применения австрийского самолета.

С беспилотной техникой связан и другой международный проект, о котором объявлено на МАКС-2005. «Рособоронэкспорт», «Иркут», «ОКБ Яковлева» и итальянский холдинг Finmeccanica (с контролируемыми им  компаниями Aermacchi и Alenia Aeronautica) заключили 18 августа 2005 г. генеральное соглашение о промышленной и коммерческой кооперации. Одной из конкретных программ названных фирм станет совместная разработка и испытание технологий для БПЛА. При этом в качестве платформы для отработки этих технологий будет использован новый учебно-боевой самолет Як-130.

Ранее «ОКБ Яковлева» заявляло о намерении создать многофункци-ональный беспилотный комплекса, унифицированный с Як-130. В свою очередь, Alenia предпринимает усилия для того, чтобы занять лидирующие позиции в европейской боевой беспилотной программе Neuron. Таким образом, российские и итальянские компании дополняют друг друга, а сотрудничество усиливает позиции России и Италии в потенциально возможной европейской беспилотной кооперации.

Сергей СОКУТ

Hosted by uCoz